Исмаил Баутдинович Байханов, до того как стать министром образования и науки, работал в правительстве Чеченской Республики на разных должностях, однако больше всего он гордится тем, что в свое время был сельским учителем русского и родного языков.
- В советское время мы находились в составе Чечено-Ингушской АССР. И тогда у нас была совершенно другая языковая среда. В Грозном жили украинцы, армяне, грузины, евреи... Многонациональная среда заставляла чеченцев говорить на русском языке в аптеках, магазинах, на рынках. Сейчас у нас такой необходимости нет, русский язык используется в школе, в государственных учреждениях, на официальных мероприятиях. Понятно, главная причина этого - военная кампания, когда русское население массово покидало Грозный. Что особо радует - в последнее время люди возвращаются, причем едут не только в города, но и в отдаленные села. Так, у нас есть горное село, которое располагается под Большим Кавказским водораздельным хребтом, - Беной-Ведено. Школа там небольшая - 300 детей. Тем не менее в ней работают одиннадцать учителей, которые приехали из разных регионов России. Есть педагоги из Хабаровского края, Центральной России, Ставрополья. Примечательно, что зачастую родители учеников стараются обеспечить приехавших педагогов жильем и всем необходимым, лишь бы их детей учили носители русского языка. Что греха таить, результаты ЕГЭ по русскому языку оставляют желать лучшего. А ведь в советское время у чеченцев был замечательный русский язык, учителя из старой гвардии еще остались в республике. Но, к сожалению, была нарушена преемственность поколений. Лучшие учителя в 90-е годы ушли из образования. Поэтому мы до сих пор приглашаем педагогов из других регионов России, хотя в Чеченской Республике есть безработица. В первую очередь не хватает учителей иностранного языка. А ведь английский язык сейчас нужен везде, даже в Мекке. Знание языка - это самое большое богатство, это свобода.
- Исмаил Баутдинович, я знаю, что в республике принята специальная правительственная программа для повышения качества изучения русского языка...
- Сегодня в школу приходят выпускники педагогических вузов, которые учились с 1991 по 2000 год, в самое тяжелое для нас время. Им приходится очень много работать над собой, чтобы восполнить пробелы в образовании. Чтобы повысить качество обучения русскому языку, мы приняли отдельную правительственную программу, выделили для ее реализации 10 миллионов рублей. Мы очень внимательно анализируем результаты ЕГЭ по русскому языку. В КИМах очень много заданий на логику. Готовя наших детей к ЕГЭ, мы работаем в тесном контакте с Федеральным институтом педагогических измерений. Очень важно, чтобы к нам с открытыми уроками, мастер-классами приезжали учителя из других регионов, в том числе и из институтов повышения квалификации. Нам нужны также семинары для руководителей различных уровней образования, директоров школ, чтобы повысить их управленческий уровень. И мы очень рады, что в результате двухдневного Всероссийского семинара-совещания, которое прошло в апреле на базе Чеченского государственного педагогического института, было принято решение, что мы станем стажировочной площадкой по реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
- Я знаю, что в республике есть школы, которые работают в три смены. А ведь не так давно премьер-министр России Дмитрий Медведев поставил перед регионами задачу перейти до 2020 года на односменный режим работы школ.
- Разумеется, эту проблему самостоятельно республика решить не может. Об этом знает и федеральное руководство. Мы участвуем в программе «Юг России». Эта программа стартовала в прошлом году, в ее рамках в течение этого года введут в строй 27 новых школ по всей Чеченской Республике. Это будут современные школы, оснащенные всем необходимым оборудованием, мощностью 15 тысяч посадочных мест. Но в то же время это не решит полностью нашу проблему. Сейчас у нас в 57 школах обучающиеся занимаются в три смены. А это значит, что приходится сокращать уроки, практически невозможно вести внеурочную деятельность, невозможно реализовать стандарт.
Классы у нас тоже перегружены - по 38-42 человека. Более 200 школ работают в две смены. Учитывая нашу демографию, еще 100 школ перейдут в ближайшее время на двухсменный режим. Если говорить о задаче, которую Дмитрий Анатольевич поставил перед школами России, то для нас она звучит несколько иначе - до 2020 года перейти на односменный и двухсменный режим работы школ. Естественно, федеральный центр выделяет на строительство образовательных учреждений большие деньги, но и республика не остается в стороне. Я приведу такой пример, у нас есть школа-интернат для глухих и слабослышащих. В прошлом году этот интернат, рассчитанный на 170 посадочных мест, был перегружен, там учились 240 человек. Я озвучил эту проблему перед главой республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым. Он тут же созвонился с руководителем Общественного фонда имени А-Х.Кадырова Аймани Кадыровой, и в течение шести месяцев был построен еще один корпус на 100 посадочных мест, он был полностью оборудован за счет фонда. Во многих местах идет строительство новых корпусов и пристроек в школах, которые не вошли в программу «Юг России».
- При реализации курса ОРКСЭ в 4-х классах ваши дети традиционно выбирают модуль «Основы ислама». Какую роль в воспитании детей играет традиционная религия?
