Одна из старейших научных лабораторий МГПУ, теперь входящих в состав Института системных проектов, - лаборатория гуманной педагогики, которая была создана в МГПУ в 1997 году под руководством академика РАО Шалвы Амонашвили. Лаборатория разрабатывает проблемы личностной педагогики (научно-педагогическая концепция «Школа Жизни»), которые основаны на классических педагогических учениях, фундаментальных по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим основаниям, проводит авторские семинары для учителей, студентов, родителей, а также ежегодные педагогические чтения по гуманной педагогике.
Самая большая лаборатория - лаборатория социокультурных образовательных и просветительских практик, которой руководит Екатерина Асонова. Основные формы деятельности лаборатории связаны с изучением, развитием и поддержкой практик в сфере образования и просвещения, в основе которых лежит использование социокультурного пространства мегаполиса, в первую очередь это учреждения культуры - музеи, театры, библиотеки, культурные центры. В рамках работы лаборатории уже более трех лет проходит научно-практический семинар «Детские книги в круге чтения взрослых», объединяющий людей самых разных профессий: учителей, библиотекарей, вузовских преподавателей, психологов, издателей, писателей, ученых, сотрудников музеев, социологов. Другим значимым для города мероприятием стал проект «Социокультурная среда на Самотеке» - площадка для интересных встреч и обсуждений в стенах педагогического вуза с яркими, неординарными людьми - писателями, педагогами, мыслителями.
Основная цель работы лаборатории гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования - создание и внедрение в практику инструментов и механизмов, обеспечивающих проектирование, организацию, управление, экспертизу и мониторинг качества образовательных организаций в контексте современных приоритетов образовательной политики. Лаборатория осуществляет инновационное проектирование, разработку концепций и стратегий развития образования, ведет мониторинг развития образовательных организаций и консалтинг в сфере образования. Сотрудники лаборатории разработали концепцию Московского стандарта качества образования, который был принят Департаментом образования в 2012 году. Заведует лабораторией лауреат Премии Правительства РФ в области образования Витольд Ясвин.
Лаборатория стратегии формирования читательской грамотности и языковой интеграции (заведующий - заслуженный учитель РФ Елена Романичева) занимается исследованием процессов, происходящих в речевом и языковом развитии современных школьников (в том числе и детей-билингвов), изучает новые практики чтения, исследует эффективность применения современных стратегий чтения и письма в школьном образовании. Проведенные исследования позволяют строить прогностические концепции стратегии формирования грамотности, которая понимается как единство чтения и письма, тактик их системного развития, разрабатывать адекватные запросам современного образования эффективные технологии формирования читательской грамотности и языковой интеграции. Деятельность лаборатории направлена на создание и разработку научно-методического сопровождения междисциплинарных программ по смысловому чтению и письму для разных ступеней образования, разработку содержания подготовки и переподготовки учителей-предметников в этой области. Она активно сотрудничает с образовательными организациями города, другими вузами, участвует в обсуждении и разработке ключевых проблем, связанных с выпускным сочинением нового типа; в арсенале лаборатории - авторские курсы и тренинги, многочисленные печатные издания: монографии, научные статьи и учебные пособия, созданные ее сотрудниками.
Лаборатория образовательных инфраструктур была создана в 2007 году. Изначально это была лаборатория развивающих игр и игрушек, постепенно расширялась сфера научных исследований и разработок, и, пройдя через трансформацию названий, лаборатория занялась изучением сферы образовательных инфраструктур (педагогические кадры, материально-техническое оснащение, архитектура здания и прилегающая территория, социальная инфраструктура вокруг образовательной организации, методическая и информационная деятельность, финансовое обеспечение) и образовательной среды (безбарьерная, доступная, безопасная, комфортная, насыщенная, побуждающая к самостоятельности и творчеству, стимулирующая различные виды активности).
Лаборатория компетентностных практик образования - это институциональная форма нового типа, которая осуществляет поиск и разработку инновационных образовательных проектов. Лаборатория работает с проектами, способными организовать образовательное пространство, основания ее работы - философия открытого образования, культурно-исторический подход, практическая антропология и связанный с ней комплекс антропотехнических представлений, из которых оформляется гуманитарно-технологическая парадигма, позволяющая проектировать компетентностные практики и адаптировать их в существующих образовательных институтах. Деятельность лаборатории направлена, с одной стороны, на исследование процессов формирования, становления и развития продуктивных компетенций через событийные и сетевые формы организации образовательного процесса, а с другой, на разработку современного содержания и форм образования, развивающих человеческий потенциал.
Одна из значимых лабораторий института - лаборатория развития ребенка. Основная миссия лаборатории - формирование современных технологий и содержания дошкольного образования, ориентированного на развитие интеллектуального потенциала ребенка, создание инструментов диагностики детского развития, разработка современных технологий подготовки педагогов, оценка качества образования. Среди ключевых направлений научной деятельности - исследования возможностей развития дошкольников, разработка диагностических материалов по интеллектуальному развитию дошкольников, содержания и методики образовательных программ, ориентированных на интеллектуальное развитие дошкольников, разработка требований к подготовке педагога дошкольного образования. Лаборатория осуществляет взаимодействие со многими зарубежными научными партнерами. Среди таких партнеров - Институт философской практики (Франция), Институт групповой и кратковременной психотерапии Ист-Сайда (Нью-Йорк, США), Университет Центрального Арканзаса (США), Институт развития ребенка НПУ им. Драгоманова (Киев, Украина), Львовский областной институт последипломного педагогического образования (Украина), Гетеборгский университет (Швеция). Руководитель лаборатории Игорь Шиян.
Лаборатория развития общего образования реализует комплекс работ по научно-методическому сопровождению образовательных организаций города. Одно из ключевых направлений деятельности - поддержка процессов совершенствования профессионального образования педагогов путем изучения новых направлений развития системы образования, обобщения инновационного опыта учителей и внедрения результатов научных исследований в процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. В лаборатории реализуют фундаментальные и прикладные исследования, связанные с внедрением в практику образовательных организаций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и способствующие улучшению качества обучения и воспитания школьников Москвы. Сотрудники лаборатории - авторы научных работ, учебных пособий, востребованных практикой современного образования.
Лаборатория образовательных систем и стандартов осуществляет комплексные научные исследования в области проектирования, мониторинга и прикладных разработок в образовательной сфере. Сотрудники лаборатории как реализуют городские научные проекты, так и принимают участие в разработке научных тем на федеральном уровне. Приоритетным направлением ее работы стали исследовательские работы в сфере стандартизации образования, в том числе по проблемам введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на разных уровнях общего образования. Руководит лабораторией Кирилл Баранников.
Ключевая особенность работы Института системных проектов в целом не только внимание к теоретическим исследованиям, но и активная работа по формированию прикладных, практических решений, которые могли бы использовать образовательные организации города в своей повседневной работе. Благодаря такому подходу институт становится центром научного притяжения не только внутри МГПУ, но и на уровне города.