- Мы не переживаем о грядущем отчете. У нас эта работа ведется давно и системно. В конце 2010 года в региональном правительстве состоялось совещание, на котором было озвучено, что в адрес руководства области поступает слишком много жалоб от родителей, которые не могут устроить ребенка в детский сад. Вопрос обсуждался перед новогодними праздниками. Нашему ведомству дали поручение - до 11 января разработать программу доступности мест в детских дошкольных учреждениях. Работали мы все праздники, много спорили, звонили экспертам. Документ, который мы подготовили, вскоре превратился в государственную программу на 2011-2015 годы, утвержденную правительством области.
- Что предполагала эта программа?
- Прежде всего возвращение обратно в систему образования зданий, которые в свое время ушли от нас и теперь использовались не по назначению. Она включала капитальный ремонт существующих дошкольных учреждений. И самое главное - она предполагала строительство новых детских садов. Уникальность ее была в том, что подрядчик соглашался строить с отсрочкой платежа. Он знал, что ему заплатят, но только несколько позже. Выполнение программы стояло на особом контроле в правительстве. Раз в три месяца этот вопрос обязательно заслушивался на аппаратном совещании. Когда появилось поручение президента ликвидировать очередь в дошкольные заведения к 1 января 2016 года, региональные власти усложнили эту задачу. Нам было поручено убрать очередь трехлеток к 1 января 2015 года.
- И вы ее убрали?
- Да. На 1 января очереди не было. Но сегодня в ней стоят 197 ребят. Это те дети, которым с 1 января по сегодняшний день исполнилось три годика. Все они будут устроены в ближайшее время.
- Оптимистичная картина. Таким же светлым выглядит и будущее?
- Мы точно знаем, в каких районах нужно строить новые дошкольные учреждения, где необходимо провести капитальный ремонт. Замечательно, что сегодня практически в каждом из 18 муниципальных образований области есть новостройка. На протяжении уже трех лет в областном бюджете закладываются деньги на оснащение вновь построенных детских дошкольных учреждений. Мы разработали нормативный документ, в котором четко прописано, что на выделенные средства можно закупать, в каких объемах. Поначалу доходило до смешного: вписывали в счета столярные станки, фритюрницы. Спрашиваю: «Это зачем?» - «Чтобы на всякий случай было».
- Как теперь модно говорить: появился модный тренд - альтернативные, в том числе и частные, детские сады. Заместитель председателя правительства Ольга Юрьевна Голодец считает, что они во многом могут решить не только проблему мест, но и предложить новые методики и технологии.
- Мы много лет пытаемся расширить этот сектор, вовлечь в него заинтересованных людей. Предлагаем «подпольщикам», я так называю тех, что ведет частный бизнес без лицензии, свою помощь в оформлении аренды, юридическом сопровождении, лицензировании. Но дело движется туго. Надеюсь, что благодаря той помощи, которую правительство Сахалинской области уже на протяжении трех лет оказывает малому и среднему бизнесу, который занимается услугами дошкольного образования, ситуация изменится. Люди начинают понимать, что им выгодно выйти из тени. Первый пример уже есть. Индивидуальный предприниматель подал заявку на поддержку своего бизнеса, получил материальную поддержку и теперь создает частный детский сад на 60 мест. Для Южно-Сахалинска это приличная прибавка. Почему еще тормозилось это дело? Я ведь в системе образования работаю уже более 35 лет. Я застала тот период в начале 90-х годов, когда в городе у нас было 3 больших частных садика. Елена Никчемная первой организовала частный детский сад не только у нас в городе, но и в стране. Все они не выдержали, существуя только на родительскую плату, которую бесконечно нужно было поднимать. В какой-то момент родители не смогли больше платить, и начался очень быстрый закат этих заведений. Может быть, срабатывает еще и психологический момент. Люди все время думают: если те гиганты не смогли, то стоит ли нам начинать?..
- Родительская плата растет?
