- Образование сочетает в себе два основных процесса - обучение и воспитание. Воспитание как трансляция норм, мировоззрения, практики действия, которое связано с выбором человека, стало неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Департамент образования всегда придает этому очень большое значение и уделяет особое внимание. Одно из направлений воспитывающей деятельности - патриотическое воспитание, особенно важна реализация этого направления в преддверии празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов над фашистской Германией. Несмотря на то что прошли уже 70 лет, для нас этот праздник остается священным, так как именно тогда наша страна показала свою силу и освободила мир от коричневой чумы. Благодаря этой великой Победе мы уже 70 лет живем под мирным небом. Воспитывающая деятельность по патриотическому воспитанию в преддверии этого праздника имеет особое значение в нашей педагогической работе.
Какова же общая структура патриотического воспитания? Если говорить в целом о воспитывающей деятельности в области патриотического воспитания, то надо сказать, что ее мы реализуем по трем основным направлениям.
Первое направление - сотрудничество с ветеранскими организациями. 6 июня 2013 года Департамент образования и Московский городской совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов подписали соглашение, предметом которого стало патриотическое, духовно-нравственное и гражданское воспитание. К этому соглашению приложен очень конкретный план, рассчитанный на три года работы, в нем обозначены все основные мероприятия и события, которые мы совместно реализуем. Понятно, что сегодня ветеранская общественность приходит практически в каждое образовательное учреждение, не проходит ни одного урока Мужества, ни одной экскурсии по школьным музеям без приглашения наших уважаемых ветеранов. Для нас это принципиально важно, так как девиз нашей совместной работы с ветеранами: «Не прервется связь поколений». Под этим девизом мы уже в течение нескольких лет реализуем очень крупные проекты в разных направлениях. Это и чемпионат «Победный мяч», и шахматный турнир «Пешка и ферзь», в котором принимают участие и учащиеся, и ветераны, и метапредметная олимпиада, в рамках которой ребята пишут о своих дедах и прадедах, о ветеранах, с которыми они знакомы, причем ветераны читают и проверяют эти сочинения. По итогам этой метапредметной олимпиады мы издаем сборник наиболее интересных сочинений ребят, в этом году награждение победителей олимпиады состоится в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Под этим же девизом - «Не прервется связь поколений» - мы в этом году проводим совместно с ветеранами крупный парад кадет, который пройдет 6 мая 2015 года на Поклонной горе. У нас еще много крупных совместных проектов, которые мы реализуем.
Второе направление - подготовка обучающейся молодежи к военной и гражданской службе, или, точнее, к службе Отечеству. Это не менее важное направление работы, ведь для каждого человека такое понятие, как служение, принципиально важно. Важно, чтобы оно было и в сознании человека и тогда, когда он делает выбор, совершает практические действия, руководствуясь ценностями и нормами, направленными на отдачу, на созидание, на конструктив. Как предметное направление подготовка ребят к службе в Вооруженных силах связана с формированием у ребят здорового образа жизни. Сегодня наши ребята в подавляющем большинстве уже спокойно и конструктивно относятся к службе в ВС. Мы очень гордимся тем, что у нас сейчас практически исчезла прослойка тех, кто не хотел бы служить в армии. Это очень важно, так как понятно: позитивный образ наших Вооруженных сил тоже связан с возможностью гордиться собственной страной и собственным Отечеством.
Москва заняла первое место во Всероссийской военно-спортивной игре «Победа», все те десятиклассники, кто имеет соответствующие медицинские показания, проходят пятидневные военные сборы. Эти сборы стали неотъемлемой частью общеобразовательной программы для учеников 10-х классов. Если раньше по этому поводу достаточно часто возникали какие-то вопросы, то теперь сборы стали привычной нормой, проходят на базе военных частей, специализированных центров. Мы слышим от ребят очень положительные отзывы, они говорят, что «сходили в мини-армию, и ничего страшного там нет». В принципе это еще очень мощный профориентационный эффект.
Третье направление - развитие кадетского образования. Директорский корпус Москвы вместе с ветеранской общественностью в марте 2014 года выступил с инициативой, Департамент образования эту инициативу поддержал, затем ее поддержало и Правительство Москвы. С 1 сентября 2014 года в 70 образовательных учреждениях системы Департамента образования были открыты 70 седьмых кадетских классов. Это классы профильного обучения ребят, которые в будущем нацелены на военную или гражданскую службу. Главным условием открытия таких классов было то, что в образовательном учреждении в обязательном порядке должно быть соглашение между школой, профильным вузом, профильным силовым ведомством, ветеранской общественностью и военным комиссариатом, ведь мы рассматриваем кадетское образование как формирование и подготовку элиты для службы Отечеству. Такая программа была запущена, она очень активно развивается, в этом году ребята перейдут уже в 8-й класс, и мы набираем на их место будущих семиклассников. Наша задача - вернуться к исторической миссии кадетского образования, чтобы это образование наши москвичи в первую очередь воспринимали как качественное, элитное образование, нацеленное на службу Отечеству. Парад, который состоится 6 мая на Поклонной горе, как раз будет связан с тем, что мы постараемся показать в его программе различные аспекты образования кадет. Это и духовно-нравственный аспект, и спортивные достижения, и строевая военная подготовка, и умение ребят обращаться с лошадьми (будут представлены ребята, тесно общающиеся с Кремлевской школой верховой езды), и умение танцевать полонез. Эта многоаспектность направлена на то, что мы действительно хотим, чтобы профильность образования ребят в кадетских классах была понята москвичами. Уже сегодня есть конкурс при зачислении в кадетские классы, они должны стать знаменем образовательных учреждений, на это мы и работаем.
