А ведь перед тем как однозначно выбрать физику, Татьяна Александровна металась. Хотела стать медиком, как мама. Попробовав себя в роли преподавателя на днях самоуправления и в играх с младшим братом, стала мечтать о карьере учителя младших классов, но... провалилась при поступлении! Математику сдала в Тверском педе блестяще, а на русском засыпалась. Та же история повторилась в Угличском училище, куда она рванула после провала в Твери. А когда она, отчаявшись, вернулась в Кашин, ее уже ждало приглашение вести физику в Туровской основной школе.
Татьяна в школе слыла девушкой весьма способной к этой науке, получала похвальные грамоты во время учебы, и, оказывается, в деревне Федоровское об этом знали. Дефицитного квалифицированного предметника заполучить школе никак не удавалось, вот и решили попробовать талантливую выпускницу. И этот эксперимент удался на славу. Но главное - он помог понять самой Татьяне, что она способна доходчиво рассказать об особенностях камеры-обскуры и научить ценить точность измерений. Наконец все встало на свои места: безусловно, педагогика - ее судьба, но учить она будет не азам школьных дисциплин, а общим и фундаментальным закономерностям, определяющим структуру и эволюцию материального мира. Она поехала в Тверь, и на сей раз поступление прошло без сбоев: она определилась.
Но за это время метаний, вопросов, поиска себя произошло другое важное событие - Татьяна влюбилась. Случайная встреча в гостях превратилась сначала в милый роман, а потом в осознание того, что это на всю жизнь! Поэтому, когда по окончании факультета физики Тверского госуниверситета ей предложили аспирантуру, она отказалась, так же как отказалась от приглашений школ областного центра. Ее ждали Кашин, муж и сын.
В том, что Татьяна Александровна полюбила физику в школе, виновата ее учитель Лариса Водолеева. Завораживающие манипуляции, рождающие чудо опытов, четкие формулировки, объясняющие процессы и явления, готовность рассказывать об этих явлениях еще и еще, пока ученик не осознает стройную логику происходящего. К моменту возвращения Сочковой в Кашин Лариса Михайловна выходила на пенсию, ее ученица стала ее преемницей - Татьяна Александровна попала туда, где училась сама, где когда-то учился ее отец, где впоследствии учился и ее сын.
А ведь у 3-й школы прелюбопытнейшая история. Родилась идея о необходимости учебного заведения в этом древнем городе в 1859 году, именно тогда и открыли первое женское училище, которое через год назвали Мариинским в честь императрицы Марии Федоровны. Еще через 10 лет училище стало прогимназией. В нее поступали дети мещан, купцов с 8-летнего возраста. Существовало три подготовительных класса: младший, средний и старший. Всего в прогимназии учили семь лет. 23 года начальницей прогимназии была Лидия Колтыпина, что примечательно, в последние годы она работала совершенно слепой (что не мешало ее чуткости и профессионализму!). Прогимназия тогда переехала в бывший дом купца Жданова и провела в нем больше ста лет! Новое современное здание, в котором теперь уже работает Татьяна Сочкова, 3-я обрела только в 2003-м. А купеческий кров заняли загс и юридическая фирма.
Дебют бывшей ученицы 3-й в качестве физика проходил достаточно гладко. Еще бы, практически каждый вечер Татьяна Александровна звонила Ларисе Михайловне и досконально разбирала тему, которую собиралась предложить в классе завтра. Конспект тех телефонных советов Сочкова хранит по сей день. В результате Водолеева, осознав, что бывшая ученица все равно не даст ей возможности спокойно нежиться на пенсии, вышла на работу в качестве лаборанта. Они проработали бок о бок почти два года. И это сотрудничество было очень важным для обеих.
Систематизация, классификация - вот что составляет главное содержание работы Татьяны Сочковой. Она ко всему относится так: вдумчиво, цельно, основательно. И так, чтобы любимые люди по возможности были рядом и оберегали.
Два года назад Татьяна Сочкова участвовала в муниципальном смотре кабинетов. Естественно, она победила! Ей не просто удалось показать, что хорошего есть в кабинете физики, как организована работа и как ведется документация, но и доказать, что порядок на столе - залог порядка в голове.
- Вообще, - смеется кашинский физик, - мой лозунг прост: лучше поддерживать порядок, чем его наводить. Раз и навсегда заведенный порядок поддерживается мною постоянно, лишь обогащаясь новыми мелочами, которые не превращают кабинет в хаос, а лишь поддерживают очень плодотворную идею - всему свое место. Я долго думала, как функционально расположить дидактический материал, тетради учеников, проверенные самостоятельные работы. И вот что получилось. Когда раздаешь проверенные тетради с домашней работой, то обязательно остается несколько - то ребенок болеет, то опоздал, то отсутствует по каким-то причинам. Вопрос: куда их девать? Я оформила ящичек под названием «Ищу хозяина» и поставила на видное место. Теперь ребята быстро находят не только свои работы, но и тетради одноклассников. Я часто провожу тестовые самостоятельные работы, которые выполняются на небольших листах, а чтобы не потерять, я их складываю в небольшую коробку, которую назвала «Золотой фонд». В кабинете много различной литературы: методика преподавания, задачники, научная литература. Как найти нужную? Привлекла ребят. Они провели перепись и составили карточки, которые объединили в разделы, в результате получился «Каталог». Таким же способом были объединены и электронные ресурсы.
