Именно в Норильске пробудилась у моей героини любовь к биологии. В пятом классе ее учителем стала Альфина Михайловна Бойко, она и сегодня работает в норильской школе. Ее образ и  прекрасные уроки определили выбор профессии не одной Ольги Ивановны, с естественными науками связали свою жизнь немало ее учеников.
 В том, что Ольга Ивановна стала педагогом, немалая заслуга и ее родителей. Сами они инженеры, но к учителям всегда относились с огромным уважением, почитали эту профессию как одну из самых нужных и важных. Не раз мама, услышав, как ее маленькая Оля объясняет своим одноклассникам уроки по телефону, восхищенно говорила: «Тебе нужно быть учителем! Это твое!» В Норильске нет университетов, поэтому по окончании школы Ольга приехала в Кострому и поступила на биофак Государственного педагогического университета имени Некрасова. Родители остались на Крайнем Севере и переживали за дочь: как она там совсем одна? Но Ольга не чувствовала себя совсем одиноко, поскольку встретила любознательных сокурсников и самых замечательных преподавателей, среди которых Галина Кронидовна Фомичева, Ольга Михайловна Волкова, Александр Рудольфович Наумов, Елена Валентиновна Шипова и другие. Для многих поколений студентов они являлись образцом преданности профессии и деликатного, бережного и внимательного отношения к молодым людям. Увлеченность взрослых передавалась и студентам, профессора и преподаватели биофака не только давали знания, они заражали факультетскую молодежь самоотверженным служением избранному делу.
Ольга Ивановна с благодарностью и теплотой вспоминает незабываемые дни ежегодных полевых практик: «Наверное, для каждого биолога и геолога это лучшие воспоминания о студенческой юности. Именно там по-настоящему изучаешь многообразный мир живой природы. Это то, чего явно не хватает школьному курсу биологии, в программе нет полевой практики, а она необходима, это понимают все мои коллеги и все почти об этом говорят».
Как без общения с природой увлечь ребят биологией? Есть ли у вас профессиональные секреты, какие-то особые приемы, помогающие заинтересовать учеников сложными темами?  Такие вопросы я задаю всем знакомым биологам, лучших в профессии об этом грех не спросить.
Ольга Ивановна почти сразу же сформулировала особенности своего стиля преподавания. «Мне помогает провокация. Я часто к ней прибегаю, чтобы разбудить интерес к той или иной теме. Я подбираю вопросы, которые требуют обсуждения. Мне нужно добиться, чтобы дети зашевелились, чтобы этот вопрос их  не отпускал  и после урока  они упорно и настойчиво искали ответ. Конечно, это не мое открытие, просто мне оно помогает лучше, чем многое другое», - признается она. Кстати, на конкурсе в Мытищах Ольга Ивановна узнала свой любимый прием на открытом уроке Максима Иванова из Петрозаводска, и это послужило поводом к знакомству и дальнейшему общению. Вообще конкурс подарил Ольге Ивановне очень много интересных встреч и незабываемых впечатлений. Дружеские отношения сложились не только с коллегами-биологами Аллой Головенькиной, Евгением Келиным из Мордовии, но и с представителями других специальностей, например, с лингвистами Надеждой Капран из Череповца и Денисом Рочевым из Ленинградской области, словесником Анатолием Кузнецовым из Хабаровска и  историком Андреем Рытченко из Астраханской области. В общении с каждым из них, по признанию моей героини, ею был приобретен новый опыт.
А ведь Ольга Ивановна могла никогда не встретиться с этими интересными людьми. Все дело в том, что в Костромской области десять лет не проводился региональный конкурс «Учитель года», и представителей региона выбирали среди победителей конкурса  ПНПО, скорее даже не так - не выбирали, а уговаривали поехать на конкурс. Соглашались  не все. Причины понятны - мало кто из зрелых преподавателей, тем более  успешных, реализовавших себя в той или иной педагогической специализации, хочет подвергать себя внешнему оцениванию. Сегодня Ольге Ивановне смешно вспоминать, но она тоже опасалась попасть в ситуацию сравнения, интуитивно избегала публичных испытаний, поэтому не сразу дала согласие. Но потом, уже вступив в конкурс, об этом ни капли не пожалела.
 Разумеется, о победе и даже о месте в «пятнашке» моя героиня не думала. Хорошо понимала, что подготовиться к всероссийскому учительскому конкурсу за месяц невозможно, так же как невозможно за месяц подготовить ученика к успешному выступлению на Всероссийской олимпиаде, для этого необходимо пройти все этапы, наработать опыт состязания. И она очень рада, что в этом году после многолетнего перерыва в Костромской области возобновлен конкурс, а это значит, у лучших костромских учителей появится шанс продемонстрировать высший класс - показать на конкурсе все, на что они способны.
Кстати, Ольга Ивановна относит костромских учителей к особому, редкому виду отечественного учительства. Отличительной особенностью их является скромность при высочайшем профессионализме и трепетное отношение к детям, и это отмечается не у единиц, а практически у всех, кто работает в костромских школах. Впервые Ольга Ивановна столкнулась с этим феноменом на педагогической практике. Так сложилось, что ее первый самостоятельный урок был по химии, не по биологии. К нему она готовилась под руководством опытного педагога, заслуженного учителя 7-й костромской школы Виолетты Дмитриевны Гайворонской.  Урок Ольга провела неплохо, но поняла, что урок провести  не поле перейти, что пройдет не год и не два, а  возможно,  десять лет, прежде чем она научится делать это так, как нужно, как видится ей в идеале.
