В 2004 году на школьном этапе в нем приняли участие 28 тысяч выпускников и на вузовском - 11183. По итогам сдачи ЕГЭ 31 вуз принимал абитуриентов по тремстам пятидесяти четырем специальностям.

На наш взгляд, главной причиной успешного проведения ЕГЭ и того, что общество приняло его как должное, стала принципиальная позиция совета ректоров области. Мы дважды в год проводим совместные коллегии Министерства образования и совета ректоров, подводим итоги и определяем наши позиции в том, по каким специальностям и в каком объеме будет проходить прием по результатам сдачи ЕГЭ. В этом году все вузы Минобрнауки РФ принимали сертификаты ЕГЭ на все специальности и все направления подготовки как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Мы увеличили число пунктов приема экзаменов в вузах, в этом году впервые пункты были и в ссузах. ЕГЭ стал хорошим механизмом преемственности среднего общего и профессионального образования. Даже при определенном несовершенстве КИМы обозначают планку образовательного стандарта и анализ результатов ЕГЭ позволяет нам выявить узкие места в подготовке выпускников и работе учителей. В конце сентября 2004 года Совет ректоров утвердил статус Уральской межрегиональной олимпиады, в рамках которой будут проведены олимпиады по 12 предметам - тем, по которым мы участвуем в эксперименте. Мы унифицировали набор предметов, итоги сдачи которых учитываются при поступлении в вуз по одной специальности. Например, на все экономические специальности во все вузы региона нужно сдавать три экзамена - математику, русский, географию. Это позволяет серьезно ускорить процесс зачисления и переход абитуриента из одного вуза в другой в случае изменения его жизненного сценария. Студенты первого курса, принятые по результатам ЕГЭ, демонстрировали тот же уровень знаний, что и те, кто сдавал экзамены в традиционной форме. Но тем не менее один вуз попытался отказаться от участия в эксперименте на том основании, что 45% принятых были отчислены. Мы провели проверку и нашли ошибку в данных, которые были представлены ректору его подчиненными. Оказалось, что были отчислены 36 студентов, из них 18 поступили по результатам ЕГЭ на платной основе, из этих восемнадцати 16 поступили с 28-30 баллами. Вуз провел повторный экзамен и баллы у абитуриентов поднялись до 38-40. Молодые люди прошли с такими низкими результатами в вуз на платной основе, а после первого семестра были отчислены. Кто же виноват, что вуз берет к себе явных двоечников и слабаков? Уж точно не ЕГЭ.

Владимир САДЫРИН, министр образования и науки Челябинской области