- С дидактическим материалом, - продолжает делиться секретами хорошей хозяйки Татьяна Александровна, - поступаю так. Распределяю по папкам. Причем папки покупаю не всегда. В магазинах продается товар в коробках в виде уголков, обклеиваю их самоклеящейся бумагой и храню материалы. Чтобы легче было найти работу или плакат, создала каталог самостоятельных и контрольных работ, перечень плакатов с названиями. Некоторые задачники выходят из строя, поэтому на летней практике старшеклассники перепечатывают необходимые задания, таким образом, создаются папки с раздаточным материалом - файлами «задачники Самоделкина». Поверьте, затраты небольшие по сравнению с покупкой новых экземпляров. Оборудование храню в шкафах в различных коробках, которые тоже обклеены пленкой и имеют надпись с названием. На перемене дежурным легко помочь мне найти и раздать необходимые приборы, так как я работаю без лаборанта. На дверцах шкафов приклеен перечень приборов по определенному разделу. В каждом классе есть слабые по успеваемости ученики, которым трудно выучить формулы. Для таких ребят у меня есть «Схемки-подсказки».
- Каждый педагог знает, - отмечает Сочкова, - что психологический климат играет немаловажную роль. Пять лет назад мне под классное руководство дали пятый класс. Дети маленькие и тяжело привыкают к «новому дому». Я в магазине купила плюшевую игрушку, будущего кабинетного. Дети дали ему имя Бублик. Всегда, когда им предстоят сложные испытания (контрольная, зачет), они гладят его по голове. Я стала замечать, что так поступают все ученики, которые приходят в класс на уроки. Ребята говорят, что так спокойнее и увереннее себя чувствуют.
Оформление стендов, говорит педагог, зависит не только от фантазии каждого, но и от их информативности. В кабинете Сочковой школьники могут найти самую животрепещущую и актуальную информацию.
- Форма ЕГЭ и ГИА, - размышляет она, - прочно закрепилась как форма выпускных экзаменов. Поэтому, на мой взгляд, необходимо отразить эту тему наглядно. При этом надо постараться включить все: начиная от того, как оформляются бланки, и заканчивая тем, как себя нужно вести, чего бояться и как справиться с волнением. Физика тесно связана с математикой. На уроках возникают вопросы, как работать с числами в стандартном виде, как проводить действия с дробями, как использовать формулы сокращенного умножения, как найти корень квадратного уравнения и как выглядит теорема Виета. Эта информация должна постоянно быть перед глазами детей. Нельзя забывать, что учащиеся должны быть информированы о правилах поведения в кабинете на уроках и во время перемен; нормы выставления оценок тоже должны быть на видном месте. Нельзя забывать и о том, что необходимо поддерживать интерес к физике. Это можно сделать, вывешивая кроссворды, выполненные детьми; подборку стихотворений, которые можно объяснить с точки зрения физики; загадки, сказки, сообщения. За много лет работы в школе стенды выполнялись из разного материала, начиная от фанерных и выполненных из реек. Я для себя нашла выход - потолочная плитка очень удобна: легко наклеивается, легкая и недорогая.
Татьяна Сочкова - эталон для многих хозяек... кабинетов, домов, предприятий. Наверно, поэтому именно она победила сейчас и в конкурсе «Женщина года». Строгость и душевность притягивают во все времена.
А еще Татьяна Сочкова много говорит со своими учениками о совершенно гуманитарных вещах: справедливости и семейных ценностях, конфликтах и способах их улаживания. Иногда беседа на классном часе для ее учеников становится темой для настоящего исследования, и они возвращаются к ней позже, когда всем интересно послушать, к каким выводам привели эти изыскания. Также с удовольствием ребята вместе со своей учительницей участвуют в проекте «Кашинский квест», позволяющем работать в команде и узнавать свой город все лучше и лучше.
Но по этому городу больше всего она любит гулять с мужем. Порой, закопавшись в своих конспектах и ученических тетрадках, ей и взглянуть в его сторону некогда, а он, решительный, отрывает ее от всего этого и выводит из дома, чтобы пройтись по тихим старинным улочкам, надышаться вволю воздуха, а иногда даже потанцевать на вечерах отдыха для обитателей здешнего знаменитого своей водой и лечебными грязями санатория. Сын оканчивает Тверской политех, и они ждут, когда он вернется и присоединится к ним, а она приготовит своим любимым мужчинам на ужин запеченного лосося, и они снова будут вместе строить планы на будущее, потому что семья - это самое главное в ее жизни. И именно семья дает ей силы быть учителем.

Методический материал Татьяны Сочковой читайте на сайте «Учительской газеты»
http://www.ug.ru/method_category/140.
Конкурсный урок смотрите на сайте http://www.ug.ru/toy_video/22

Кашин, Тверская область