- Валентина Александровна, зачем перестраивать хорошо работающую систему? Большереченцы известны своим качеством обучения...
- С 2007 года мы работаем по теме «Воспитательное пространство муниципального района как поле диалога субъектов воспитания». На протяжении этих лет мы кропотливо, шаг за шагом расширяли воспитательное пространство района, каждой школы, выстраивали диалог с социальными партнерами. Но новый закон об образовании заставил задуматься над многими вопросами. В поиске ответов провели ряд социально-педагогических исследований: изучили и описали социальный портрет населения, инфраструктуру, материально-технические и кадровые условия, основные характеристики образовательных результатов.
- И к каким выводам пришли?
- Мониторинг ЕГЭ показал, что результаты нестабильные, недостаточно продумана система по подготовке, поэтому необходимо усилить работу по организации профильного обучения. За последнее время увеличился охват детей дошкольным образованием - открыты дополнительные места, ликвидирована очередь. Но посещаемость оставалась низкой. Кому-то добираться трудно, и не только в соседнее село, у нас деревни очень большие, вытянуты вдоль Иртыша. Кому-то дорого, кто-то просто не занимается своими детьми.
Кроме того, в детских садах не было специалистов для своевременной адаптации - социального педагога, психолога, логопеда, медработника. Большинство родителей просили, чтобы их дети - старшие дошкольники - занимались в кружках и секциях по интересам от учреждений дополнительного образования, как в райцентре. Кроме того, непрерывное профессиональное развитие педагогов детсадов всегда было проблемой. Где и с кем делиться своим опытом работы, с кем разрабатывать авторские программы, ставить вопрос о преемственности, если в саду один-два педагога? Школа и детский сад не рассматривали друг друга как команду единомышленников.
- Как возникла идея образовательных комплексов?
- Ее озвучила заместитель министра образования Омской области Татьяна Дернова. Очень помогло то, что мы много лет сотрудничаем с Институтом социально-педагогических проблем сельской школы РАН. В журнале «Сельская школа», который выпускает институт, я прочитала статью об образовательных комплексах. Но мы не скопировали идею, мы взяли ее за основу, решая свои проблемы. Омский областной институт развития образования, его ректор Татьяна Горбунова взяли нас под свое крыло, переложили все на научную основу. Несколько раз нас заслушивали в Министерстве образования области, чтобы внести в план изменения. Просчитали все риски, в том числе социальные, чтобы не оставить людей без работы, не обидеть.
За полтора года до начала перестройки подумали о переподготовке этих специалистов на базе района, куда пригласили специалистов педагогического университета, ИРООО. В Уленкуле, например, заведующая, филолог по образованию, стала логопедом. В Чебаклах заведующая уже пенсионного возраста - сильный хозяйственник - осталась работать заместителем по хозяйственной части. Не начинали ничего менять, не обговорив все с главой каждого поселения, тут очень помог глава Большереченского района Василий Майстепанов, подхвативший идею. Все вместе донесли ее до каждого главы поселения, до каждой мамы и бабушки.
- Вы получили что хотели?
- У нас очень много малых поселений. Есть большое село Ингалы, в семи километрах деревенька Ростовка, в которой мы, конечно, детский сад не построим. Но теперь мы имеем полное право подвозить малышей из Ростовки в детский сад села Ингалы, тем более что в 2013 году приобрели 10 новых автобусов. По закону на школьных автобусах прежде мы не могли возить дошколят, теперь Ингалинский комплекс - одно юридическое лицо, все стало гораздо проще. Подвозим детей и в самих Ингалах.
Не все родители платежеспособны, поэтому в детских садах кроме групп полного дня организовали мобильные, когда родители бесплатно приводят детей на занятия. Открыли группы кратковременного содержания, консультационные центры, в той же Ростовке он работает на базе начальной школы. Психолог, логопед, социальный педагог едут в малое поселение, чтобы помочь родителям, дать консультацию по любому вопросу. С детьми надо работать начиная не с первого класса, а с детского сада: обнаружилось, что из 20 малышей 10 говорящих. Консультации - это уже немало, кроме того, обеспечиваем родителей литературой, они могут в любое время и сами приехать в Ингалинскую школу, посоветоваться.
