Приведем еще несколько популярных формулировок:
- 20% сотрудников делают 80% работы;
- 80% потраченного времени дают всего 20% результата;
- 80% учащихся запоминают лишь 20% информации с урока;
- 80% ваших слушателей понимают 20% ваших мыслей и т. д.
Конечно, в той или иной области соотношение 80:20 может смещаться, причем довольно значительно, но тем не менее все эти примеры объединяет общая идея: большая часть результатов достигается меньшей частью усилий, а большая часть усилий пропадает зря.
Принцип 80:20 в этом году был положен в основу зачисления абитуриентов в вузы: 28 июля 2014 г. Министерством образования и науки был издан приказ №839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015-2016 учебный год».
В пунктах 118 и 119 этого приказа говорится следующее: первый этап зачисления по очной форме обучения завершается 4 августа. Зачисляются все абитуриенты, проходящие по конкурсу и представившие оригинал документа об образовании (аттестат или диплом), до заполнения 80% имеющихся бюджетных мест с округлением в большую сторону. Во вторую волну зачисляются остальные абитуриенты, проходящие по конкурсу и представившие оригиналы документов об образовании, до заполнения оставшихся 20% мест.
Заметим, что поступление в вуз напрямую привязано к критерию представления оригинала документа об образовании. Заметим также, что дата представления документа в вуз не должна являться определяющим фактором отбора абитуриентов в высшие учебные заведения. Действительно, большинство абитуриентов не знают, в какой вуз они точно могут быть зачислены по результатам конкурса, поэтому они подают заявления в несколько вузов. Но если уж они оказались достойными, то следует зачислять их вне зависимости от того, принесен ими оригинал или копия документа.
О том, с какими трудностями встретятся абитуриенты 2015 года, расскажем на примере двух вполне реальных ситуаций. Для каждого из следующих конкурсных списков определите, кто будет зачислен в вуз, считая для простоты, что в вузе всего 5 мест.

Ситуация «попал или не попал»,
первая волна зачисления
№    Фамилия И.О.    Сумма баллов    Наличие документа об образовании/статус поступающего
1    Бурин А.В.    290    оригинал документа
2    Мальцева О.В.    285    оригинал документа
3    Пименов П.Т.    280    оригинал документа
4    Сурначева О.Н.    275    оригинал документа
5    Пенизев А.А.    270    оригинал документа
6    Касатонов Е.О.    265    оригинал документа
7    Тимофеев А.Е.    260    копия документа
8    Чернов А.А.    120    копия документа
9    Иноземцев П.Т.    110    копия документа

Комментарий: поступающий Пенизев не будет зачислен в первую волну зачисления, несмотря на то что и по рейтингу, и по факту представления документа об образовании он мог бы быть зачислен. Причем как ему быть дальше, абитуриент Пенизев не знает. Возможно, надо просто подождать три дня и быть зачисленным во вторую волну. А возможно, за эти дни в вуз принесут оригиналы документов те, кто имеет большую сумму баллов. Тогда Пенизев не поступит ни в этот вуз, ни в другой. Какой ему дать совет, мы не знаем. Возможно, следует все же забирать оригинал документа и нести его в то место, где он не последний по баллам.

Ситуация «зачислим слабых, оставим без образования сильных», первая волна зачисления
№    Фамилия И.О.    Сумма баллов    Наличие документа
об образовании/статус поступающего
1    Бурин А.В.    290    оригинал документа
2    Мальцева О.В.    285    копия документа
3    Пименов П.Т.    280    копия документа
4    Сурначева О.Н.    275    копия документа
5    Пенизев А.А.    270    оригинал документа
6    Касатонов Е.О.    265    копия документа
7    Тимофеев А.Е.    260    оригинал документа
8    Чернов А.А.    120    оригинал документа
9    Иноземцев П.Т.    110    оригинал документа

Комментарий: так как должны быть зачислены 80% поступающих, имеющих оригиналы документов, в первую волну будут зачислены Бурин, Пенизев, Тимофеев и Чернов. Останется одно место. Предположим, что остальные поступающие сели в самолеты, прилетели в вузы, куда были поданы оригиналы документов, забрали их и за два дня успели подать их к участию в конкурсе во второй волне. Напомним, что они ничего не знают ни друг о друге, ни о чужих планах, поэтому надежда оказаться единственным зачисленным есть у каждого. Впрочем, может быть, и никто не будет зачислен - помним про тех, кто может принести оригинал и иметь больше баллов. Как бы то ни было, формируем список второго этапа.

