Евгения САРАЕВА, директор школы, Ростовская область:
- Прежде всего хочу поблагодарить «Учительскую газету» за поднятую тему, она очень актуальна в настоящий момент. У меня 4 заместителя: 2 по учебно-воспитательной, 1 по воспитательной и 1 по административно-хозяйственной деятельности. Всего в школе 941 учащийся, 40 классов-комплектов. Распределение по видам работы традиционное, оно себя, на мой взгляд, оправдывает, но объем работы с каждым днем растет.
Между тем зарплата у замов ниже, чем у учителей. Заместители, оказывается, не относятся к педработникам (хотя ведут уроки, в нашей школе у каждого заместителя по 12 часов в неделю), и поэтому им нельзя производить доплаты. Разве это не парадокс? Надбавку за результативность и качество работы им тоже устанавливать нельзя. Поэтому прежде всего хотелось бы пересмотреть подход к оплате труда замов. А еще мечта - ввести в штатное расписание юриста, чтобы не мне с заместителями разрабатывать устав, локальные акты и прочие правовые документы, писать огромное количество ненужных отчетов, дублирующих друг друга бумаг и представлять школу в суде.

Тамара НЕСТЕРОВА, директор школы, Нижегородская область:
- Наша школа небольшая по численности учащихся, в ней всего 14 классов-комплектов. Это позволяет иметь в штатном расписании двух заместителей. Зарплата замов напрямую зависит от зарплаты директора, которая устанавливается учредителем. На сегодня ее уровень в среднем ниже зарплаты большинства учителей. Функционал поделен традиционно - по учебной работе и по воспитательной работе. Первый занимается образовательным процессом, то есть урочной деятельностью, второй - «внеурочкой» и воспитательной работой, в том числе допобразованием. Деление «урочки» и «внеурочки» традиционно для данной школы, хотя (если следовать терминологии ФГОС) это часть единой образовательной программы.
Мои заместители завалены бумажной работой, бесконечными отчетами и ответами на запросы начиная с 1 сентября и заканчивая последними днями июня. В день мы получаем до 25 писем, из них 60-70% - запросы. Работа зама - бесконечная сводка различных данных для учредителя (тот в свою очередь отчитывается перед региональным министерством). При этом никто не снимал ответственности за учебный процесс.
В обязанности заместителя по учебной работе входит посещение уроков, методическая работа тоже должна вестись систематически и ответственно, иначе учителям начинает казаться, что администрация школы ничего не делает. Замы должны вести часть делопроизводства по своему направлению, готовить предметные недели, олимпиады, обеспечивать участие в россыпи конкурсов, качественно вести внутришкольный контроль и т. д.
Естественно, заместители не роботы и какой-то участок может западать. Все эти безумные отчеты и многое-многое другое сдают все школы на равных - и те, где учится больше тысячи учеников, где много классов и много замов, и те, где учатся 90-100 учеников и 1 зам. Отчетность одинакова для всех. И из чего исходят, призывая сокращать штат администрации пропорционально количеству классов, непонятно. Некоторые директора выходят из ситуации, переводя существующих замов в учителя и организуя им доплаты. Возможно, это выход, но получается, что мы вынуждены обманывать систему образования.
Система организации работы заместителей сложилась давно, она отработана и была бы и сейчас эффективна, если бы не вал бумажно-отчетной работы. И все это нельзя переложить на кого-то другого, потому что вся информация сосредоточена в руках конкретных людей.

