К наиболее важным результатам в отчетном периоде можно отнести успешную адаптацию организационной структуры профсоюза к происходящим внешним и внутренним изменениям, что позволило своевременно обновлять и актуализировать формы и методы работы. Нам удалось избежать резкого изменения общей численности членов профсоюза, несмотря на масштабные процессы реорганизации сети образовательных организаций, в каждой третьей региональной профсоюзной организации наблюдается некоторый рост профсоюзных рядов и повышение процента охвата профсоюзным членством. В 2014 году в профсоюзе появились две новые организации - Крымская республиканская и Севастопольская городская.
В ходе отчетно-выборной кампании 2014 года почти на треть произошло обновление кадров и актива, в профсоюз пришло много новых энергичных профсоюзных работников и активистов, среди которых более 17% - молодежь до 35 лет, серьезно возрос в последние годы кадровый потенциал профсоюза, сегодня это более 5 тысяч хорошо подготовленных профессионалов в самых различных направлениях деятельности. Мы рассчитываем, что их активная работа даст новый импульс деятельности профсоюзных организаций, а значит, профсоюза в целом. Однако у нас есть проблемная зона: в профсоюзе сформировалась лидирующая группа организаций, которая, как бы ни было сложно, успешно выполняет задачи, предусмотренные программой развития деятельности профсоюза и решениями съездов, мы пытаемся активно распространять опыт лидеров, но другие организации не применяют их опыт на практике либо перенимают его не торопясь. В перспективе мы не можем допустить сохранения подобной ситуации, назрела необходимость наряду с другими мерами ввести в профсоюзе систему оценки качества деятельности профсоюзных организаций путем осуществления их рейтингования на основе единых критериев. К числу критериев оценки деятельности профсоюзных организаций важно относить и успехи в реализации инновационных форм поддержки членов профсоюза, поскольку качество их жизни во многом определяет уровень пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, возможности получения доступного кредита для решения жизненно важных проблем, качественного отдыха и восстановления своего здоровья. Практика показывает, что в организациях, где эту работу ведут активно, эти формы поддержки очень востребованы членами профсоюза. Для развития этих направлений мы продолжаем проводить начатый в 2009 году конкурс «На лучшую организацию работы по внедрению инновационных форм социальной поддержки членов профсоюза».
Анализ распределения средств профсоюза показывает, что структура расходов остается традиционной, но даже те общепрофсоюзные нормативные показатели расходования профсоюзных средств на информационную работу и обучение, которые были установлены более 10 лет назад, большинством региональных организаций профсоюза пока не достигнуты. Такая ситуация вряд ли может нас устраивать. В связи с этим мы предлагаем при Центральном совете создать специальную постоянно действующую комиссию, которая будет заниматься детальным анализом эффективности расходования средств и выработкой предложений для организаций различных уровней. Конечно, эта работа будет осуществляться в тесном взаимодействии с Контрольно-ревизионной комиссией профсоюза.
Прошедший отчетный период характеризовало активное развитие процессов модернизации российского образования, обновление законодательного поля в сфере образования как на федеральном, так и на региональном уровне. Большое внимание было уделено реализации и совершенствованию мероприятий таких социально значимых проектов модернизации образования, нацеленных на достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, как приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», модернизация региональных систем общего образования (МРСО), модернизация региональных систем дошкольного образования (МРСДО), указы Президента Российской Федерации от 2012 года. Важнейшим правовым механизмом, определяющим взаимоотношения профсоюза и его партнеров в решении всего спектра проблем в образовании, остается социальное партнерство. Круглые столы, парламентские слушания, участие в рабочих группах, совещаниях на разных уровнях, консультации с руководителями политических партий и фракций в Государственной Думе, многочисленные письма и обращения не только от центральных органов профсоюза, но и с мест были направлены на привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти к основным проблемам сферы образования. Мы широко использовали механизм рассмотрения документов на заседаниях российской и региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, доказала свою состоятельность практика заключения Отраслевого соглашения на федеральном и региональном уровнях. На сегодня в абсолютном большинстве учреждений, где действуют профсоюзные организации, заключены коллективные договоры, во всех субъектах Российской Федерации и большинстве муниципальных образований подписаны региональные и территориальные соглашения.
Профсоюз продолжал сотрудничество с различными государственными органами власти на основе заключенных соглашений о взаимодействии - с Рострудом, Рособрнадзором, Минобрнауки России, Комитетом по образованию Государственной Думы, Центральной избирательной комиссией, аналогичным образом строилась работа в этом направлении и в территориальных организациях профсоюза в каждом регионе. Не могу оставить без внимания наших партнеров внутри профсоюзного движения. Это ФНПР и Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации. Именно ассоциация в рамках переговоров с властью на всех уровнях последовательно представляет интересы работников значительной части бюджетной сферы в вопросах оплаты труда, трудового законодательства, сохранения действующих механизмов социального партнерства и других. Одной из наиболее сложных проблем, не решаемых до настоящего времени, стала проблема утверждения Правительством Российской Федерации базовых ставок и окладов для работников бюджетной сферы, несмотря на то что нам удалось внести в Генеральное соглашение, в майские указы Президента РФ и Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда обязательства по этому вопросу. Поэтому эта задача будет оставаться в центре внимания. Пока же достаточно успешно профсоюз использует механизм Единых рекомендаций РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений. Это единственный документ федерального уровня, где впервые установлен приоритет гарантированной части оплаты труда в виде ставок и должностных окладов, которая в структуре заработной платы должна составлять не менее 60%. Профсоюз и представители профсоюзной стороны РТК намерены добиваться выполнения указов Президента РФ в части повышения заработной платы основных категорий работников бюджетной сферы и проведения ежегодной индексации заработной платы всех других работников, не поименованных в указах президента.