Сделав этот вывод, она начала учиться у коллег. В гимназии №33, куда она пришла после учебы в университете,  ей дали 9-е, 10-е и 11-е классы. Было очень сложно, прежде всего психологически, ведь ей был  всего 21 год, и разница в 4-5 лет мало для кого из учеников была существенной, авторитет пришлось зарабатывать без помощи возраста. Но в новом коллективе ей встретились замечательные педагоги, которые помогали выдержать первое трудное время и словом, и делом. Ольга Ивановна с удовольствием училась у них и смогла многое перенять. Она с желанием и удовольствием ходила на уроки даже тех, кто вел совсем другие предметы. «Созерцание только на поверхностный взгляд пассивное состояние, на самом деле оно очень важно, поскольку будит мысль, заставляет голову работать, - считает она и добавляет: - Жаль, что сегодня мы так загружены, что не имеем возможности посещать уроки друг друга». Ее вдохновляли уроки Лады Львовны Потехиной, Галины Павловны Шереметьевой, Оксаны Николаевны Цветковой, Зои Геннадьевны Беляевой, Татьяны Владимировны Громовой, Татьяны Андреевны Дермер. Поверить в себя помогала директор гимназии Елена Юрьевна Боброва.
 Вначале как у всех, кто вступает на учительское поприще, у Ольги Ивановны не было своего стиля - уроки были во многом подражательными, и это нормально. Она невольно копировала свою любимую учительницу Альфину Михайловну, вузовских преподавателей, своих опытных коллег. Уже потом появился свой стиль, который - она не раз это замечала - пытаются копировать и ее ученики, особенно старшеклассники.
- С ними вам интереснее работать? - интересуюсь у Ольги Ивановны.
- Да, конечно, но я люблю и среднее звено. Дети в этом возрасте ангелы, они в отличие от старшеклассников такие, какие есть, настоящие, не боятся  задавать вопросы, интересуются, это всегда очень трогательно. А со взрослыми детьми можно говорить об очень многих, в том числе самых важных, вещах.
- Какие темы пробуждают особенно острые дискуссии?
- Эволюционное учение и антропогенез. Эта тема тесно связана с мировоззрением. Есть дети, родители которых стоят на других позициях и не разделяют взглядов ученых на происхождение человека. Разумеется, они говорят об этом своим детям. На уроке я должна преподнести эволюционное учение так, чтобы не оскорбить их чувств, не внести разлад в семью. Поэтому я всегда говорю: «Я вам предлагаю узнать о существовании теории,  изучить основные аспекты, а принимать или нет - ваш внутренний выбор». Но по мере изучения я вижу - рождается заинтересованность, появляются вопросы, сомнения, и чем дальше, тем больше. К концу уже даже те, кто вначале категорически не принимал теории, относятся к ней с уважением. Конечно, чтобы увлечь детей, мне приходится самой быть на высоте, тщательно готовиться к каждому уроку. Помогает то, что я сама интересуюсь открытиями ученых, знакомлю детей с новыми научными данными, это всегда производит впечатление.
Кроме того, Ольга Ивановна нередко организует профессиональную пробу на уроке,  ей нравится тьюторское сопровождение учащегося по индивидуальному образовательному маршруту, и вообще она  мечтает,  чтобы в будущем школа пошла по пути индивидуализации. Но это все относится к методике. Меня же интересует человеческий аспект преподавания. Поэтому я спрашиваю мою собеседницу о межличностных отношениях:
- Бывали ли у вас сложные ситуации на уроках, сталкивались ли вы с агрессией по отношению к вам или учеников друг к другу?
- Нет, пожалуй, ни разу не сталкивалась. Биология - гуманный предмет, он не провоцирует к конфликтам, разве только к конфликтам мыслей, и в этом мне очень повезло. Задача учителя - пробудить интерес к предмету и постоянно поддерживать его, не дать угаснуть. Стараюсь, чтобы этого не происходило.
А вообще, это я уже от себя добавляю, настроение на уроке, микроклимат в классе зависят от личности самого учителя. Если добрый учитель, понимающий, мудрый, то откуда конфликтам взяться? Ольга Ивановна именно такой педагог. Такая она и в жизни: любящая и любимая жена, дочь и мать, счастливая в семье, уважаемая в коллективе, внимательная к коллегам и ученикам.
Любимый праздник моей героини - День учителя. В этот день ее поздравляют все, и близкие, и далекие знакомые, выпускники, одноклассники, родственники, даже те, кто не помнит или не знает о дне рождения. «Именно в такие дни я понимаю, насколько нужная, насколько прекрасная у меня профессия, и, возможно, очень  хорошо и правильно, что я выбрала ее», - признается Ольга Ивановна.

Методический материал Ольги Ковшиковой читайте на сайте «Учительской газеты»
http://www.ug.ru/method_category/169.
Конкурсный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/52.

Кострома