Ситуация «зачислим слабых, оставим без образования сильных», вторая волна зачисления
№    Фамилия И.О.    Сумма баллов    Наличие документа
об образовании/статус поступающего
1    Бурин А.В.    290    зачислен
2    Мальцева О.В.    285    оригинал документа
3    Пименов П.Т.    280    оригинал документа
4    Сурначева О.Н.    275    оригинал документа
5    Пенизев А.А.    270    зачислен
6    Касатонов Е.О.    265    оригинал документа
7    Тимофеев А.Е.    260    зачислен
8    Чернов А.А.    120    зачислен
9    Иноземцев П.Т.    110    оригинал документа

Комментарий: поскольку осталось только одно место, на него будет зачислена Мальцева, и итоговый список поступающих и зачисленных будет выглядеть следующим образом:
№    Фамилия И.О.    Сумма баллов    Наличие документа
об образовании/статус поступающего
1    Бурин А.В.    290    зачислен
2    Мальцева О.В.    285    зачислена
3    Пименов П.Т.    280    не зачислен, оригинал документа
4    Сурначева О.Н.    275    не зачислена, оригинал документа
5    Пенизев А.А.    270    зачислен
6    Касатонов Е.О.    265    не зачислен, оригинал документа
7    Тимофеев А.Е.    260    зачислен
8    Чернов А.А.    120    зачислен
9    Иноземцев П.Т.    110    не зачислен, оригинал документа

Итак, абитуриенты Пименов и Сурначева, подавшие оригиналы документов и имеющие высокий рейтинг, не зачисляются в вуз (а идут в армию и ищут себе работу соответственно). С другой стороны, зачисленным остается Чернов, имеющий всего 120 баллов. Его уровень не соответствует уровню вуза, и, видимо, после первой сессии студента Чернова отчислят, чему он и сам будет не рад, но это случится только через полгода. А пока талантливые абитуриенты не поступили в отличие от тех, кто занял не свое место.

