Студии «Родничок» уже тринадцать лет, и за эти годы плодов детского творчества скопилось множество. Хватит на целую книжку. Ни одно из занятий по родной речи не повторяет другое. Потому что уроки - тоже сочиненные. Только взрослым: неизменным преподавателем Татьяной Орловой. Она умеет разговаривать с детьми на одном языке - хорошем.

- Всегда радуюсь, когда слышу: «Я придумал, сочинил, нарисовал!». Всячески поощряю желание детей творить, - говорит Татьяна Афанасьевна. - Спросите, где взять столько талантов? Их надо вырастить - заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы ее.

Студия зарождалась, когда многие ее педагоги были молодыми родителями, а искателями в педагогике остались до сих пор. Потому в занятия вложили лучшее, что знают и умеют. А потом их дети выросли. И своих птенцов стали приводить друзья и знакомые. С тех пор и повелось, что все ребятишки, которые воспитываются в студии, - свои, родные.

У каждого педагога свои наработки - слово «методика» они не любят, сухое слишком. Татьяне Орловой больше нравится «игра» - этот вид работы наиболее близок и понятен ее маленьким ученикам. В 4 года у детей появляется интерес к словам, который нужно всячески поощрять. Родители начинают серьезно учить ребенка азбуке, а он упрямо желает играть. Татьяна Афанасьевна советует: попробуйте, к примеру, вместе со своим чадом «разрезать» слова. Ведь это так интересно: были бусы, а стали усы. Или вместе поразмышляйте, почему зяблика так назвали, какое варенье получится из клюквы?

- Такие маленькие упражнения разовьют слуховое внимание, покажут, как образуются слова, - объясняет она.

У Орловой нет игр ради игры, как утверждает Людмила Николенко, директор студии «Родничок». В основе ее программы - научная база, а еще любовь к предмету и своим маленьким ученикам. Татьяна Афанасьевна уверена, что, если интересно, можно любую трудность преодолеть. Даже родители не могут похвастаться тем глубоким знанием русского языка, которое через три-четыре года занятий получают их дети. Причем малышам не доставляет труда писать и говорить правильно - они делают это интуитивно. В общем, загадок в русском языке для малышей «Родничка» нет, поэтому и придумывают их сами.

- Начинаем знакомиться с буквами, учимся читать - у ребят появляются об этом загадки, - рассказывает Татьяна Афанасьевна. - Хорошо, когда они сочиняют о буквах, школьных принадлежностях. Например, Рома Варданян сначала побаивался выходить к доске, пока не придумал: «Я деревянная, но не кровать. На мне пишут, но я не тетрадь».

Самые младшие, приходя с первых занятий Татьяны Афанасьевны, с удовольствием...поют. Гласные: «О-о-о», «А-а-а», «У-у-у». Родители малышей удивляются, слыша от детей: уча, кляпс, рум. «Это по-инопланетянски», - смеются мальчишки и девчонки. Они с радостью занимаются словотворением - придумывают новые слова. Обучение чтению дети практически не замечают. Просто для участия в какой-нибудь забаве они вынуждены прочесть предложение. Игра «Слова русские и инопланетянские» проводится на одном из первых занятий. Малыши представляют, что у инопланетян буквы такие же и читаются они так же, как русские. Произнести-то их можно, но ничего непонятно. И это заставляет ребенка вдуматься в смысл услышанного и увиденного.

«Похожие хвосты» - это первый опыт рифмовки. Учитель предлагает закончить фразу: последняя строчка или слово нарочно не дописаны: пусть посоображают. Шестилетняя Лера Цвелая так выполнила задание: РО-РО-РО - людям нравится добро. Насте Солдатовой попался слог ЛО. Девочка предложила рифму: ЛО-ЛО-ЛО - как на солнышке тепло. И дело, наверное, не только в качестве рифмы, а в том, сколько светлого она в себе несет.

Иногда Татьяна Афанасьевна путает ребят. Скажет, например, «уши», а покажет на глаза. Но ученики у нее внимательные. Бывает, конечно, что и ошибутся, но в промахах признаваться не боятся и спешат исправиться. Потом эти навыки станут переносить на упражнения со словами. Они не пишут так, как слышат, - ведь они умеют самостоятельно думать.

- Уже в этом возрасте ребята чувствуют себя учеными, - считает Татьяна Орлова. - Всегда ставлю ребенка в ситуацию игры, когда нужно помыслить, запомнить. Им приятно, что загадки, чистоговорки, которые мы отгадываем на занятиях, придумал не кто-то из взрослых, а они сами. Я обязательно пишу на загадке с обратной стороны карточки имя автора и показываю детям других групп. Получается, что они сами учат друг друга.

Сейчас по комплексной программе «Я познаю мир» обучаются около 160 дошкольников. Первые выпускники «Родничка» - уже студенты. Малыши взрослеют, умнеют, но не забывают ни русский язык, ни своих педагогов.

Перед началом учебного года одна мамочка подошла к Татьяне Афанасьевне: «Мой ребенок уже знает алфавит, можно уже учить читать?»

- Не торопитесь, лучше, если он будет заниматься с нами. Вы просто не мешайте, - убедила ее Орлова.

Научить ребенка читать можно и за две недели, но ведь не это главное. Чтение - лишь способ, чтобы полюбить родной язык, прикоснуться к его тайнам, научиться чувствовать и понимать. Вот Олечка Яковлева пришла сегодня не в настроении. Как победить грустинку? Орловой хочется, чтобы занятие принесло радость. У нее свои рецепты. Для начала - придумать стихотворение. «Листики упали, листья пожелтели, значит, наше лето куда-то улетело». Так просто, но глазки опять заблестели, и снова хочется творить. Теперь самое время разгадать «хохотальный» кроссворд: отгадать слова, где есть слоги «ха», «хо» и «хи». Невозможно не заХИХИкать, выполняя упражнение. И настроение становится ХОрошим.

Омск