​Введение ограничения на рост тарифов в сфере ЖКХ

В Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» входит статья 157.1 «Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги».

Согласно этой статье вводят индексы повышения тарифов ЖКХ по субъектам Российской Федерации. Основы формирования этих индексов утверждает Правительство Российской Федерации по каждому субъекту отдельно. Расчет индекса основывается на росте тарифов в предыдущий период по полугодиям, соответственно индекс устанавливает предельный рост тарифов на следующее полугодие. Также распоряжением Правительства РФ устанавливают предельные индексы для субъектов Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. №2222-р рост тарифов в Москве на период с 1 июля по 31 декабря 2015 года возможен до 10%.


Создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства

22.07.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Этот федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС). ГИС предназначена для сбора, обработки, хранения, предоставления, размещения и использования информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту такого имущества, об оказании коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для этого, о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по ней, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур. ГИС включает и иные сведения, связанные с ЖКХ, в частности, здесь можно будет найти сведения о поступивших обращениях по вопросам ЖКХ и о результатах их рассмотрения, о договорах по предоставлению в пользование общего имущества многоквартирного дома, о выбранном способе управления домом, о проведении общего собрания собственников (членов ТСЖ, ЖСК) и принятых на нем решениях, о состоянии расчетов потребителей с коммунальщиками, о подготовке к отопительному сезону, о количестве проживающих в жилом помещении лиц и пр. Закреплены принципы формирования ГИС. Информация, содержащаяся в системе, должна быть открытой, прозрачной, общедоступной, полной, достоверной и актуальной, предусмотрен бесплатный электронный доступ к ней. В полном объеме ГИС должна заработать к 01.07.2016 г. Более подробно с системой можно ознакомиться на сайте www.gis-zkh.ru.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами


Федеральный закон от 21.07.2014 г. №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес изменения в Жилищный кодекс РФ.

Принятие закона направлено в первую очередь на защиту прав и законных интересов жильцов при осуществлении управляющими компаниями своей деятельности и минимизации рисков злоупотреблений управляющими компаниями. Согласно закону с 1 мая 2015 года предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами будут осуществлять на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности жильцами самостоятельно через товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищный кооператив (ЖК) или иной специализированный потребительский кооператив. Полномочиями по выдаче лицензии на осуществление указанного вида предпринимательской деятельности наделяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы государственного жилищного надзора). Лицензию выдают на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Закон содержит положения о лицензионных требованиях к организации, занимающейся деятельностью в сфере ЖКХ, в частности, закон к таким требованиям относит наличие у должностного лица лицензии; наличие у должностного лица - соискателя лицензии квалификационного аттестата; отсутствие у должностного лица, обладающего лицензией, должностного лица - соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Сведения о выданных лицензиях будут включать в реестр лицензий субъекта РФ и сводный федеральный реестр лицензий. Если в течение календарного года управляющей компании или ее должностному лицу суд два и более раз назначит административное наказание за неисполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирных домов, то сведения о таких домах исключают из реестра лицензий субъекта РФ, управляющая компания перестает управлять ими. Закон предусматривает административную ответственность, в частности - за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 7.23.3 КоАП РФ); за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (статья 14.1.3 КоАП РФ). Закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Запрет «непосредственного управления» в многоквартирных домах

До 1 апреля 2015 года в соответствии с ч. 5 ст. 7 ФЗ от 21.07.2014 г. №255-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором более 16 квартир, при существующей у них форме «непосредственного управления» обязаны были провести общее собрание собственников и принять решение о выборе иного способа управления.

сли это решение не принято и (или) такое собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в течение одного месяца. Необходимость этих изменений была продиктована тем, что многие управляющие организации стали использовать «непосредственное управление» для снижения риска собственного банкротства при недоборе платы за коммунальные услуги. То есть фактически домом управляла УО, но под видом «непосредственного управления». Дело в том, что у управляющих организаций мало действенных рычагов воздействия на должников, а ресурсоснабжающие организации оправданно требуют полной оплаты потребленных в доме воды, электроэнергии и газа. Непосредственное управление позволяло управляющим организациям не отвечать перед ресурсоснабжающими организациями за долги населения.

ТСЖ или ТСН?

Федеральный закон от 05.05.2014 г. №99-ФЗ вводит в Гражданский кодекс новое для собственников понятие - «товарищества собственников недвижимости» (ТСН).

Для многих будет новостью, что глава 4 Гражданского кодекса РФ не предусматривает такого понятия, как ТСЖ. Соответственно новые ТСЖ создавать не могут, а вместо них собственники помещений в многоквартирных домах могут создавать только ТСН. Таким образом, рано или поздно все ныне существующие ТСЖ столкнутся с необходимостью переоформления в новую форму объединения. ТСН дает возможность объединяться в одну структуру собственникам жилья и владельцам нежилых помещений в офисных и торговых зданиях, чтобы сообща решать вопросы управления недвижимостью. Ранее такая возможность существовала только для объединения собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Сергей КУЗИН, депутат Государственной Думы