- Мы не поднимаем родительскую плату больше чем на 6,7 процента по сравнению с прошлым годом. Так записано в постановлении правительства области. Средняя родительская плата в Южно-Сахалинске в декабре прошлого года была 2436 рублей, в апреле - 2599 рублей. Рост составил 163 рубля, или 6,7 процента. Оха - это самый север области. Здесь продукты питания намного дороже, чем на юге. Прошлый декабрь - 3963 рубля, в апреле - 4236 рублей. Выросла тоже на 6,7 процента. Самая низкая в Невельске, расположенном в 70 километрах от Южно-Сахалинска, - всего 2111 рублей.
- Какая зарплата у сотрудников детских дошкольных учреждений?
- Мы говорим о том, что она должна быть такой, как и в общем образовании. В прошлом году средняя зарплата составила 49167 рублей. За первый квартал поднялась до 52727 рублей. Люди утверждают, что они реально чувствуют повышение зарплаты.
- А вакансии?
- Конечно, они есть. Но есть и пути решения проблемы. В состав Южно-Сахалинского государственного университета входит педагогический колледж, который готовит специалистов для системы дошкольного образования. Муниципалитет, где строится детский сад, заранее формирует заказ на подготовку специалистов.
- Статистика показывает, что вы строите много детских садов. А школы?
- В прошлом году Ольга Юрьевна Голодец в начале сентября проводила селекторное совещание, поздравляла всех с началом нового учебного года. На том совещании она сказала, что в России появилось 58 новых школ. А я сижу и испытываю чувство гордости, что из этих школ 3 сахалинские. Прежде всего третья гимназия. Такого уникального проекта больше нет на Дальнем Востоке. Там будет строиться еще одно здание для дополнительного образования. Открыли мы также замечательную школу - детский сад в селе Пионеры. После капитального ремонта, когда здание пришлось разобрать до нуля и заново построить, открылась школа №8 в г. Холмске. Согласно государственной программе «Развитие образования в Сахалинской области на 2014-2020 гг.» мы собираемся ввести в строй более 20 новых объектов, как школ, так и спортивных сооружений.
- Наталья Антоновна, зачем вы строите новые школы?
- Мы их строим по двум причинам. Вы знаете, что из критериев оценки эффективности деятельности глав субъектов убрали результаты ЕГЭ. Вместо этого показателя появился новый - количество образовательных учреждений, занимающихся в одну смену. Переходя на новый федеральный стандарт, мы понимаем, что вторая половина дня должна быть свободной для ребенка, когда он будет заниматься в школе внеклассной деятельностью, дополнительным образованием. Сегодня на Сахалине около 25 процентов школ работают в 2 смены. Поэтому первая причина: строим, чтобы дети могли заниматься в одну смену. Вторая причина еще более очевидна. Есть школы, которые морально и физически износились. Как их ни наполняй новым оборудованием, толку будет мало.
- Сколько у вас всего в области школ?
- Сельских школ у нас 79 основных и 2 филиала и 90 городских. Малокомплектных - 43. К ним мы относим те школы, где учатся меньше ста человек. Всего в системе общего образования занимаются 53367 учеников.
- Школы закрываете?
- Мы стараемся сеть образовательных учреждений не сокращать. Отстаиваем их до последнего. Мы же прекрасно понимаем, что такое школа в селе. Мы всегда смотрим на ситуацию вместе со специалистами нашего Министерства экономики. Прежде всего изучаем перспективу этого села. Если она есть, то школу обязательно надо оставлять. Если экономисты говорят, что жизнь в селе затухает и нет никакой надежды на его возрождение, тогда принимаем решение вынести вопрос на общественное обсуждение и попытаться убедить людей, что школу надо закрыть. Так было в Смирныховском районе. Когда мы увидели, что у села нет перспективы, то стали переселять семьи с детьми в районный центр, где расположена отличная школа. В каждом случае работа идет индивидуально.
- Учителя стареют?
