Активизации работы по патриотическому воспитанию средствами музейно-педагогической деятельности способствуют мероприятия, посвященные памятным датам России. Празднование 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне стало стимулом для совершенствования деятельности школьных военно-исторических музеев столицы. Центр военно-патриотического воспитания совместно с Московским городским Советом ветеранов провел городской смотр-конкурс музеев образовательных учреждений города Москвы, посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. То, что конкурс был посвящен 70-летию Победы, давало ему дополнительный импульс и направленность на поиск инноваций в реализации государственной задачи по патриотическому воспитанию учащихся. Конкурс был призван поддержать интерес учащихся к изучению славной страницы истории нашей страны, способствовать развитию их творческих способностей, побудить школьников к научному поиску, совершенствованию форм и методов поисковой и исследовательской деятельности на базе музеев государственных образовательных организаций.
Конкурс проводили с декабря 2014 года по март 2015 года в три этапа: районный, городской и окружной. В первом этапе (районном) приняли участие 792 музея образовательных организаций от 125 районов и 23 поселений города Москвы (12816 человек). Во втором этапе (окружном) приняли участие 199 музеев образовательных организаций от 11 округов Москвы (3184 человека). В заключительном городском этапе участвовали 12 военно-исторических музеев (210 человек). Всего в городском смотре-конкурсе военно-исторических музеев государственных образовательных организаций системы Департамента образования, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., «Дороги Победы» приняли участие более 16000 активистов музеев. Жюри, состоящее из представителей ветеранских организаций, специалистов-музееведов, специалистов в области школьной музейной педагогики и представителей Центра военно-патриотического и гражданского воспитания, по достоинству оценило работу школьных музеев.
45 лет активно работает музей в школе №1494. Современная тенденция развития школьных музеев - создание музейных комплексов. Музейный комплекс в школе №1494 - закономерное следствие развития музея образовательного учреждения. При создании новых образовательных комплексов у ребят появляются дополнительные возможности в области образования, у педагогического коллектива - дополнительные возможности для внедрения инновационных технологий, исследовательских методов, их интеграции в контексте музейно-педагогического процесса. В этой связи существенно возрастает значение школьных музеев в сохранении культурных ценностей, обеспечении преемственности поколений, формировании исторических знаний. Музей боевой славы 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии - музей той самой дивизии, которая штурмовала Рейхстаг и водружала Знамя Победы. Все знают имена Героев Советского Союза Михаила Егорова и Мелитона Кантарии, но мало кто знает имя Алексея Береста. Учащиеся школы провели исследовательскую работу и воссоздали историческую картину Берлинской операции. В ходе исследования были собраны многочисленные аудио- и фотоматериалы воспоминаний участников событий мая 1945 года, земляков А.Береста, членов его семьи. По запросу были получены свидетельства и копии документов из Центрального архива Министерства обороны. Все собранные факты и материалы подтверждали первостепенную роль Алексея Береста в операции по водружению Знамени Победы над Рейхстагом. К сожалению, события военных лет сложились так, что звания Героя Советского Союза Алексей Берест не получил.
Ученический совет школы и педагоги приняли решение создать зал славы незаслуженно забытого героя Великой Отечественной войны. 30 апреля 2015 года в торжественной обстановке открыт зал славы и установлен бюст Алексея Береста.
Как показал конкурс, поисково-исследовательскую деятельность в образовательных учреждениях - участниках экспериментальной работы проводят в разных направлениях. Это и изучение судеб участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, которым посвящены музейные экспозиции, и исследование боевого пути воинских частей и соединений, и восстановление истории названия улицы, на которой расположена школа, и проведение архивных исследований по установлению имен и судеб защитников Отечества (бывших учеников своей школы, района, города).