Есть несколько ключевых направлений, без которых сегодня невозможно патриотическое воспитание. Это, конечно, развитие школьных музеев. Сегодня в системе Департамента образования работают 1700 музеев, из них 747 - военно-исторические. Наша задача заключается в том, что мы стараемся уходить от того, чтобы музей был отдельной, изолированной комнатой, хотим, чтобы музей превращался в некоторую публичную площадку, в публичное пространство, будь то лекционная аудитория или элемент некоторого оформления учебного пространства, которое было бы неотъемлемой составной частью образовательной среды учреждения в целом, чтобы включенность ребят в экспонаты музея была постоянной. Это основная стратегическая установка, которую мы сегодня реализуем, сами школьные музеи в принципе достаточно активно ведут такую работу. Уверен, что 9 мая у жителей Москвы появится возможность ознакомиться со школьными музеями, которые в этот день откроют свои двери для всех.
Еще одно направление - патронатно-мемориальная и поисковая деятельность, очень крупное направление, мы называем его Вахтой памяти. Вахта памяти - ежегодный федеральный проект, но, естественно, в этом общефедеральном проекте Москва, будучи столицей нашего государства, занимает особое место, и поэтому всю деятельность, связанную с Вахтой памяти, в Москве ведут на высоком уровне. Это почетный караул у Поста №1, в этом году подписан указ Президента России, который разрешил ребятам из поисковых и военно-патриотических клубов, кадетских образовательных учреждений Москвы нести Вахту памяти у Вечного огня, у Могилы Неизвестного Солдата, кроме того, наши ребята стоят на посту у Вечного огня на Поклонной горе. В Вахту памяти входит еще и поисковая деятельность, поисковые отряды в основном выезжают в западном направлении - от Москвы до границы, где вся земля хранит останки наших предков, так как там шли ожесточенные бои во время Великой Отечественной войны. Поисковые отряды ведут раскопки, только в прошлом году они обнаружили около 10 медальонов и установили фамилии бойцов, перезахоронили их останки. Кроме того, они нашли два медальона солдат вермахта, в установленном порядке их останки были переданы родным в ФРГ. В этом году открытие Вахты памяти состоялось 4 апреля на Поклонной горе, основная деятельность поисковых отрядов будет идти на территории Новой Москвы - в Троицком и Новомосковском округах, где много неизвестных воинских захоронений. В это направление входит и патронатная деятельность. Наши ребята осуществляют шефство над воинскими могилами, над могилами ветеранов, приводят их в порядок, особенно в преддверии знаменательных дат.
В Вахте памяти есть интересное направление - совместные поездки с ветеранами, после празднования 70-летия Победы запланированы две экспедиции: одна по маршруту Москва - Санкт-Петербург на корабле «Ленинград», где основным экипажем будут наши юные моряки, вторая - путешествие на парусном судне «Крузенштерн».
Нельзя обойти вниманием волонтерскую деятельность, она разворачивается в первую очередь на базе учреждений среднего профессионального образования. Учащиеся колледжей - волонтеры помогают ветеранам в косметическом ремонте квартир, в обучении компьютерной грамоте, оказывают бесплатные парикмахерские услуги, шефствуют над госпиталями.

Расим АКЧУРИН, первый заместитель председателя Московского городского совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов, генерал-полковник:

- Подписание соглашения между Департаментом образования и нашим городским советом ветеранов было особым событием в жизни ветеранской организации. Мы собираемся отмечать двухлетие этого события, будем подводить итоги нашей общей работы, оценивать результаты этой совместной деятельности и тесного взаимодействия.
Что нынче представляет собой ветеранская организация? Заслуга нашего председателя дважды Героя Социалистического Труда Владимира Долгих заключается в том, что он создал стройную систему ветеранской организации, поэтому прежде, чем говорить о тех успехах, которых мы добились в нашей работе, нужно это особо подчеркнуть. У нас есть 1057 первичных организаций, вся работа идет в этих организациях, это 125 районных и 11 окружных ветеранских организаций. Над всем этим стоит Московский городской совет ветеранов, который видит как одну из главнейших задач задачу воспитания молодежи. Все, что мы делаем при руководстве окружными советами ветеранов, ежеквартально встречаясь с председателями районных советов, - это обстоятельный разговор о методах и стиле работы по воспитанию учащейся молодежи, по взаимодействию с образовательными организациями. Это очень важно. Сегодня, как никогда, остро встает вопрос о воспитании патриотов. В мире нынче неспокойно, за рубежом все делают, для того чтобы поставить с ног на голову всю историю Второй мировой войны, в том числе и Великой Отечественной войны, кричат, что парад в честь 70-летия Победы надо проводить в Европе, что надо разделить богатство России между странами капиталистического мира. К сожалению, в нашей пропагандистской деятельности всему этому не придают особого значения, иначе почему мы не говорим о том, что в итоге Великой Отечественной войны, войны советского народа с фашизмом было разбито логово фашистов, мы дали возможность Польше выйти в Балтийское море, чего она не имела. Наш президент поступил справедливо, присоединив к России исконно русские Крым и Севастополь, об этом мы часто робко говорим в своей деятельности по воспитанию молодежи, а нужно говорить прямо, ведь именно русский солдат принес свободу и независимость европейским странам. Воспитательную работу с молодежью надо вести, широко используя возможности ветеранов. Конечно, не каждый ветеран может выступить так, как мы бы хотели, не каждый может рассказать, как он воевал, что делал. Надо готовить ветеранов к выступлениям перед детьми, надо воспитывать детей на хороших примерах в семье, в общественном месте, в работе. Если система образования и дальше будет тесно работать с ветеранами, все наши задачи будут решены.