Кроме того, вся необходимая документация и рекомендации были направлены непосредственно в школы. Выпускникам и их родителям давали необходимые консультации по подготовке к сдаче экзамена в МИОО, ресурсных центрах, окружных управлениях образования. Все председатели комиссий, организаторы проведения ЕГЭ и эксперты прошли обучение с помощью специалистов Центра централизованного тестирования, Минобрнауки РФ и Департамента образования. В Москве прошел пробный экзамен в специально подготовленных 32 пунктах - в нем участвовали 6894 выпускника. Это было меньше числа заявивших о своем желании принять участие во время февральского анкетирования. Во многом такое сокращение было обусловлено тем, что участникам пробного экзамена по письму Минобразования от 1 марта 2004 года было запрещено потом повторно сдавать экзамены в традиционной форме по общеобразовательным предметам, по которым был сдан экзамен в форме ЕГЭ. Решение об участии в основном экзамене после пробного принял лишь 2851 выпускник. Наименьшее число отказов было в Южном округе, что говорит о весьма серьезном отношении к ЕГЭ руководства округа, наличии там системы работы с выпускниками. На мой взгляд, в отказах выпускников от экзамена сыграла свою отрицательную роль позиция директоров школ. Я знаю, что некоторые отговаривали своих учеников от участия в ЕГЭ или вообще умалчивали о том, что в Москве проводится единый госэкзамен. Например, я недавно была в одной из сильных школ, выпускники которой, как правило, поступают в лучшие московские вузы. Ее возглавляет очень уважаемый, опытный директор. Спросила: а сколько ребят участвовали в экзамене? Выяснилось, что ни одного, потому что директор - против, но он для учеников - человек авторитетный, вот они и их родители прислушались к его негативному мнению по поводу экзамена. Но ведь речь идет о судьбе выпускников!

Могу сказать, что московские школьники хорошо справились с единым экзаменом. Четверо - Андрей Егоров из лицея №1557, Дмитрий Краснов и Сергей Кузнецов из лицея №1580, а также Андрей Шибаев из гимназии №1534 - получили 10 баллов по математике, 6 выпускников получили выше 95 баллов по двум предметам, 10 - по физике, 27 - по математике, 5 - по русскому языку и 10 - по химии. Средний тестовый балл по пяти предметам выше (причем по математике и физике существенно выше), чем в среднем по России. По всем предметам 70% выпускников не только приступили, но и частично выполняли наиболее сложные - вузовские - задания из части С. По русскому языку и биологии доля таких учащихся составила 90 и 85 процентов. Наиболее высокие баллы - 95 и выше - получили выпускники школ с углубленным и расширенным изучением предметов, лицеев, гимназий. Например, в лицее №1580 такие результаты показали сразу 13 человек. В былые годы немало было высказано подозрений в том, что московские медалисты-де не подтверждают своих знаний на экзаменах в вузы. Так вот все из 79 претендентов на получение медалей добились самых высоких результатов при сдаче ЕГЭ. Мы проанализировали, насколько вообще результаты сдачи единого экзамена соответствуют годовым школьным оценкам. Оказалось, что взаимосвязь этих показателей в большинстве случаев достаточно высока. По предварительным данным, коэффициент корреляции был не менее 0,7.