На суд жюри в номинациях №1 «Опыт воспитательной работы в условиях ФГОС» и  №2 «Описание воспитательного проекта» было представлено огромное количество работ от авторов из самых разных субъектов Российской Федерации: из республик Марий Эл, Татарстан, Адыгея и Хакасия; из Краснодарского, Алтайского и Красноярского краев; из Самарской, Ленинградской, Тюменской, Ивановской, Пензенской, Саратовской, Новгородской и Томской областей; из города Санкт-Петербурга. Подавляющее большинство материалов - от педагогов начальной школы, но были и физики, филологи, историки и даже воспитатели детских садов, педагоги-организаторы, а также преподаватели техникумов. Это свидетельствует о том, что воспитательный процесс в отечественном образовании вновь становится очень важным.
Многие педагоги посвятили свои работы гражданско-патриотическому воспитанию. Это и понятно, ведь в этом году наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.  Все разработки очень глубокие, наполненные смыслом, такой подход не мог оставить равнодушными участников воспитательного процесса. Об этом свидетельствовали многочисленные фотографии, презентации и другие иллюстрации итогов тщательно проведенной работы, покорившие членов жюри.
В номинации «Опыт воспитательной работы в условиях ФГОС» хочется особо отметить нескольких коллег, которые заслуженно стали победителями:
Марина Владимировна Долгих, старший воспитатель детского сада «Солнышко», структурного подразделения средней школы №2 «Образовательный центр», села Борское муниципального района Борский Самарской области. «Использование инновационных подходов в организации предметно-пространственной среды, способствующей всестороннему развитию дошкольника».

Наталья Владимировна Козина, учитель начальных классов Расцветской средней школы Усть-Абаканского района Республики Хакасия. «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС».
Ирина Геннадьевна Кузьминых, учитель физики и математики голышмановской средней школы №4 Тюменской области. «Индивидуально-личностное развитие подростка как фактор преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем у учащихся».

В числе призеров:
Светлана Михайловна Евсикова, учитель начальных классов средней школы №91 Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан. Воспитательная система «Солнечный свет».
Татьяна Юрьевна Ионова, учитель начальных классов школы-интерната среднего (полного) общего образования №5  с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города  Кинеля Самарской области. Программа  духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников  «Я и мир вокруг».
Александр Николаевич Назаров и Сергей Олегович Трушников, учителя Недокурской средней школы Кежемского района Красноярского края. «Школьный музей. Правила техники безопасности».
Ольга Михайловна Райш, учитель русского языка и чтения Уртамской  специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Кожевниковского района Томской области. «Вдохнуть жизнь».
Тамара Михайловна Шувалова, учитель физики средней школы №2 города Абакана Республики Хакасия. «Физика в хакасском эпосе».
В номинации «Описание воспитательного проекта» победителями стали:
Галина Алексеевна Подлобная, учитель русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида №565 Кировского района Санкт-Петербурга. «Растим патриотов России».
Анастасия Григорьевна Семенюк, учитель начальных классов Минусинской общеобразовательной школы-интерната Красноярского края. «Фантастический период».
Надежда Митрофановна Черных, учитель технологии средней школы №2 города Абакана Республики Хакасия. Проект «Верю. Храню. Люблю» (реконструкция и обновление деятельности школьного музея).

