- Наша образовательная организация находится в процессе объединения с двумя школами и пятью детскими садами и образования комплекса. При рассмотрении некоторых пунктов Положения о платных дополнительных образовательных услугах у нас возникли такие вопросы: каким семьям мы можем предоставить льготы при оплате услуг? Имеют ли право на снижение стоимости услуг педагоги (сотрудники школы), у которых детей обучают в платных группах? На наш взгляд, происходит ущемление прав преподавателей, а также опекунов, так как до объединения в нашей школе действовали льготы для этих категорий, а с 1 сентября новый директор и главный бухгалтер образовательного комплекса требуют отменить эти льготы и не прописывать их в Положении. Как нам поступить в такой ситуации и на какие законы ссылаться? Могут ли в перечень льготных категорий граждан Москвы на 2015 г. при оплате образовательных услуг, в том числе в дошкольных учреждениях, по решению директора ОУ и на основании локального акта, утвержденного управляющим советом ОУ, входить педагоги?

Татьяна ФИЛЬЧАГИНА, заместитель заведующего экономико-аналитическим отделом МГО Профсоюза образования:
- Основные документы, регулирующие порядок оказания платных образовательных услуг:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Согласно указанным нормативным документам организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Образовательная организация вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. При этом объем и условия предоставляемых заказчику платных образовательных услуг не меняются. Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливают локальным нормативным актом, например Положением о порядке предоставления платных образовательных услуг, и доводят до сведения заказчика и (или) обучающегося. При установлении льгот объем оказываемых услуг не уменьшается, а сумму недополученных доходов вы возместите скорее всего за счет полученной прибыли при оказании платных образовательных услуг после уплаты налога на прибыль. Поэтому, прежде чем устанавливать льготы, необходимо произвести расчеты доходов и расходов получаемой прибыли, размера налога на прибыль и остающейся в распоряжении образовательной организации чистой прибыли. Кроме того, обращаю внимание на то, что эту же прибыль можно направлять в стимулирующую часть фонда оплаты труда работников.


- Согласно постановлению Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 для заведующих общеобразовательными учреждениями установлен отпуск 56 дней, для заведующих дошкольными учреждениями - 42. Образовательному комплексу присвоен статус «общеобразовательное учреждение». Какова продолжительность отпуска у руководителей структурных подразделений (бывших заведующих) после объединения в образовательный комплекс, состоящий как из школ, так и из детских садов?

Сергей КАНДРИКОВ, руководитель АНО «Профзащита»:
- В соответствии с приложением к постановлению Правительства РФ №724 от 01.10.2002 г. «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» руководителям структурных подразделений общеобразовательных учреждений продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска устанавливают в размере 56 календарных дней. Согласно п. 1 примечания к этому постановлению ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляют заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой. Следовательно, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для руководителей структурных подразделений будет зависеть от выполняемых ими должностных обязанностей.


- Согласно ст. 335 ТК РФ педагогические работники имеют право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. Подскажите, пожалуйста, с какого момента можно брать этот отпуск (обязательно с 1 сентября или в течение учебного года)? Имеют ли право пользоваться таким отпуском социальные педагоги, педагоги-психологи?

Евгений ЛУКАШЕВ, юрисконсульт АНО «Профзащита»:
- В соответствии со ст. 335 Трудового кодекса РФ педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяют в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Этот порядок установлен приказом Минобразования РФ от 07.12.2000 г. №3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». В соответствии с п. 7 указанного Положения длительный отпуск могут предоставлять педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения. При этом согласно п. 8 Положения очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные Положением, определяют уставом образовательного учреждения. Согласно приложению к Положению о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года стаж работы в должностях социального педагога и педагога-психолога засчитывают в стаж непрерывной преподавательской работы, необходимый для получения длительного отпуска, при определенных условиях. Время работы на этих должностях засчитывают в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году на должностях, перечисленных в пункте 1 приложения, преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в следующем объеме:
    не менее 150 часов - в учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
    не менее 240 часов - в учреждениях начального и среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;
    не менее 6 часов в неделю в общеобразовательных и других образовательных учреждениях.
Таким образом, социальные педагоги и педагоги-психологи имеют право пользоваться указанным длительным отпуском при условии выполнения ими преподавательской работы в установленном объеме.


- Руководитель, придя с совещания, сказала, что теперь досрочно аттестоваться нельзя. Если раньше учитель, проработав в одной категории два года и добившись определенных успехов, мог подать на досрочную аттестацию следующей квалификационной категории (например, с первой на высшую), то сейчас якобы он может это сделать только по окончании аттестационного срока (то есть через пять лет). Так ли это?

Сергей КАНДРИКОВ, руководитель АНО «Профзащита»:
- Порядок аттестации педагогических работников для установления квалификационной категории установлен приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В соответствии с п. 30 этого Порядка заявления о проведении аттестации для установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестацию будут проводить впервые, педагогические работники подают не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Согласно п. 43 Порядка педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. Таким образом, работник может подавать заявление на установление квалификационной категории, не дожидаясь окончания срока действия прошлой квалификационной категории.