Институт специального образования и комплексной реабилитации МГПУ стал одним из лидеров по подготовке педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разного возраста. Профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для сопровождения детей с проблемами в развитии строится в соответствии с социальным заказом Департамента образования, с учетом современных тенденций в общем, специальном и инклюзивном образовании.
Институт осуществляет подготовку по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по наиболее востребованным профилям бакалавриата и магистратуры по различным формам обучения. Реализуемые профили бакалавриата охватывают все направления профессиональной деятельности, которые существуют в современной специальной педагогике и специальной психологии. Практически на все профили подготовки предполагается поступление абитуриентов на базе СПО, что позволяет прийти учиться уже мотивированной, профориентированной молодежи на ускоренные сроки обучения.
Мы реализуем различные программы магистратуры: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ», «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями», «Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения». Институт инициировал открытие новых (уникальных) для московского региона профилей как на уровне бакалавриата (программы «Тифлопедагогика и сурдопедагогика»), так и на уровне магистратуры (программы «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии», «Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра»).
С 1997 года во всех образовательных структурах МГПУ реализуют учебный курс «Основы специальной педагогики и специальной психологии» (36 часов), что в определенной степени способствует расширению возможностей учителей общеобразовательных школ Москвы для обучения детей с ОВЗ. В настоящее время педагоги массовой системы образования не готовы к эффективной деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды. Упрощенная подготовка учителя общеобразовательной школы к этой сфере деятельности порождает невысокое качество его профессиональной компетентности там, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Однако невозможно повышение уровня развития инклюзивного образования без знаний специальной педагогики и специальной психологии. Современный педагог должен обязательно владеть практическими навыками работы со всеми категориями детей, в том числе и «особых» детей.
Программы повышения квалификации, реализуемые в институте, отвечают современным требованиям к подготовке специалистов для работы с детьми с проблемами в развитии в условиях специальной и инклюзивной образовательной среды. В настоящий момент по заказу различных ведомств реализуют 12 авторских программ. В предлагаемых программах происходит знакомство слушателей с новыми технологиями работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. За прошедшие 10 лет повышение квалификации прошли 2533 педагога Москвы.
С марта 2014 года в рамках выполнения государственной программы РФ «Доступная среда» Институт специального образования и комплексной реабилитации успешно реализует программу повышения квалификации для 18000 специалистов в сфере образования из 85 объектов РФ. В Москве обучены 629 человек, в их числе руководители образовательных организаций, педагоги школ, руководители и специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, специалисты сопровождения (тьюторы, дефектологи, психологи, логопеды, социальные педагоги). В 2015 году мы планируем обучить 1050 слушателей Московского региона.
Образовательный процесс, осуществляемый институтом, основан на фундаментальной научной, теоретико-методологической и методической базе. Профессорско-преподавательский состав кафедр выступает в качестве авторов наиболее востребованных в России и за рубежом учебников и учебно-методических пособий. Преподаватели подготовили и опубликовали более 250 учебников и учебных пособий всероссийского уровня по всем категориям детей с ОВЗ (нозологиям), начиная с оказания ранней помощи и заканчивая профессиональным образованием, по которым учатся студенты всех педагогических вузов страны. Некоторые учебники переведены на другие языки (китайский, немецкий).
В последние годы институт сосредоточил свое внимание на решении вопросов теории и практики, в том числе программно-методическом обеспечении инклюзивного образовательного процесса. Сегодня мы разрабатываем комплект материалов по эффективному включению различных категорий детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов) в образовательное пространство. Много учебно-методических пособий подготовлены институтом благодаря активному участию в пилотных проектах Департамента образования в 2012-2013 годах. Поддерживая неразрывную связь теории и практики, институт проводит большое количество научно-практических мероприятий разного уровня (конференций, проблемных семинаров, мастер-классов, круглых столов). Многие из них стали ежегодными, традиционными и ожидаемыми научно-педагогическим сообществом не только Москвы, но и регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья («Теоретико-методологический семинар», межведомственные конференции по сопровождению детей с двигательной патологией и оказанию ранней комплексной помощи). Преподаватели института принимают активное участие в работе различных ассоциаций столичного и федерального уровней.
Стремясь к удовлетворению растущей потребности в специалистах, владеющих технологиями ранней помощи детям и их семьям, наш институт одним из первых в стране еще в 2003 году разработал и реализует подготовку по направлению «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ». Наши исследования доказывают, что при условии раннего выявления и адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практического выздоровления и нормализации функций можно достичь в 60% случаев к трем годам. То есть ранняя систематическая помощь помогает добиться поразительных результатов: способствует сглаживанию нарушений развития, а часто и их преодолению. При этом именно развитие служб ранней помощи в Москве сократит число детей с ОВЗ, они по достижении школьного возраста без дополнительной поддержки смогут учиться в массовой школе. Именно те дети с нарушениями развития успешны в инклюзии, которые прошли раннюю коррекционно-развивающую помощь с рождения, а не только в детском саду. Ранняя помощь - это стартовая ступень подготовки ребенка к инклюзивному обучению. Направление «Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с ОВЗ и их родителям» стало примером многоаспектной деятельности на всех уровнях и формах образования.
В настоящее время основной задачей Института специального образования и комплексной реабилитации стала трансляция опыта разумного сочетания теории и практики специального и инклюзивного образования, которые нужно не противопоставлять, а взаимодополнять и обогащать. Это крайне важно на всех этапах и уровнях современного образования.

Оксана ПРИХОДЬКО, директор Института специального образования и комплексной реабилитации