На ухоженной территории негосударственного детского сада №25 я первым делом увидела веселых детей. А у дверей меня встретила сама Дарья.
«Повзрослела и не такая улыбчивая», - отмечаю я про себя... Дашу знаю давно, учились с ней в одной школе, только она немного младше меня.
Даша улыбается и говорит:
- Как же давно мы не виделись!
Почти 15 лет, если не считать пары мимолетных встреч на улице и редкие приветствия в соцсетях.
- Кем ты мечтала стать в детстве? - спрашиваю я и вспоминаю, как в школьные годы Даша играла в «Театре трех муз», занималась баскетболом, пела шведские песни, ни секунды не сидела на месте. Если ее с одноклассницами оставляли в классе, то, казалось, закрой дверь, и девчонки окажутся на люстре - такими они были задорными.
- Я, как и мои мама, тетя и бабушка, всегда мечтала быть педагогом. Путь в профессию был долгим. После окончания петрозаводской школы №3 училась в Карельском училище культуры, затем в Карельском государственном педагогическом университете на факультете дошкольной социальной педагогики и психологии. Никогда не сомневалась, что буду работать с детьми. После вуза сразу же пришла в детсад №25 на должность социального педагога, чему очень рада, - рассказывает Дарья Толмачева.
- Обычно человек на этой должности работает с проблемными и социально неблагополучными семьями, но в нашем саду их просто нет, - к разговору присоединяется Марина Анатольевна Морунова, заведующая детсадом. - Поэтому наш социальный педагог занята взаимодействием между детьми, родителями и воспитателями. Это обучение детей общению в игре, семейные проекты, подготовка и проведение специальных занятий в группах. Представляете, целую неделю в октябре дедушки и бабушки наших воспитанников были задействованы в посвященном им специальном проекте - мастерили поделки, воплощали интересные идеи, смотрели концерт... Так что Дарья Александровна у нас и генератор идей, и связующее звено между взрослыми и детьми.
- Иногда мне кажется, что главная задача социального педагога - это улавливать настроение, понимать внутренние процессы в коллективе, чтобы вовремя их направлять, а если есть необходимость, корректировать, - откликается сама «генератор».
- Как вы отпраздновали победу в конкурсе? - интересуюсь я.
- Праздновать начали с того, что проанализировали все ошибки Даши. Мы это сделали потому, что уверены - она может лучше, - говорит Полина Александровна Шурова, старший воспитатель, которая вместе с заведующей помогала Даше готовиться к городскому и республиканскому этапам.
- Я понимала, что иду на конкурс не одна, - вновь вступает в разговор Дарья. - Со мной вместе шел коллектив, я чувствовала и поддержку, и ответственность.
- Сейчас будем готовиться к всероссийскому финалу. Для нас важно, что опыт нашего детского сада признан на уровне города и республики. Мы готовы делиться своими наработками, обсуждать их с коллегами, открыты новому, - делится планами Марина Анатольевна.
Дарья уводит меня в свой небольшой кабинет, и в разговоре мы снова возвращаемся к «Воспитателю года».
- Мое открытое занятие было посвящено Великой Отечественной войне. Я постаралась найти неформальный подход к теме. Решила, что надо заинтересовать детей необычными для них вещами. Принесла каску, пилотку, показала, как складывались военные письма. Вижу - глаза у ребят загорелись. А если появился интерес в глазах, значит, возник живой отклик, занятие удалось.
- Дарья, а как ты считаешь, о войне с детьми говорить надо?
- Обязательно. Но тема эта неоднозначная. Когда говоришь о ней, кажется, балансируешь на грани. Важно вести разговор в темпе, который комфортен для детей, не спешить, не перегружать их информацией, стараться, чтобы они добывали ее сами, с помощью вопросов, догадок, в процессе общения.
- Знание каких педагогических техник помогает тебе выстраивать общение с детьми?
- В первую очередь социоигровой технологии. С ней я ознакомилась давно. Уже сейчас, повзрослев, понимаю, что этот метод использовался в «Театре трех муз», где я занималась в своем детстве. А в театральном лагере «Артсия» с нами так работали Александра Петровна Ершова, вдохновитель проекта, и Елена Аккуратова, в прошлом режиссер «Театра трех муз», сейчас зам. директора по воспитательной работе Хорошевской прогимназии в Москве. Каково же было мое удивление, когда буквально с первых же дней работы в этом детском саду я услышала о социоигровой технологии! Тогда-то и поняла, что пришла в то самое место, о котором мечтала.
- Даша, в чем смысл этой методики?
- Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск таких форм общения с детьми, которые помогают избежать принудиловки. Не секрет, что игра стимулирует познавательные интересы ребенка, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность детям реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Моя задача как воспитателя научить детей играть в группе, бережно общаться друг с другом.
Наш разговор завершился: ребята вернулись с прогулки, и социальному педагогу Дарье Толмачевой надо было провести еще несколько занятий в группах…