В 2004 году в Карачаево-Черкесской Республике ЕГЭ прошел нормально. Уже сейчас мы можем утверждать, что он подтвердил многое из того, что от него ожидали, позволил оценить реальное состояние качества знаний выпускников школ. Ясно, что без этого нельзя двигаться вперед. Если при традиционных экзаменах педагоги оценивали свою работу сами, то с помощью ЕГЭ мы провели достаточно объективный мониторинг состояния образования в республике. Надо сказать, что с началом введения ЕГЭ внимание к вопросам образования возросло и со стороны государства, и со стороны общества. Наконец, удалось объединить разные ведомства вокруг интересов образования. Не скрою, что к введению ЕГЭ в республике складывалось негативное отношение, навязанное противниками эксперимента. Несмотря на это, выпускные испытания в школах все же были проведены по форме и по материалам ЕГЭ по семи общеобразовательным предметам. По итогам экзамена было три апелляции, их рассмотрели в установленном порядке и оставили без удовлетворения. Результаты сдачи ЕГЭ в республике были подробно рассмотрены на августовской конференции работников образования.

Как же относиться педагогической общественности Карачаево-Черкесии к результатам эксперимента? Вызывает обеспокоенность предоставление элитарным вузам возможности устраивать дополнительные собеседования. Кроме того, тесты перегружены, а времени для лучшего решения поставленной задачи, как правило, мало. КИМы на разных этапах сдачи отличаются по сложности, что ставит абитуриентов в неравные условия. Хотелось бы, чтобы шкала оценок по ЕГЭ не отличалась от критериев оценок вузов.

Конечно, ЕГЭ всех проблем не снимает, но мы сделали соответствующие выводы для себя.

Во-первых, мы смогли реализовать такой серьезный проект, каким стал эксперимент по проведению ЕГЭ.

Во-вторых, мы получили реальные результаты нашей совместной работы. Теперь нам предстоит многое осмыслить.

В-третьих, ЕГЭ с его пусть непривычными, но едиными для всех правилами может и должен вернуть в систему общего образования мотив качественного учебного труда и учеников, и учителей.

Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что в 20 школах республики в основном справились с новой формой аттестации. Результаты не очень высокие, но они реальные. Сравнительный анализ показал, что если в предыдущие годы успеваемость по алгебре и началам анализа составляла 99,9%, то по результатам ЕГЭ - 74%.

Впереди у нас напряженная работа. В 2005 году республика вновь участвует в эксперименте. Но при всей его сложности он заслуживает серьезного внимания уже потому, что помогает выдвинуть знания на первый план.

Любовь АБРЕКОВА, министр образования и науки Карачаево-Черкесской Республики