Крауд-технологии и проекты, основанные на сотворческих эффектах, нынче наводнили Интернет. Их применяют крупные компании для решения самых сложных проблем, они появляются в образовании и в сфере культуры. Это наиболее динамично растущий сектор современной высокотехнологичной экономики. Возможность сетевого взаимодействия большого числа людей позволяет организовать распределенную творческую работы специалистов из разных стран мира. Но кроме технологических платформ, методик сбора информации и средств для дальнейшего развития этого направления необходимы более серьезные теоретические и методологические изыскания, которых в настоящий момент практически нет.
Сотворческие подходы к организации коллективной деятельности уже немало лет разрабатывают отечественная психология и педагогика. На основе полученных результатов строят социально-психологические, образовательные и управленческие практики, надо заметить, весьма эффективные. Но при этом новые технологические и бизнес-решения, проблематика работы с большими данными и распределенными ресурсами через сети оказались вне поля зрения ученых. Таким образом, проблема общения специалистов из разных сфер, которые занимаются сотворческими процессами, становится чрезвычайно острой и актуальной. Именно поэтому в Университетской школе было решено провести Международную научно-практическую конференцию с довольно широкой темой «Сотворчество в образовании, управлении и бизнесе». Не случайно ее соорганизаторами от науки выступили Институт психологии РАН и Федеральный институт развития образования (ФИРО), от бизнеса - фирмы «Lego education» и «DPI», а партнерами - интернет-порталы crowdsourcing.ru, pedsovet.org, «Нетология», «Эдутеймент». Конференция с успехом прошла 27 и 28 апреля 2015 года, в ней участвовали более 150 человек из 17 регионов России, Украины, Казахстана, Польши и Белоруссии. Докладчики, которые не смогли приехать в Москву из-за рубежа, выступали дистанционно с помощью Интернета.
На конференции кроме академиков (действительного члена РАО А.Асмолова, член-корреспондента РАН Д.Ушакова), докторов наук (А.Савенкова, М.Шалашовой, П.Оржековского), интернет-деятелей (А.Маскаленко, В.Синельникова) и других уважаемых гостей, выступили педагоги Университетской школы. Они поделились теми педагогическими и методическими находками, которые были сделаны в русле сотворческого подхода. О.Скуратова рассказала о своем опыте сотворческой работы со студентами Института культуры и искусств МГПУ во время практики, о сотворчестве на уроках говорили учителя Е.Приходько, Т.Печерская, М.Меньшова, Е.Христенко, Е.Ганичева, о построении воспитательной работы на принципах сотворчества - Л.Петрова и О.Щеголева. Учителя школы провели для участников конференции 7 мастер-классов по учебной, воспитательной и развивающей деятельности в стилистике педагогики сотворчества.
Хотя Университетская школа МГПУ существует два с небольшим года, педагогический коллектив постепенно втягивается не только в реализацию ценностей и принципов педагогики сотворчества, но и в разработку способов применения сотворческого инструментария в образовательной практике. Сегодня идет работа над очень интересным проектом развития метапредметных компетенций шестиклассников в контексте овладения ими смысловым чтением (руководитель педагогической команды проекта - кандидат пед. наук Е.Христенко). На уроках педагоги применяют сотворческие формы организации коллективной работы с неизвестными большинству читателей названиями: «рефлексивный полилог», «позициональная дискуссия», «образно-символическая рефлексия», «композиция поля задач или проблем». Не углубляясь в методические раскладки, можно сказать, что эти инструменты позволяют эффективно организовывать процессы коллективного решения, обсуждения, размышления и проектирования, порождение творческого продукта. Для того чтобы в ходе их применения возникали эффекты сотворчества, педагог занимает особую позицию готовности к новому и неожиданному (открытости), создает мотивацию и пространство активности учеников, а главное, сам настраивается на узнавание неведомого им ранее. Иными словами - это особая и большая работа учителя над сценированием урока (особенно важен выбор задачи, которая должна выходить за рамки учебной деятельности, например в практику или науку) и над собой (в том числе по преодолению своих привычных установок, клише и стереотипов).