- Традиционный ислам соблюдается в Чеченской Республике, но в школе нет религиозного воспитания, предмет ОРКСЭ ведут учителя, а не священники. ОРКСЭ - это не религиозный курс, а изучение истории мировых религий. Кстати, в последнее время наши дети стали выбирать и другие модули - «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры». Разумеется, менталитет нашего народа имеет существенное влияние на формирование личности и воспитание подрастающего поколения. Уважение и почитание старших передается из поколения в поколение. Не побоюсь сказать, что в области духовно-нравственного и патриотического воспитания мы имеем значительные успехи, ведь творческое всестороннее и гармоническое развитие личности, способной к осуществлению этнокультурного и гражданского самоопределения на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры, - главная задача современной школы. Сказывается и то, что пережил чеченский народ. Мы воочию увидели, что невоспитанный и необразованный человек представляет опасность для общества. У нас практически во всех школах день начинается с линейки, на которой дети поют гимн России. В преддверии 70-летия Победы прошло много патриотических мероприятий в школах, дети своими руками готовили экспонаты к выставке, посвященной юбилею Великой Победы. Даже первоклашки знали, что за дата 9 Мая. Мы горды и очень рады, что недавно вышел указ Президента Российской Федерации о присвоении городу Грозному звания города воинской славы. Мы воспитываем наших детей на общечеловеческих, общероссийских ценностях, но при этом не отказываемся и от своей идентичности. Россия сильна тем, что ее населяют народы со своей самобытностью, со своей идентичностью. Раньше в педагогических вузах был такой предмет «Литература народов СССР». Сегодня, на мой взгляд, в Центральной России, в других регионах молодое поколение мало знает про Северный Кавказ, в частности про Чеченскую Республику, что здесь живут такие же граждане России, что у них такие же интересы, они любят такую же музыку на русском и чеченском языках. Если мы будем больше знать друг про друга, то Россия от этого станет еще сильнее и сплоченнее. У каждого народа есть такие обычаи и традиции, которые достойны того, чтобы о них знали представители других национальностей.
- Идет ли молодежь сегодня работать в школу?
- На Кавказе учитель - особенный человек. Он всегда был окружен почетом и уважением. Сегодня все больше молодых людей идут работать в школу. Профессия учителя вновь становится престижной.
Учитель, имеющий соответствующую квалификацию, получает у нас больше, чем средний чиновник. Заработная плата в республике сейчас составляет в среднем 22 тысячи рублей.
Бывает и так, что молодой человек получил диплом экономиста или юриста, но найти работу по этой специальности не может. Тогда он поступает в педагогический институт. Из 20 тысяч педагогических работников Чеченской Республики 40% - это молодые учителя. У нас ежегодно проводится конкурс «Молодой педагог Чеченской Республики». Я уверен, с каждым годом процент молодых учителей будет расти, ведь сейчас очень актуален вопрос преемственности поколений. И мы в этом направлении работаем достаточно интенсивно. У нас, слава Всевышнему, сохранился свой Чеченский государственный педагогический институт, который работает в тесном взаимодействии с Чеченским институтом повышения квалификации работников образования, а также со школами республики.
- Исмаил Баутдинович, а какова ситуация в дошкольном образовании?
- Обеспеченность дошкольным образованием составляет 73%, особенно не хватает мест в детских садах на периферии, в селах. В этом наша отличительная особенность от других регионов России, где, как правило, не хватает мест в дошкольных учреждениях в крупных городах. Это связано с тем, что в чеченских селах большая рождаемость. Вообще в республике культ многодетной семьи. Так, у самого главы республики Рамзана Кадырова девять детей, семеро из которых - школьники.
Нам повезло, что глава республики огромное внимание уделяет образованию, проблемам учителей. Рамзан Ахматович, несмотря на свою занятость, каждый год принимает участие в праздновании Международного дня учителя - 5 октября.
- О чем вы мечтаете как министр?
- Знаете, я никогда не думаю о себе как о министре. Я был на разных должностях государственной службы, но больше всего я горжусь тем, что был учителем в своем родовом селе Беной-Ведено. Я учился в Чечено-Ингушском государственном университете имени Л.Н.Толстого на филологическом факультете на отделении русско-вайнахской филологии с правом преподавания русского и родного языков. И я знаю, что рано или поздно я вернусь обратно в свое село учительствовать.
Так вот, как министр, я мечтаю, чтобы все школы в Чеченской Республике были такие, как наш Президентский лицей - лучшее образовательное учреждение республики. Очень важно, чтобы у каждой школы был свой рецепт успеха. Педагогический коллектив каждого образовательного учреждения составляет свой рецепт с пониманием, что нельзя работать так, как работали вчера, что нужно стремиться к новому.
А как отец пятерых детей я хочу, чтобы был мир, чтобы дети всех родителей были счастливы, чтобы у всех детей, и у моих в том числе, все было хорошо.

Грозный, ЧР