Караул, крыши текут!

В начале октября при правительстве области состоялся «всеобщий сбор» - ситуация с подачей тепла оказалась критической. Руководители Министерства образования области были обеспокоены - тепло получили всего 62 городские школы из 378. Спорили так горячо, что через несколько дней в школах и детсадах Омска стало жарко.

По словам Сергея Канунникова, начальника городского Управления образования, на подготовку к новому учебному году нынче были выделены невиданные доселе деньги - 12 миллионов рублей. К тому же мэр дал 5 миллионов из своего резервного фонда. Удалось отремонтировать кровлю в 42 учреждениях, отопление и вентиляцию - в десяти, канализацию - в одиннадцати.

Увы, сельским учебным заведениям повезло меньше. По данным областной прокуратуры, в семи из 32 районов области температурный режим в помещениях для занятий не соблюдается. Горячей воды нет, зато текут крыши. Причина - не в бездействии руководителей детских учреждений, а в несвоевременном и неполном финансировании из областного и местного бюджетов. Именно отсутствие денег стало причиной того, что школы дают детям знания незаконно. Например, в Нововаршавском районе лицензии на общеобразовательную деятельность нет ни у одной, в Марьяновском - у трети.

Проблем с детской безопасностью в этом году больше, чем обычно. Впрочем, и внимания в этом учебном году ей уделяется гораздо больше. Только на огнетушители для сельских школ правительство области выделило семь миллионов рублей, столько же потрачено на оснащение городских. Во всех детдомах и интернатах Омска установлена новая сигнализация. В сельских районах опять положение хуже. Как установила прокурорская проверка, в школах четырех районов пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии.

Наталья ЯКОВЛЕВА

Окна заклеили, двери утеплили

О том, насколько готовы к зиме учреждения образования, я попросила рассказать заместителя начальника Главного управления образования администрации Воронежской области Валерия Трещалина.

- Кровли во всех школах отремонтированы, котельные готовы, все угольные обеспечены топливом, - сказал Валерий Федорович. - Замена ветхих тепловых сетей произведена на 118 процентов в муниципальных учреждениях образования и на 107 - в областных. И так по всем показателям идем с перевыполнением. В целом общий объем работ в два раза больше намеченного по плану.

Директор воронежской школы №5 Надежда Золотарева так прокомментировала ситуацию:

- В зиму вошли без проблем. По времени с пуском тепла уложились, может быть, дня на три задержали, но на улице больших холодов не было, поэтому не особенно заметно. В классах все окна заклеили, двери, где можно, утеплили. Остается только надеяться, что в морозы не будет больших аварий и зиму переживем без проблем.

Какова ситуация на селе, рассказала Татьяна Лазарева, директор Докучаевской школы Таловского района Воронежской области:

- Школа к зиме готова. У нас котельная на угле, топливо завезли полностью. Надо 180 тонн, это при условии, что зима будет не сильно холодная, и пока этот запас у нас есть. Хранится уголь в гараже, закрытый от непогоды. Конечно, для школы хотелось бы газовую котельную, но пока средств на нее нет, даже проект нечем оплатить. На первом этаже (школа двухэтажная, 107 ребятишек) мы заменили батареи и частично на втором.

Татьяна МАСЛИКОВА

На синоптиков надейся, но сам не плошай

Зима не за горами. И хоть синоптики обещают ее в Петербурге теплой, лучше, как говорится, самому не плошать. Пока в большинстве районов города уверены, что школы и детские сады полностью готовы принять на себя капризы невской зимы. Во всяком случае многие из образовательных учреждений за теплый период времени успели сменить старое, изношенное оборудование на новые инженерные сети. Например, Московский район в трех школах поменял системы отопления, то есть заменил батареи, трубопроводы. Прошла подготовка элеваторных узлов. Двенадцать школ обновили свои кровли. Такая же оптимистическая картина в Адмиралтейском и Выборгском районах города. Специалисты из районных отделов образования утверждают, что в образовательных учреждениях сделано все, что нужно для нормального зимнего функционирования. Дело за соблюдением температурного режима монополистами: Ленэнерго, ГУПТЭК. К примеру, в прошлом году они его систематически не выполняли: давали меньше тепла, чем положено по нормативу. Кроме того, подвохов можно ожидать и от напольного отопления, когда трубы находятся внутри бетонных полов. В большинстве своем они исчерпали срок службы и в любой момент могут лопнуть. Тогда вода неизбежно зальет классы.

Как выразился главный специалист отдела образования Выборгского района Юрий Чернов, «проблемы появятся тогда, когда ударят морозы». А пока в школах и детских садах занимаются «утеплением систем отопления». Другими словами, укутывают батареи, накрывают фанерой люки, водопроводы. Чтобы не перемерзали. Такие меры предосторожности - нелишние: как показал прошедший год, случаи с лопнувшими батареями бывали.

