Почти пять лет назад, в 2000 году, прошла первая такая акция. В конкурсе социальных проектов, итоги которого были подведены во Всероссийском детском центре «Орленок», участвовали 50 ученических команд из 39 областей, краев и республик страны. С тех пор популярность его растет год от года. И не только среди детей и учителей, но и родителей, муниципальных и региональных представителей власти.

Социальное проектирование - это форма участия подростков в улучшении социальной, экологической, экономической и других сторон жизни родного села, поселка, города, их попытка предложить свои варианты решения неотложных задач. Это в конечном итоге способ социализации детей еще в годы учебы.

Вступление во взрослую жизнь выпускников школ, не получивших специальной подготовки, сопоставимо с отправкой космонавтов в полет без многолетней тренировки. Ибо молодые люди сразу попадают в непривычную, чуждую, порой опасную среду, где, как и в космосе, будут и тяжелые перегрузки, и губительные для здоровья «невесомость», и экстремальные ситуации, где человеку волей-неволей придется принимать решения без права на ошибку. Иначе он не сможет свободно распорядиться своей судьбой, успешно реализовать себя.

Чтобы ничего подобного не случилось, ученики за годы учебы должны получить необходимые практические навыки и умения. В этом смысле неоценимое значение приобретает социальное проектирование, в котором с каждым годом участвуют все больше и больше детей, десятки тысяч которых предложили целый спектр гражданских инициатив.

Социальное проектирование строится на нетрадиционных подходах и методиках, которые позволяют учащимся усваивать общечеловеческие ценности, развивать чувство гражданского долга, ощущение ответственности и одновременно овладевать теми практическими навыками, которые они используют, еще сидя за партой, для реализации полезных для социума проблем. Готовя свой социальный проект, ребята разрабатывают его до мельчайших деталей. Для этого они используют не только справочную литературу, газетные публикации, но и встречаются с представителями законодательной и исполнительной власти, проводят социологические исследования, консультируются с учителями, специалистами, и в результате проект получает экономическое и юридическое обоснование. Большинство проектов им удается осуществить.

Благодаря таким практическим действиям подростки учатся быть хозяевами своей жизни, самостоятельно решать собственные проблемы и просто делать что-то полезное и нужное для людей. Они готовятся стать распорядителями своей судьбы, ставить реальные цели и достигать их, словом, с пользой и без особых разочарований прожить жизнь.

За четыре года, с тех пор как началась эта акция, получившая широкий размах в стране, школьникам удалось задумать и осуществить множество интересных идей, которые нередко и взрослым представлялись невыполнимыми. Многие из решенных задач связаны с экологическими проблемами. Ребята, пожалуй, лучше взрослых усвоили необходимость бережного отношения к природе, они умело проявляют свое экологическое сознание. Скажем, участники прошлогоднего конкурса «Я - гражданин России», ученики Амгино-Нахаринской школы (Республика Саха), занялись созданием национального парка, другая группа подростков - из Камчатской области - задалась целью спасти гибнущее Култучное озеро. Члены экологического клуба Безменовской школы Новосибирской области успешно борются с оврагами. Ребята из Старостаничной школы помогли наладить водоснабжение родного хутора.

Во время проведения финала конкурса прошлого года ребятам была предоставлена возможность поработать в одной из пяти тематических групп и подготовить общенациональные проекты. Например, группа, занятая исследованием проблем молодежи, предложила проект «От бранного слова к коррозии духа». Девочки и мальчики из десяти регионов страны, озабоченные проблемой использования нецензурных слов в молодежной среде, считают ее наиболее злободневной. В духе этого проекта в «Орленке» была проведена акция «День без брани» и «День вежливости».

Акция «Я - гражданин России» становится все более привлекательной для многих школьников страны, ибо благодаря социальному проектированию ребята могут уже сейчас пробовать свои силы в конкретных и полезных делах, они таким образом быстрее взрослеют, обретают уверенность, что после окончания школы они не затеряются в бурном жизненном потоке. Для них сложные, порой непостижимые для старшего поколения рыночные отношения - нормальная среда обитания, а демократические принципы, права человека - единственно приемлемый стиль взаимоотношений с другими людьми и государством.

P.S.

Положение о V Всероссийской акции «Я - гражданин России» читайте в приложении «Граждановедение» и на сайте www.ug.ru/civicnet