Две волны и три дня: мечты и реальность
Известно, что из пяти вузов, куда можно подать заявления о приеме, в первую волну оригинал документа об образовании представляют в самые престижные. Такими обычно являются крупнейшие региональные вузы, а также вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Те, кто примет решение поступать во вторую волну в другой вуз, из-за сокращения сроков проведения второй волны всего до трех дней столкнутся с печальной действительностью.
Иногородние поступающие могут физически не успеть забрать оригинал документа об образовании, представленный вузу в Москве или Санкт-Петербурге, и привезти его за два дня в региональный вуз: летать самолетом, перевозя аттестаты с места на место, все же дорого, а поездом долго. Поэтому абитуриенты будут выбирать во вторую волну те вузы, куда они успевают переложить документы, то есть другие вузы в тех же крупных городах. Они приедут в них в начале августа, подождут 4‑го числа и будут принимать решение на месте. Тем самым в крупнейших городах будет слишком высокий конкурс, а во всех остальных слишком низкий. Кроме того, в крупных городах не смогут зачислить многих хороших абитуриентов из-за высокого конкурса, а во всех остальных будут зачислять в первую волну практически каждого, кто принес заявление.
Напомним к тому же, что в силу формулы 80:20 региональные вузы уже в первую волну зачислят многих абитуриентов, имеющих низкие баллы, поскольку они представили оригиналы аттестатов. Поэтому зачислить во вторую волну «всех, вернувшихся из Москвы», даже имеющих высокие баллы, у них может не получиться.
О том, как должно быть
В действительности проблема с зачислением, над которой не первый год размышляют чиновники, вводя ограничение по оригиналам документов, количеству заявлений или разрабатывая схемы типа вышеприведенных, решается достаточно просто. И дело не в изменении соотношения 80:20 или в увеличении сроков подачи документов. Их и вовсе можно не требовать с абитуриентов, как перестали с них требовать представление результатов ЕГЭ: все, что нужно, есть в государственных электронных базах. И поступление в вуз надо проводить электронным образом. Предложим следующую схему.
В течение июля абитуриенты регистрируются на портале государственных услуг и проходят процедуру подтверждения личности или получают индивидуальную цифровую подпись. После этого все действия, совершенные ими на этом портале в электронном виде, обретают статус совершенных очно.
Абитуриенты, сдающие испытания творческой и профессиональной направленности, регистрируются до 10 июля и сдают экзамены до 20 июля в вузах. В эти же сроки сдаются экзамены в вузах, имеющих право проводить собственные вступительные испытания.
Результаты вносятся в Федеральную информационную систему государственной итоговой аттестации и приема. Сканированные копии документов, подтверждающих особые права, преимущества, индивидуальные достижения и т. п., поступающие прикрепляют к своему электронному заявлению. (Поясним для неспециалистов: эта база используется уже четыре года. Все вузы вносят в нее информацию о каждом абитуриенте, изменения в личных делах, заявлениях и т. п. Для государства весь процесс зачисления уже сейчас предельно прозрачен.)
С 21 по 30 июля проводится досрочное зачисление лиц, имеющих особые права, и лиц, поступающих в рамках целевого набора. Алгоритм их зачисления полностью аналогичен описанному ниже алгоритму зачисления поступающих по общему конкурсу. Затем все незанятые в досрочное зачисление места переходят в общий конкурс.
Поступающие по общему конкурсу в течение июля, до 1 августа, указывают в базе ГИА и приема специальности, на которые хотят поступать, и получают список всех вузов страны, которые ведут по ним подготовку. Выбирают сколько угодно тех, которые осуществляют подготовку по выбранной специальности, и ждут своего дня.
Далее поступление осуществляется поэтапно.
1 августа распределяются и зачисляются те абитуриенты, кто в сумме набрал больше 280 баллов. Распределение по вузам идет с учетом приоритета, указанного поступающим. В случае отказа от зачисления в волну «280» абитуриент участвует в последующих конкурсах вплоть до момента зачисления, но сумма его баллов с каждым разом снижается до максимального балла текущей волны зачисления. Поэтому передумавшие, опоздавшие или отказавшиеся от зачисления абитуриенты, зачисляющиеся позже, чем должны, не могут вытеснить тех, кто уже зачислен в свой срок. Отказаться от зачисления можно только в течение одних суток с момента публикации приказов в электронном виде, приказы публикуются 1 августа.
3 августа на оставшиеся места всех вузов распределяются и зачисляются те, кто набрал от 260 до 280 баллов (и те, кто не был зачислен ранее), в третий день распределения (5 августа) - те, у кого от 240 до 260 баллов (и те, кто не был зачислен ранее). Прием будет закончен за две недели.
Вот и все. Полная свобода и открытость, никаких дополнительных схем или ограничений. И не нужны никакие оригиналы документов, студенты привезут их в вуз в конце августа, когда приедут учиться.
Помимо принципа 80:20, являющегося скорее маркером дисбаланса, чем экономическим законом, Вильфредо Парето сформулировал принцип оптимальности. Движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое улучшает состояние по крайней мере одного элемента системы, не нанося ущерба никакому другому. В итоге система приходит в состояние оптимальности, по Парето это состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть еще более улучшено без ухудшения других.
Вот так и надо организовать систему поступления в вузы.

А что касается текущего года, то вузам необходимо дать право самостоятельно решать, сколько процентов поступающих зачислять в первую волну - 80, 95 или 100 процентов. Административная рамка 80:20, приводящая к зачислению «попал - не попал» или к зачислению слабых, должна быть устранена. Да и срок между первым и вторым этапом зачисления следует увеличить хотя бы до 7 дней. Ради того дела, для которого проводится конкурсный отбор: для выявления и отбора наиболее талантливых и способных к получению высшего образования учащихся. А не тех, кто быстрее всех транспортирует аттестаты или сразу угадывает вуз, куда надо относить оригиналы документов.

Санкт-Петербург