- Расширились ли возможности дополнительного образования?
- Часы от Центра детского творчества, спортивного центра передали педагогам образовательных комплексов. Собственно, они их и вели, но теперь они полноправные члены коллектива, на кружках у них вместе с начальной школой занимаются детсадовцы. Пока школа и детсад были разными юрлицами, это не получалось. Теперь у нас единые педсоветы, единые родительские собрания, единый родительский комитет. Вот она, преемственность - педагоги видят детей с дошкольного возраста, знают, что нужно исправить. Объединение помогло и детям, и взрослым более активно участвовать в районных мероприятиях. Принцип доступного качественно образования стал реализовываться на практике. Я не скажу, что мы приостановили миграцию, но многие родители поняли, что и у детей в самых отдаленных селах есть возможность учиться и развиваться наравне с другими.
- Модель на всех одна?
- При кажущемся однообразии сельских поселений и организационно-содержательные модели, и модели управления образовательными комплексами отличаются друг от друга. Они разнообразны и уникальны. 12 комплексов - 12 моделей: где-то нужен подвоз, где-то нет, где-то упор на консультационные центры, где-то - на мобильные группы. А есть у нас Новологиновская средняя школа, в которую входит Чепляровская основная. Чепляровская школа на другом берегу Иртыша, и переправиться можно не всегда. Мы предложили родителям решить вопрос с проживанием ребят в Новологиново, но они захотели, чтобы их дети учились и жили дома. Там мы используем дистанционные технологии, которые с объединением вообще стали активнее развиваться. Наши учителя прошли специальную подготовку. Стало более сильным профильное обучение - мы создали модели сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях, отдельно - модели профильного обучения для малокомплектных сельских школ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. И управление стало проще, когда оно сосредоточено в одних руках. Образовательные комплексы более самостоятельны финансово и экономически.
- Валентина Александровна, насколько я знаю, в районном поселке Большеречье вы образовательные комплексы не организовали?
- Тут у нас будет принципиально иная модель. Мы хотим поднять качество образования, поднять на новый уровень профильное обучение, создав сетевое, которое удовлетворяло бы потребности обучающихся не только школ поселка, но и сельских школ. Планируем в центре района объединить педагогов-новаторов, создать кадровое ядро. Наша Большереченская школа будет состоять из 2 средних школ, Центра детского творчества и спортивного центра. Директор будет один, заместитель по АХЧ, но в каждом учреждении будут замы по учебной и воспитательной работе. Мы соединим школу и дополнительное образование. Сейчас в спортцентре занимаются 960 человек, смогут 1200. В Шипицине у нас есть бассейн, который отремонтировали с помощью местной власти и Министерства образования. И сейчас там занимаются много детей в секциях, в свободном плавании - мы организовали подвоз. Но когда он станет частью не дополнительного, а среднего образования, мы сможем возить детей на третий час физкультуры. Управлять станет, может, не легче, но экономнее. Можно будет разгрузить слабенький спортзал школы №2, которая находится рядом со спортцентром. В итоге уменьшим долю детей, занимающихся во вторую смену. Надеемся, что сможем стать гимназией, но не сразу, я считаю, что нам еще нужно подготовиться, подтянуть педагогов.

Досье «УГ»

Валентина Александровна Шульгина руководит Большереченским комитетом по образованию с 2006 года. До этого была заведующей методическим кабинетом, наладила сотрудничество с Институтом социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования, поставив районную систему на научную основу. Институт не раз награждал ее за активное участие в научно-исследовательской деятельности. Имеет медаль «За трудовое отличие», нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», благодарности Института развития образования и Министерства образования Омской области за работу по развитию способностей педагогов, за подготовку финалистов областного этапа конкурса «Учитель года России-2010» и областного конкурса «Лидер в образовании-2010». Победитель Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий».

Омская область