Профсоюз разработал предложения по применению профессионального стандарта педагога, по модернизации педагогического образования, условиям перехода к эффективному контракту, по повышению престижа педагогической профессии. В случае поспешного введения одновременно на всей территории Российской Федерации профессионального стандарта педагога с начала 2015 года возникала бы реальная угроза массового нарушения трудовых прав педагогических работников, поэтому профсоюз настоял на переносе срока введения профстандарта на январь 2017 года. За это время правительство должно разработать комплекс мер, направленных на его апробацию. Такая работа уже ведется в 21 субъекте России. В рамках начавшейся модернизации педагогического образования осуществляется работа по обновлению программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Такой пилотный проект реализуют в 31 субъекте Российской Федерации, в нем участвуют 39 педагогических и классических университетов. Нам всем предстоит сложная системная работа по контролю за реализацией перечисленных мер по повышению профессионального уровня педагогов. Важно, чтобы их внедрение не привело к снижению уровня социальных и правовых гарантий работников. Кроме того, для профсоюза актуальной становится задача участия в процессе независимой оценки качества образования, которую начинают выстраивать в стране в связи с принятием нового Закона «Об образовании в РФ».
В отчетный период мы инициировали и провели мониторинги по проблемам интенсификации и особенностей труда педагогов в условиях модернизации образования. Результаты последнего большого мониторинга, проведенного совместно с Российским национальным исследовательским медицинским университетом им. Н.И.Пирогова, мы рассмотрим на одном из ближайших заседаний исполкома профсоюза. Но уже сейчас понятно, что результаты будут подтверждать наши предварительные выводы о том, что трудозатраты учителя, преподавателя чрезвычайно возросли, расширился их функционал, увеличилось количество нехарактерной для педагога работы, что не может не влиять на состояние здоровья учителей и преподавателей и, конечно, качество образования.
Особое вниманиемы уделяем молодым педагогам. Создан совет молодых педагогов при ЦС профсоюза, в состав которого вошли представители 65 субъектов РФ. Его работа позволила активизировать развитие молодежного педагогического движения в профсоюзе и оказать практическую помощь в создании и объединении молодых педагогов в регионах. Мы планируем развить эту работу в рамках мероприятий объявленного в профсоюзе Года молодежи.
В отчетный период профсоюз продолжал активно защищать трудовые права, социально-экономические и профессиональные интересы членов профсоюза, взаимодействуя с федеральной инспекцией труда, органами прокуратуры, органами государственной власти при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями норм трудового законодательства. Судебная форма защиты социально-трудовых прав работников образования по-прежнему остается наиболее эффективной. За 2010-2014 годы количество материалов, направленных в суд и рассмотренных с участием юристов территориальных организаций профсоюза, составило более 40 тысяч, при этом в среднем в 90% случаев иски были удовлетворены полностью или частично. Специалисты правового отдела аппарата профсоюза систематически оказывали помощь территориальным организациям в подготовке исковых заявлений, а также представляли в Верховном суде Российской Федерации интересы педагогических работников по различным категориям дел. Экономическая эффективность всех форм правозащитной работы профсоюза составила за 2010-2014 годы более 30 млрд рублей. В будущем система профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства должна способствовать не только предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, но и помогать профсоюзу и его организациям усиливать их переговорные позиции по основным направлениям деятельности профсоюза.
Участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти было одним из приоритетных направлений правозащитной работы профсоюза в период с 2010 по 2014 год. Благодаря участию профсоюза и его организаций в масштабной работе над проектом закона «Об образовании в Российской Федерации» сохранены все действовавшие ранее социально значимые права и гарантии работников отрасли. Кроме того, в законе получила закрепление система участия профсоюзных организаций в управлении образовательными организациями и, что особенно важно, - студенческих. Профсоюз принимает участие в разработке и согласовании подзаконных нормативно-правовых актов, сопровождающих закон об образовании. На федеральном уровне согласованы более десятка правовых актов, затрагивающих те или иные вопросы, связанные с трудовыми правами и социальными интересами работников и обучающихся. Работа идет достаточно непросто. Некоторые подзаконные акты ждут своего согласования уже много месяцев. Дело в том, что часто предлагаемые проекты снижают, с нашей точки зрения, уровень правовой и социальной защищенности работников. Ярким примером тому стал проект постановления Правительства РФ, устанавливающий продолжительность отпусков педагогическим и руководящим работникам.
Профсоюз - организация с отлаженной инфраструктурой, собственными средствами информации, кадровым и профессиональным ресурсом, но потенциал, которым мы располагаем, к сожалению, пока не задействован в полной мере. Это значит, что требуется дальнейшее совершенствование нашей работы по всем направлениям. Особенно на уровне местных и первичных организаций. Время предстоит непростое, но как бы ни складывалась ситуация, отстаивая интересы работников, мы не должны позволить разобщить нас даже в условиях серьезного экономического кризиса, который мы все переживаем.
Рефреном нашего съезда в этом году выбран девиз: «Вместе - в будущее!» И только от нас, нашего единства и сплоченности, ответственного отношения к проблемам тех, кто нам доверил защищать свои права и интересы, будет зависеть во многом, какое будущее ожидает нас и наш профсоюз!