В числе призеров:
Анастасия Валерьевна Архипкина, учитель истории и обществознания средней школы №12 города Абакана Республики Хакасия. Проект «Изготовление и установка мемориальной доски памяти Героя России Дмитрия Резаева».
Ольга Сергеевна Хрон, старший воспитатель детского сада «Солнышко», структурного подразделения средней школы №2 «Образовательный центр», села Борское муниципального района Борский Самарской области. Проект «Рыцари и принцессы».
Очень хочется написать о том, что понравилось больше всего, заставило задуматься и переполнило гордостью за наших учителей и школьников.
Спасибо всем, кто не забывает российскую историю, постоянно напоминает ребятам о подвиге нашего народа в годы войны, учит чтить подвиг своих земляков.
Огромная работа ведется Александром Николаевичем Назаровым и Сергеем Олеговичем Трушниковым в поселке Недокура (Красноярский край) по созданию школьного музея, где будут рассказывать о героях, которые еще недавно жили рядом с ребятами. Анастасия Валерьевна Архипкина (Республика Хакасия) вместе с ребятами реализовала проект по установлению мемориальной доски выпускнику школы, погибшему в 1994 году в Югославии.
Галине Алексеевне Подлобной (Санкт-Петербург) удалось увлечь историей военных действий не только учеников своей школы, но и жителей других регионов России. Еще в 2004 году был дан старт акции «В памяти потомков навсегда останутся те грозные года». Ученики организовали перекличку городов-героев: Бреста, Москвы, Минска, Киева, Волгограда, Севастополя и Одессы, они собрали и отправили письма-бандероли с информацией о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, о жизни этих городов в мирное время. Они обратились с просьбой прислать  любые материалы (иллюстрации, фотографии, рассказы и т. п.) для знакомства с другими городами-героями России, Украины и Белоруссии. Сколько же было радости и гордости у детей и взрослых, когда все города-герои откликнулись на это обращение! На основе собранного материала каждый класс разработал сценарий, подготовил и провел для учащихся всей школы заочные экскурсии по всем городам-героям. Был создан мультимедийный проект «Фоторепортаж о городах-героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», проведены инсценированные заочные экскурсии и многие другие мероприятия. Те ученики уже окончили школу, но все собранные материалы они подарили школьному кабинету истории. А сейчас, к 70-летию Великой Победы, новое поколение ребят подключается к  акции «Этот день мы приближали как могли…». В школе регулярно проводятся встречи детей с ветеранами, уроки Мужества «Чтобы помнили… чтобы поняли…», постоянно обновляется выставка «Календарь Победы», проводятся конкурсы рисунков, плакатов, чтецов (по произведениям о Великой Отечественной войне). Вместе с депутатами муниципального совета Нарвский округ ученики участвуют в социальной программе «Подарок ветерану» (своими руками делают творческие поделки и открытки), знакомятся с материалами о городах-героях и городах воинской славы. Учащиеся школы ежегодно принимают участие во всех районных и городских конкурсах, выставках и соревнованиях, посвященных Дню снятия блокады Ленинграда и Дню Победы, выступают с праздничными концертами в военно-морском госпитале №1… Спасибо вам, уважаемая Галина Алексеевна, за память!
Аналогичную работу проводит в Хакасии Надежда Митрофановна Черных. Ребята из ее класса отвечают за школьный музей и с таким трепетом относятся к каждому экспонату, что диву даешься. Они сами делают там ремонт, обновляют интерьер, готовят стенды, проводят экскурсии для малышей. Пока есть такие учителя и школьники, подвигу нашего народа не грозит забвение!
Кроме того, высокой оценки заслужили работы, связанные с всесторонним развитием обучающихся и воспитанников детских садов. Так, например, очень интересную работу ведет Марина Владимировна Долгих (Самарская область). Ее малыши учатся жить в мире взрослых, в этом им помогают макеты-карты и макеты-модели («Улица города», «Скотный двор», «Зоопарк», «Наука», «Грамота», «Математика» и др.), участие в различных ролевых играх. Такая работа помогает им всесторонне развиваться и плавно вливаться в сложную систему взрослых взаимоотношений. Материал Марины Владимировны опубликован в этом выпуске «Методической кухни».
Очень интересно совмещает обучение и воспитание Тамара Михайловна Шувалова, которая работает над темой «Физика в хакасском эпосе». Ее ученики знакомятся с мифами, сказаниями хакасов и находят там необычные вещи, которые потом объясняют с помощью законов физики.
Оригинальный подход использует в своей работе учитель начальных классов Анастасия Григорьевна Семенюк из города Минусинска (Красноярский край). Учителя беспокоит, что многие дети не любят читать. Но только не ученики Анастасии Григорьевны! Ведь фантастические периоды, организованные в школе, нельзя обойти стороной. Ребята вместе с родителями изучают сказки, рассказы, легенды, потом объединяются в группы и готовят удивительные вопросы друг для друга. Отвечая на них, они совсем по-иному знакомятся с литературными произведениями. А в скором времени чтение становится любимым совместным занятием школьников и родителей.
Но, к сожалению, нельзя обойти и проблемы, замеченные при оценке работ участников «Мудрой совы»: формальный подход к подготовке конкурсных материалов, огромное количество информации, совсем не связанной с заявленной темой, отсутствие иллюстраций и фотографий, а также бич нашего времени - плагиат.
Те, кто не попал в число победителей и призеров, не отчаивайтесь! В следующий раз обязательно повезет. Удачи вам в вашем нелегком труде, терпения, благодарных учеников и понимающих родителей.

​Елена ДАВЫДОВА, почетный работник общего образования, победитель ПНП «Образование»
в 2006 и 2012 гг., финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001», учитель географии средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области