Во многих музеях образовательных организаций, представленных на конкурс, изучение истории семьи в контексте общей истории страны организовано с помощью исследовательских проектов. Работа по проекту «Великая Отечественная в судьбе моей семьи» заключается в том, чтобы ученик провел исследовательскую работу и, используя различные источники - устные воспоминания, письма, документы, - написал об участии членов своей семьи в событиях войны. Методика работы включает запись воспоминаний участника событий или его родственников, изучение документов, детализацию информации. Результатом двухлетнего труда учащихся Центра образования №1816 ЗАО стала выставка, посвященная 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Лучшие работы были выставлены на созданной Аллее Славы, одна из них - «Оборона Севастополя» (автор учебно-исследовательской работы - ученица 7-го класса Анна Берштейн). В работе показаны героизм и стойкость бойцов, защищавших Севастополь, на примере судьбы ее прадедушки, заместителя командира батальона морской пехоты, участника обороны Севастополя. Важность работы состоит прежде всего в том, что она заставляет других посмотреть на трагические события в истории своего Отечества через призму участия в них своего рода, своих предков, позволяет увидеть огромную роль и значимость обычных людей в Великой Победе.
Реализация подобных исследовательских проектов позволяет решить несколько педагогических задач: развить историзм сознания учащихся, помочь им по-иному взглянуть на исторические события через призму личного восприятия. Ученики осознают, что конкретные люди, их родственники не сторонние наблюдатели, а активные участники исторического процесса. Изучая прошлое, школьники по-другому начинают относиться к семье.
Творческие работы учащихся также требуют серьезной исследовательской работы. Представленный коллективом детей музейного комплекса школы №354 имени Д.М.Карбышева макет «Московской битвы» содержит исторически выдержанные подробности этого события. Ребятам удалось наглядно продемонстрировать высокий уровень исследовательской работы, проведенной активом музея по изучению в процессе сбора материала для изготовления макета. Соответствуют исторической реальности форма и вооружение сражающихся сторон, рельеф местности и военные укрепления, отдельные эпизоды сражения. Картина сражения выглядит ярко и эмоционально, напряженный момент боя представлен наглядно и динамически. Безусловно, работа над проектом способствовала формированию у школьников знаний о российской истории, о героизме народа и развитию творческого потенциала детей.
Социально значима поисковая деятельность, которой занимаются активисты музея «Наследие Вороново» школы №2073. Ребята изучили книгу Памяти Московской области и выявили, что на плитах памятника погибшим жителям Вороново недостает 207 фамилий. Благодаря их работе были установлены еще 4 плиты, на которых дополнительно выбиты 207 имен земляков - участников Московской битвы.
Позитивная роль конкурса, его высокая эффективность заключалась в том, что он стимулировал рефлексию педагогов, учащихся по поводу огромного воспитательного, образовательного, культурного и научного потенциала той деятельности, которой они занимаются в школьном музее. Активное участие учебных коллективов в борьбе за победу в конкурсе способствовало повышению интереса учащихся к изучению истории Отечества, активизации творческого потенциала учащихся, позволило существенно поднять престиж музейно-педагогической работы в образовательных учреждениях, дало повод подчеркнуть всю значимость той роли, которую она играет в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Церемония награждения состоялась 17 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В церемонии приняли участие председатель Московского городского совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Владимир Долгих, первый заместитель председателя Московского городского совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Расим Акчурин, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов.
Победители получили дипломы, подписанные министром образования Москвы, руководителем Департамента образования Исааком Калиной и председателем Московского городского совета ветеранов Владимиром Долгих, кубки и денежные премии.
Призеры конкурса приняли участие в мастер-классах, проводимых активистами городской школы музейного актива: писали фронтовые письма, конструировали модели военной техники, вспоминали пословицы о Великой Отечественной войне, готовили подарки ветеранам.
Для участников конкурса, активистов музеев образовательных учреждений, педагогов, руководителей школьных музеев и ветеранов был дан праздничный концерт, посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Победителями конкурса стали:

1-е место:
- музей боевой славы 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии школы №1494 (СВАО);
2-е место:
- музей «Долгу верны!» школы №694 (САО);
- музейный комплекс «Боевой путь 62-8-й гвардейской ордена Ленина армии» школы №479 (ЮВАО);
3-е место:
- музей «Жизнь и подвиг Д.М.Карбышева. Боевой путь 155-й Станиславской Краснознаменной стрелковой дивизии» школы №354 (ЦАО);
- музей «Наследие Вороново» школы №2073 (ТиНАО);
- музей Колледжа полиции.


Людмила КОЗЛОВА, руководитель отдела музейно-педагогической деятельности Центра военно-патриотического и гражданского воспитания