Институт педагогики и психологии образования открыл свои двери 1 сентября 2008 года, объединив факультеты начального и дошкольного образования. Сегодня это крупнейшее учебное структурное подразделение университета, образованное путем объединения пяти факультетов, еще совсем недавно разрозненно готовивших педагогов. Объединение факультетов в единую структуру позволило не только по-новому решать управленческие задачи, но и сосредоточить силы профессорско-преподавательского состава на особо важных направлениях подготовки современных педагогических кадров в столичном мегаполисе. В институте осуществляют подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование» и профилям «Дошкольное образование», «Управление дошкольным образованием», «Начальное образование», «Начальное образование, иностранный язык» и «Начальное образование, информатика», по направлению «Психолого-педагогическое образование» - по профилям «Психология и педагогика дошкольного образования» и «Психология образования», реализуют обучение по магистерским программам: «Дошкольная педагогика», «Математика в начальном образовании», «Детская журналистика», «Менеджмент в образовании», «Исследовательское и проектное обучение»; «Педагогическая психология», «Психология и педагогика высшей школы», «Начальное образование».
В ИППО преподают ученые с мировым именем: академик РАО Ш.Амонашвили, члены-корреспонденты РАО В.Рябов, М.Богуславский; профессора С.Козлова, Г.Коджаспирова, А.Лебедев, Н.Светловская, Л.Стойлова; приглашенные профессора Дэвид Скотко (США), Оскар Бренифье (Франция), открыта аспирантура по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Педагогическая психология», «Теория и методика профессионального образования», «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, дошкольное воспитание)».
В институте разработали и реализуют собственную концепцию подготовки педагогов. Профессора и преподаватели активно участвуют в разработке новых образовательных программ, в создании новых поколений учебников и учебных пособий, направленных на модернизацию образовательного процесса. Институт стал одним из ведущих в России интеллектуальных центров по работе в областях изучения психофизиологических, психологических и педагогических проблем развития личности ребенка в современной образовательной среде.
Традиционная отечественная практика подготовки педагогов дошкольного и начального образования имеет массу достоинств. Между тем меняются внешние социально-экономические условия, меняются дети и их родители, радикально меняется все, что относится к образовательной среде. В современных условиях необходимо включение системы педагогического образования в процесс интенсивных перманентных изменений, где традиции и инновации работают как единый механизм. Это в свою очередь требует новых, продуктивных концептуальных подходов к организации образовательного процесса, одним из которых стал антропологический подход. Он предполагает рассмотрение структуры образования в тесной взаимосвязи со структурой целостной природы человека и современным культурно-историческим контекстом.
Современная педагогическая антропология - педагогически интерпретированное знание о природе и сущности аффективного, когнитивного, физического развития личности в современной культурно-исторической среде. Это представление берет свое начало от задачи, поставленной еще К.Д.Ушинским, об изучении человека: «...во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания», но, будучи интерпретирована с позиций современных представлений, она наполняется новым смыслом и содержанием.
Современный педагог кроме традиционной для отечественной практики педагогического образования общей и специальной подготовки должен иметь качественную профессиональную подготовку. В процессе реализации антропологического подхода особое внимание нужно уделять изучению практической психологии, иностранного языка и дисциплин гуманитарного цикла.
Антропологический подход предполагает принципиально иные отношения в системе «педагог - обучающийся - образовательная среда». В современном понимании «образовательная среда» обозначает значительно более широкий круг явлений, чем это было принято прежде. Обращение к этому понятию вызвано признанием педагогической действенности не только непосредственного, целенаправленного, но и опосредованного или неподконтрольного средового воздействия на личность. Это требует принципиального пересмотра ключевых компетенций будущих педагогов:
- принципиально иного отношения профессорско-преподавательского состава и самих студентов к новейшим информационным технологиям;
- владения современной методологией, методикой исследовательского поиска и методами исследовательского обучения;
- высокого уровня развития не только абстрактного интеллекта и креативности, но также практического интеллекта, в особенности таких его форм, как эмоциональный и социальный интеллект.