Что касается Ленинградской области, то, например, в Ломоносовском районе из 43 образовательных учреждений пока в двух идет ремонт: Лаголовской школе и Русско-Высоцком детском саду. Но этот ремонт плановый и в скором времени будет закончен. Новой кровлей покрыта Лебяжинская средняя школа, а весной своей очереди дождутся школы в Горбунках и Низино. По словам начальника Управления образования Ломоносовского района Натальи Логиновой, в планах замена старого линолеума, сантехники, систем отопления. А в первоочередной смене нуждаются электрика и оконные блоки, поскольку за 30-40 лет эксплуатации они давно выработали свой ресурс.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить

Закрывать тамбурные двери, заклеивать оконные рамы, утеплять учебные кабинеты и жилые комнаты и постоянно следить за сохранностью и своевременным ремонтом отопительных систем - это, можно сказать, одна из главных забот администрации каждой школы.

Знакомая с прежних времен традиция - приглашать родителей для утепления помещений, где учатся и находятся их дети, - сохранилась и поныне. Только если раньше это делали по очереди все, то сейчас чаще всего такую работу выполняют мамы или папы из малообеспеченных семей. «Денежные» родители предпочитают внести взнос побольше на развитие садика или в классный фонд, чем заниматься физическим трудом. Так что встретить не утепленные детский сад или школу подобным образом в Нижегородской области - наиредчайший случай.

В рамках программы «Дети-сироты» во время летних каникул проводился и капитальный ремонт трех детских домов. Еще в апреле из областного бюджета на это были выделены средства. Например, администрация Володарского района на ремонт кровли детдома получила 189 тысяч рублей.

Другое дело - отопительная система. Хотя справедливости ради надо заметить, в этом году, как никогда, к зиме готовились основательно. Началом отопительного сезона было объявлено 4 октября. А уже к 11 октября теплом были обеспечены 98 процентов школ области. Из 2936 котельных пущено 2773, а на оставшихся 163 котельных неисправности устранялись, и к середине месяца они тоже были введены в эксплуатацию. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, из 1489 школ области 1452 отапливаются. Сотрудники министерства регулярно отслеживают ситуацию с пуском тепла и устраняют проблемы, связанные с его подачей.

Так же оперативно сработали и в самом Нижнем Новгороде. Вместо положенных десяти дней учреждения образования и здравоохранения подключили в первые пять. Сложностей опасались при самом пуске, когда под напором горячей воды выходят из строя трубы. По словам мэра Вадима Булавинова, слишком много лет не проводилась целенаправленная работа по их замене, так что теперь у нынешней администрации не хватает ни времени, ни денег, чтобы сделать это во всех районах приволжской столицы. Боялись не зря - инцидент случился в детском садике № 265, практически в центре города, но аварию достаточно быстро устранили. А во многих ДОУ, говорят родители воспитанников, даже очень жарко. Но это пока - ведь и на улице температура тоже со знаком плюс. Зима-то с ее морозами еще впереди, правда, в прошлом году серьезные аварии обошли нижегородские школы стороной. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!

Ирина МАЛИНИНА

Краснодарский край

Побольше бы денег

В Краснодарском крае 1344 общеобразовательных учреждения, 64 школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, 1238 дошкольных образовательных учреждений, 18 детских домов. Для того чтобы такую материальную базу содержать в надлежащем состоянии, подготовить ее к зимним условиям, требуются значительный объем финансовых средств и проведение большой организаторской работы.

Основной объем капитального ремонта на объектах выполнялся еще летом, когда ребята были на каникулах. В результате стихийных бедствий, которые имели место в крае в летнее время, пострадала часть объектов образования. Поэтому подготовка к зимнему сезону велась там сложно.

Особенно пострадало в результате стихии 5 августа 2004 года здание 56-й школы станицы Варениковской Крымского района, ученики которой временно переведены на обучение в другие здания. Департамент образования и науки оказал помощь на эти цели и выделил 1500 листов шифера. Ведется ремонт кровли, отопления, выполняются электромонтажные работы.

Руководитель департамента Михаил Астапов особо подчеркивает, что ни одно школьное и дошкольное учреждение не оставлено без внимания. На заседании коллегии о подготовке к зиме были заслушаны начальники управлений образования. Из-за несвоевременного и недостаточного финансирования ремонта котельных к началу отопительного сезона не были завершены работы в 22-й школе города Крымска, к ремонту котельной в 9-й школе ст. Крупской Выселковского района приступили только 19 октября. В Павловском районе в Новолеушковской школе-интернате котельная, работающая на твердом топливе, не  обеспечивает требуемого температурного режима в помещениях. Котлы «Универсал» 1974 года выпуска имеют высокую степень износа.

Для завершения работ требуется 1,5 миллиона рублей. Средства на эти цели из муниципального бюджета в текущем году не выделялись. Эта и другие подобные проблемы, которые в крае несомненно имеются, руководством департамента взяты под контроль. Дети не должны мерзнуть - такова постановка вопроса.

Валентина БАЙДАК