Поэтому до конца почувствовать и понять, какая это трагедия - безработица среди молодежи в современном западном обществе, - я смогла благодаря 13-му Международному кинофестивалю документальных фильмов «ДокументАРТ» в Нойбранденбурге. Этот город расположен на северо-востоке ФРГ, в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания.

Международное жюри единогласно присудило первую премию в размере трех тысяч евро, учрежденную министерством образования, науки и культуры Мекленбурга - Передней Померании, фильму польского режиссера Лешека Давида «Бар на Виктории».

Это фильм о проблеме безработной молодежи в современном обществе и, в частности, в Польше - стране, где, как и у нас, до недавнего времени безработицы не существовало вообще. Я много лет проработала с мужем в Польше и хорошо знаю эту страну. Поэтому была поражена, как правдиво и натурально рассказывается о том, как два молодых человека из маленького польского городка Ключборка, отчаявшись найти работу в Польше, уезжают за границу. Выбирают они Англию, где, как им кажется, можно легко и быстро заработать много денег, организовать свой собственный бизнес и разбогатеть. Со 100 фунтами в кармане и без должного знания английского языка ребята приезжают в Лондон и очень быстро понимают, что они там никому не нужны. Они готовы мыть посуду, убирать мусор, но даже это непросто найти. Очень быстро настрой молодых поляков меняется с высокомерной самоуверенности, когда в начале фильма главный герой говорит другу, что «за три фунта в час работают только русские», до полного отчаяния и готовности вернуться домой. Фильм заканчивается маленьким «хеппи-эндом»: в заключительных титрах сообщается, что ребята все же смогли найти какую-то работу в Лондоне.

Фильм «Бар на Виктории» идет 56 минут, и у меня даже закрадывалось сомнение, не является ли он хотя бы отчасти игровым, снятым по заранее написанному сценарию. Настолько точно передается состояние молодых людей, их настроение и мысли, что трудно поверить, что это документальный фильм. Оказывается, молодой режиссер Лешек Давид, узнав о проблеме знакомых ему ребят, живших по соседству, специально поехал с ними третьим в Лондон, снимая разворачивающуюся на его глазах реальную историю двух безработных.

А на вопрос о том, действительно ли был счастливый конец у этой истории, режиссер подтвердил, что его молодые друзья остались в Лондоне. Но снять этот «хеппи-энд» Лешек не смог, так как у него самого кончились деньги и он вынужден был вернуться домой.

Посмотрев «Бар на Виктории», я впервые серьезно задумалась о том, с каким трудом наши дети будут находить себе работу по мере развития капитализма в России. Что ждет нас в ближайшем будущем?

Галина АНИСИМОВА, соб. корр. «УГ», Нойбранденбург - Берлин