- Стареют. Что мы только не делаем! Восстановили ярмарки вакансий. В университет каждый год приезжают представители всех муниципальных образований со своими предложениями. Начинают заманивать к себе выпускников, рассказывая, у кого какие условия, кто квартиры дает, кто какие подъемные, кто какую нагрузку может обеспечить. Надо сказать, что молодые специалисты, приезжая работать в село, получают подъемные в размере 270 тысяч. Три года мы им доплачиваем 40 процентов. Существует специальная программа по жилью для молодых специалистов. Я долго не могла понять, почему молодой человек приезжает в школу, работает там какое-то время и уходит. Оказалось, есть одна банальная причина, которая лежит на поверхности. Сегодня учитель пенсионного возраста, взяв две ставки, будет эти две ставки руками, ногами, зубами, чем угодно, удерживать. Пришла молодая девочка, ей дали 18 часов. А что такое 18 часов? Ей же одеться хочется. Год, два, а потом она уйдет. Поэтому мы очень жестко сейчас подходим к аттестации.
Временно исполняющий обязанности губернатора недавно пришел в школу, спрашивает про заработную плату. Учителя ему говорят: «Заработная плата ничего, ну вот только для аттестации на высшую категорию такие требования загнули». Я хотела тогда вступить в разговор и сказать, что наступило время, когда мы за качество платим, а не за то, что вы работаете 25 лет. А нормальное качество, имея две ставки, обеспечить невозможно. Были такие, кто говорил мне: «В лихие девяностые я остался работать в школе, только за это вы должны мне дать пожизненно высшую категорию».
- Наталья Антоновна, какая для вас самая главная проблема в образовании?
- У меня мама была учителем. Я знаю, как ее люди уважали и как ценился учительский труд. То, что я сейчас скажу, вам может показаться неинтересным и банальным. На мой взгляд, самая большая проблема в образовании в том, что с годами потеряно, уничтожено уважение к учителю. Когда-то слова «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени» были не просто словами. Они свидетельствовали о высочайшем социальном статусе учителя и престиже учительской профессии. Задача: всеми способами вернуть уважение к учителю, сделать так, чтобы он чувствовал себя успешным независимо от возраста, от должности. Учителю нужно общественное признание. Без него ничего у нас в системе образования не получится.
- Что вы делаете для этого?
- Я очень рада, что нам удалось сохранить в области национальные проекты. К Дню учителя 10 педагогов получают премии правительства области по 180 тысяч рублей. Мы ввели звание «Заслуженный учитель Сахалинской области». Заслужившие это звание получают фиксированную доплату в размере 14 тысяч рублей.
- Что для вас самое важное в учителе?
- Любовь к профессии.
- Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшие год-полтора?
- Хитрый и в то же время сложный вопрос. Из 35 лет моей трудовой деятельности 27 - управленческая. С одной стороны, мне очень повезло, потому что я, никого не имея за спиной, шагала по ступенькам сама, и очень последовательно. Учитель, завуч, директор, инспектор, зам. начальника Департамента образования Южно-Сахалинска, затем более 10 лет его начальник, потом 10 лет в области в должности первого зама. В ноябре прошлого года я перешла из одного кабинета в другой. Много ценных вещей было создано теми, кто был до меня. Мне хочется их не потерять и сохранить. С другой стороны, мне бывает обидно, когда на всероссийских совещаниях хвалят какой-то регион, а я сижу и думаю, что у нас есть примеры и практики не хуже, чем у тех, кого хвалят, а в некоторых отношениях и лучше. Мы очень далеко, мы неприметны. Нас не видно. Мне очень хочется сделать так, чтобы нас тоже знали. Нам есть что показать, нам есть чем похвастаться. У нас очень много хороших педагогов, эффективных проектов, грамотных управленческих решений. И третье: мне хочется, чтобы люди, которые будут после меня, вспоминали, что и школы мы строили, и детские садики вводили, и материальную базу укрепляли, и учителей молодых в школы привлекали. В этом заслуга всей нашей сахалинской команды.

Москва - Южно-Сахалинск - Москва