П​ервый день форума был посвящен инновационным подходам к организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования педагогов с учетом современного этапа развития общества. Стремительный вихрь образовательных событий закружил около 400 участников - команды педагогов путешествовали по шести образовательным станциям и индивидуальным маршрутам, погружались в деятельностные педагогические технологии проектирования и конструирования образовательных ресурсов. Как отмечали участники, столь удивительная и смелая форма, предложенная на этот раз организаторами для проведения этого дня, избавила участников от традиционного сложного выбора между широким спектром мероприятий, которые чаще всего предлагают обычные формы проведения конференций. Каждый попробовал все и себя во всем! Педагоги знакомились с метапредметными подходами и технологиями обучения на основе использования космических и нанотехнологий, облачных платформ и мобильных клиентских устройств на примере уроков естественно-научного цикла, с приемами интеграции широкого спектра Гугл-сервисов - от информационного поиска до работы с космическими снимками и картографическими измерениями. В финале рабочей сессии педагоги провели удивительный эксперимент, доступный каждому учителю на традиционном школьном лабораторном оборудовании, - получили наночастицы золота. Но не в золоте заключалось богатство участников этой образовательной станции, а в полученных знаниях, вдохновляющих их к развитию и готовых к немедленному внедрению в школьную практику.
Ярчайшее средство формирования метапредметных компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста - мультипликация - стало сегодня доступно всем категориям педагогов, это явление уникальное и сравнительно новое, обусловленное развитием информационных и образовательных технологий, а также обеспечением технической и технологической возможности его реализации благодаря усилиям Департамента образования и Департамента информационных технологий. Универсальность языка мультипликации позволяет создать комплексную систему развития и образования маленького человека. Это не только образное мышление и творчество, но и развитие речи, музыкальная грамотность, изобразительное искусство, манипулятивно-моторные навыки, единство широкого спектра всех перечисленных видов деятельности - ключевое содержательное средство этой технологии.
Современные технологии проектирования и конструирования на примере тончайшей интеграции предметов информатики и технологии помимо демонстрации современных методов и форм построения инновационных уроков погрузили педагогов в захватывающий мир проектирования онлайн-контента и создания образовательных ресурсов, столь актуального для образования будущего, все более открытого и доступного.
Свои возможности развития творческой активности у обучающихся средствами театральной педагогики и видеотехнологий педагоги раскрыли для себя на кинопробах. Команды декораторов, сценаристов, историков, музыкантов и актеров демонстрировали приемы работы с текстами, актуальные для педагогов-предметников всех образовательных областей, - от простейших технологий построения облака тэгов, сложных приемов исторического анализа и сопоставления до сложного структурирования и сценирования - технологий, предъявляемых к учителю в рамках профессионального стандарта «Педагог».
Актуальнейшие технологии командной и групповой работы на примере технологий педагогического мастерства в поликультурном классе касались сложнейших проблем понимания и общения педагогов и учащихся, учащихся между собой. Почему ученик иногда не понимает задание учителя, какие существуют приемы и методы работы для устранения подобных проблем? Как договариваться и понимать друг друга, приходить к коллективному решению и чувствовать себя частью большого коллектива класса, школы, страны? Наконец, осмыслению результатов освоения дополнительных профессиональных программ, персонифицированной оценке прогрессивных изменений в профессиональной компетенции педагогов был посвящен интерактивный тренинг. Проблема осмысления результатов обучения, достижения диагностируемых результатов важна и для педагога, и для руководителя образовательного учреждения. Что следует понимать под результатом обучения, каковы его критерии и как этот результат выделять, как во избежание ситуации непонимания и неумения выделить истинную ценность собственного обучения, мотивирующего и возбуждающего непрерывное профессиональное развитие педагогов? И образовательные станции, и сама форма проведения мероприятия в этот день продемонстрировали педагогам наглядный пример коллективной работы преподавателей-предметников, межпредметные возможности технологий, которым у педагогов есть все возможности обучиться на курсах повышения квалификации или переподготовки в системе дополнительного профессионального образования Департамента образования.
Первый день форума заложил фундамент второго дня, когда одновременно на нескольких территориях проводили тематические мероприятия для педагогов-предметников. Углубляясь в актуальные направления, выбранные в первый день, - дошкольное и начальное образование, педагогика и психология, естественные науки, управление и экономика образования, международное образование, математика, информатика и технология и многое другое, московские педагоги открыли свои двери для коллег.
В рамках мероприятий форума была проведена конференция «Межрегиональное сотрудничество институтов дополнительного профессионального образования: перспективы развития и инструменты взаимодействия», где обсуждали животрепещущие и значимые для системы дополнительного образования проблемы разработки и экспертизы дополнительных профессиональных программ, мониторинга качества их реализации, разработки и проектирования актуального содержания программ, отвечающих вызовам педагогического сообщества в условиях его стремительного развития. Ведущие региональные организации дополнительного профессионального образования высказали готовность к открытому диалогу, профессиональному сотрудничеству и обмену опытом во имя обеспечения качественного дополнительного профессионального образования для педагогических и руководящих работников в своих регионах. Эту проблему успешно решает Департамент образования с привлечением широкого спектра педагогического потенциала Москвы, не только реализуя механизм самостоятельного выбора обучающихся, но и обеспечивая индивидуализацию, модульность образовательного процесса и накопительный потенциал обучающегося в системе ДПО в целом.