Геннадий МЕНЬШОВ, директор лицея, Ярославская область:
- У нас в лицее около 800 учащихся, соответственно 5 заместителей директора: зам по АХЧ, один по воспитательной работе, три человека - заместители по УВР. Один из них отвечает за общеучебные вопросы, второй - за научно-методическую работу, третий - за информационно-аналитическую работу. Такое количество замов сложилось исторически, с момента присвоения школе статуса лицея. Пока нас все в этой системе устраивает, она хорошо работает и оправдывает себя. Штатное расписание приходится каждый год утверждать в департаменте - чаще всего переносим полставки из учебно-вспомогательного персонала в административный. Пока разговоров об оптимизации и сокращении в нашем регионе нет. Но если что, нам просто полставки не утвердят и один из замов окажется в подвешенном состоянии. Будем решать проблему оплаты каким-то иным способом.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2003», директор гимназии №166, Санкт-Петербург:
- Кроме основной работы у заместителей директора есть дополнительные функции, не ограниченные рамками, например, учебно-воспитательной работы. Один зам. директора, скажем, занимается курированием преподавания иностранных языков, но в то же время отвечает за составление расписания, контролирует замещение уроков, следит за обслуживанием электронной системы «Параграф». Другой зам. директора ведет дополнительно какое-то направление опытно-экспериментальной деятельности.
У нас большая школа, где начальные и средние классы учатся порознь, и, несмотря на то что есть зам. директора, который отвечает за учебно-воспитательный процесс только в начальной школе, другие заместители директора, например по воспитательной работе, отвечают за все классы с 1-го по 11-й. Также за все классы отвечает руководитель отделения дополнительного образования детей. При этом функции у заместителей  директора не пересекаются, но в случае необходимости они могут подменить один другого.
Что важно при выборе заместителя директора? Прежде всего профессиональный опыт, послужной список, знаком ли человек с этой работой. Если знаком, то процесс вхождения в работу будет быстрее и эффективнее. Если работник не знаком с функционалом зам. директора, то может получиться так, что у него есть большой творческий потенциал, однако серьезная работа с документацией, с профилактикой правонарушений и травматизма ему не близка. Что ни говори, а администратором тоже нужно уметь быть.

Инесса ПЕТРЕНКО, директор гимназии №261, победитель конкурса «Лучший руководитель образовательного учреждения Санкт-Петербурга-2012»:
- Ставки управленцев рассчитываются от числа детей в школе, отсюда формируется штатное расписание. На 1 сентября 2015 года в нашей гимназии будут обучаться 1200 детей, и в соответствии со штатным расписанием у нас получается 10 управленческих ставок. Сюда входят все заместители директора.
Поскольку у гимназии два здания, то у нас есть руководитель не только второго, но и третьего уровня - заведующий хозяйственной частью, и он тоже является заместителем директора. Также у нас есть своя бухгалтерия, поэтому главный бухгалтер тоже выполняет функции заместителя директора. Все остальные ставки занимают заместители директора по учебно-воспитательной работе.
Поскольку у нас 20 начальных классов, то, конечно, есть заместитель директора, который курирует учебную деятельность именно в начальной школе. Есть зам. директора, который курирует только старшие классы - с 9-го по 11-й. Есть зам. директора, который занимается воспитательной работой, и тот, кто курирует учебно-воспитательную работу в рамках информационных технологий.
На мой взгляд, важно, чтобы заместитель директора знал педагогическую кухню. Например, чтобы зам, отвечающий за начальную школу, сам работал учителем начальных классов. Хотя и говорят, что управленец должен быть менеджером, я считаю, что и директор, и зам. директора должны быть главными учителями и учить учителей. Управленец должен все-таки понимать, как вести разговор с родителями. А как зам. директора, если он не преподавал, будет ориентировать ребят на участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях? Для этого нужно чувствовать ученический дух, уметь мотивировать молодежь. Мне кажется, нужен и управленческий, и педагогический опыт.

Заповеди настоящего заместителя


Елена ЕМЕЛЬЯНОВА, заместитель директора кадетской школы-интерната «Северский кадетский корпус» по методической работе, учитель информатики и ИКТ, учитель года Томской области-2011:

1. Мотивируй! Интерес и достойная оплата способны вывести человека из зоны комфорта, заставить творить, преодолевая сопротивление.
2. Вселяй уверенность! Уважение и вера в коллег и учеников придает им дополнительную энергию.
3. Контролируй! Только последовательность в своих требованиях приводит к тому, чтобы они выполнялись.
4. Организуй себя! Скучно жить по плану, но только так можно все успеть и организовать других.
5. Ищи новое! Инновации сами не внедряются, необходимы площадка и инициативная группа, которая не боится пробовать и открыто обсуждать идеи, находки, успехи и неудачи. Цени таких людей.
6. Развивай личность учителя! Не пытайся переделать других под себя, у каждого есть свои особенности, которые надо развивать в преимущества и таланты!