Для поддержки профессионального развития педагогического коллектива в Университетской школе психологи И.Мельникова и А.Недосекина разработали специальную программу. Кроме консультаций и собеседований, методических сессий и семинаров, взаимопосещений и открытых уроков в нее включают малые и большие педагогические советы. Педсоветы в школе проходят необычно и ничем не напоминают стандартные совещания. На протяжении одного полного или двух дней педагогический коллектив в режиме интенсивного погружения глубоко обсуждает заявленную тематику, посвященную содержательным проблемами образовательной жизни. Все это скорее напоминает смесь тренинга, деловой игры, проблемного семинара с креативной сессией и называется рефлексивной практикой сотворчества. В итоге его проведения появляется не просто план работы, а общее видение дальнейшего пути, ощущение единства целей и ценностей.
В качестве примера образовательных событий, которые рождаются в том числе за счет участия в рефлексивных практиках, стоит привести интерактивный праздник для первоклассников «Спасибо, Азбука!». Его инициатором и основным сценаристом была психолог школы Ирина Мельникова, а соавторами в замысле и реализации все причастные педагоги (причем не только начальной школы), родители и дети. События (для каждого из первых классов - свое) проходили поздно вечером в пустой и темной школе. Это было ночное путешествие с преодолением страхов и стереотипов, с интенсификацией взаимной поддержки взрослых и детей, ребят друг другом, с интересными приключениями и театрализованным действом, в котором участвовали все. Вот отрывок из отзыва мамы первоклассника Е.Захаровой: «Праздник «Спасибо, Азбука!» понравился чрезвычайно! Очень интересная задумка - путешествие по школе, из помещения в помещение, где дети и родители встречали сказочных героев и выполняли различные задания. Все происходило в полумраке, что добавляло интриги и увлекательности, а учителя и старшие школьники, переодетые в костюмы и загримированные, вызвали восторг не только у детей, но и у взрослых».
В сотворческом режиме готовят и проводят практически все воспитательные дела в Университетской школе. Это и «Ярмарка талантов» (праздник дополнительного образования), и КВН между разновозрастными командами, и Олимпиада увлечений, и Девичий клуб, и Цветная неделя, и Неделя театра, и военно-спортивный фольклорный праздник «Молодецкие забавы», и Фестиваль успеха и метапредметный интерактивный марафон в разновозрастных группах, и День матери, и ассамблеи (вместо традиционных линеек), и многое, многое другое.
Необычен в Университетской школе и учебный год. Он организован по биместрам (двухмесячникам). Пять биместров занимают 10 месяцев учебы, между каждым биместром - 2 недели каникул, которые попадают на традиционные праздничные дни (ноябрьские, январские, февральско-мартовские, майские), летние каникулы - июль и август. За два месяца ребята успевают отдохнуть и восстановиться, но не успевают полностью забыть то, что изучали в школе, да и вообще, что они когда-то учились в школе. Такой режим, а также правильное распределение нагрузки в течение дня (учебный день в школе заканчивается для начальной школы в 18, а для остальной в 19 часов), множество спортивных занятий, питание, дружелюбная атмосфера, отношение педагогов позволяют говорить о здоровьесозидающей образовательной среде школы. В результате, по данным специалистов Института гигиены детей и подростков РАН, здоровье наших первоклассников лучше, чем в контрольной школе с похожими условиями.
В конце 2014 года Ученый совет МГПУ утвердил концепцию развития Университетской школы до 2020 года. В ней развернута модель школы-лаборатории, в рамках которой идут не только обучение школьников, практика студентов, но и научно-практические разработки в контексте особого подхода: рефлексивной педагогики сотворчества. Причем все эти изыскания предусматривают развитие не только школы, не только образовательных практик, в том числе дистанционных, но и проектов в Интернете (краудсорсинговых), и в социальной жизни.

Сергей СТЕПАНОВ, директор школы МГПУ, доктор психологических наук;
Евгений КРЕМЕР, методист школы МГПУ, психолог