В институте активно идет научная работа. Во все времена настоящую педагогическую науку создавали не в тиши академических кабинетов под еле слышный скрип пера или монотонный рокот компьютера, она рождалась там, где идет реальный педагогический процесс. Одним из научно-педагогических центров, где бьется пульс современной педагогической науки, и стал Институт педагогики и психологии образования, в составе которого действуют шесть крупных кафедр.
В процессе формирования стиля планирования научной работы на кафедрах института отошли от практики выстраивания исследований, подгонки их тематики под проблемы, представляющиеся актуальными руководителям различного ранга. Заведующие кафедрами в первую очередь ориентируются на профессиональную интуицию ведущих профессоров. Так родилась и действует в институте разветвленная сеть научных школ. Каждый профессор, претендующий на оригинальный научный подход, имеет возможность и право консолидировать свою научную школу путем систематического проведения научных дискуссий и семинаров. Подобная практика, широко распространенная в математике, теоретической и экспериментальной физике и других науках, еще не получила повсеместного признания в педагогике и детской психологии. В настоящее время в институте успешно работают научные семинары «Гуманная педагогика» академика РАО Ш.Амонашвили, «Психология одаренности и творчества» профессоров А.Савенкова и Д.Ушакова (ИП РАН), «Педагогика и современное образование» профессора Е.А.Алисова. Дискуссии, разворачивающиеся на семинарах, далеко не всегда бывают комплиментарными, руководители нередко приглашают докладчиков, жестко критикующих их собственные научные идеи и подходы. Один из важных принципов организации научного семинара - все равны: и студент, и академик.
Наработанное находит применение в образовательной деятельности института, в совершенствовании подготовки педагогов и детских практических психологов. Наши исследования показали, что при рефлексивных обсуждениях особенностей обучения в университете наибольшие нарекания у будущих педагогов вызывают занятия по методическим дисциплинам. Это неудивительно, ведь эти занятия очень трудно вписать в прокрустово ложе лекционно-семинарской системы. Чтобы уйти от этих проблем, в институте создан Центр детских программ; занимаясь в нем, профессора и преподаватели методических кафедр института могут работать в условиях, максимально приближенных к реальным условиям детских образовательных организаций. Студенческие аудитории детского центра, тщательно загримированные под помещения детских садов и начальных школ, провоцируют преподавателя не столько на чтение лекций и проведение семинаров, сколько на активное взаимодействие в режиме мастер-класса. Это существенно оживляет процесс обучения будущих педагогов, а для преподавателей выступает своеобразным тестом на профессиональную квалификацию.
Наиболее интенсивно разрабатываемые научные направления института:
    разработка и внедрение эффективных моделей раннего развития в практику дошкольного и начального образования Москвы;
    адаптация и стандартизация широко распространенных в мире теоретических подходов и методических инструментов для диагностики раннего психофизического, когнитивного и психосоциального развития личности ребенка;
    проведение лонгитюдных исследований ранних предикторов жизненной успешности;
    эмпирическая оценка действенности педагогических моделей раннего развития личности в современной образовательной среде;
    исследования педагогических, психофизиологических и психологических проблем раннего развития личности в современной образовательной среде;
    разработка новых концептуальных подходов к проблемам раннего развития личности ребенка в современной образовательной среде;
    разработка новых методов и методик ранней диагностики для всех категорий участников образовательного процесса;
    разработка методов и методик прогнозирования развития личности ребенка;
    разработка теоретических, практико-ориентированных моделей содержания, форм организации и методов раннего обучения и развития личности ребенка в современной образовательной среде;
    изучение передового отечественного и международного опыта раннего развития детей;
    анализ и внедрение передовой практики раннего развития в современное образование;
    апробация и внедрение комплектов психодиагностических методик, ориентированных на диагностику раннего развития личности для всех участников образовательного процесса (психологи, педагоги, родители, дети).
Так создается в институте инновационная, экспериментальная база подготовки педагогов, ориентированная на поиск принципиально новых решений проблем воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в современной образовательной среде.

Александр САВЕНКОВ, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