Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:

- В последние годы наше министерство тесно работает с коллегами из Общероссийского профсоюза образования. Благодаря этому сотрудничеству нам многое удалось - в частности, сохранить все льготы, которые имели педагоги. В конце прошлого года мы подписали отраслевое соглашение по организациям, которые находятся в ведении Министерства образования и науки на 2015-2017 годы. Это соглашение - правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливает общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы. Мы рекомендуем использовать это отраслевое соглашение при разработке аналогичных соглашений на региональном уровне. Сейчас министерство формирует новый состав отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и готовит проект плана мероприятий до конца 2015 года по выполнению отраслевого соглашения. Сегодня крайне важно, чтобы каждый работник образования получал стабильную базовую зарплату и был уверен в том, что его завтрашний день обеспечен, а если он будет хорошо работать, то его труд будет достойно оплачен, включая всевозможные стимулирования и поощрения. Для решения сложных вопросов мы создали рабочую группу по разработке предложений по усовершенствованию оплаты труда педагогических работников. Министерство образования и науки РФ провело анализ действующих окладов оплаты труда по стране: базовые оклады, установленные для различных профессионально-квалификационных групп в разных регионах, могут отличаться в два раза и более, сейчас идет работа по наведению порядка в этой системе.
Повышение заработной платы - это тот вопрос, который волнует всех без исключения работников сферы. По итогам 2014 года заработная плата педагогических работников дошкольного образования по сравнению с предыдущим годом выросла на 10 процентов - до 25600 рублей. Зарплата педагогических работников общего образования увеличилась на 9 процентов - до 31500 рублей, педагогических работников дополнительного образования на 17 процентов - до 25300 рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения на 10 процентов - до 27700 рублей. Заработная плата преподавательского состава вузов увеличилась до 47200 рублей - на 17 процентов. При этом мы требуем, чтобы гарантированная часть оклада со всеми надбавками, которые установлены законодательством, была не менее 70 процентов от заработной платы. Увеличение заработной платы будет продолжаться и дальше в соответствии с динамикой роста в соответствующем регионе.
Стабильный рост зарплат в сфере образования приносит уже ощутимые результаты. Повышается численность молодых педагогов в школе, преподавателей в колледжах и вузах. Стал выше средний балл по ЕГЭ абитуриентов, которые приходят поступать в педагогические вузы. Количество вакансий в сфере образования, особенно в школах, фактически сократилось до нуля. Параллельно с повышением заработной платы внедряют масштабные программы по повышению квалификации, переобучению и переподготовке работников, модернизации программ обучения, которые реализуют педагогические колледжи и вузы. Все это вместе даст мощный толчок к повышению качества работы нашего педагогического сообщества, а значит, к повышению качества обучения и росту уровня знаний у детей.
В конце прошлого года я подписал приказ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Это один из наиболее значимых документов, подготовленных при непосредственном участии наших коллег из образовательного профсоюза. Мы также разработали проект-постановление о ежегодных оплачиваемых отпусках. Здесь пока еще у нас с профсоюзом наблюдаются разногласия, но мы находимся в постоянном диалоге, могу твердо сказать: какие бы решения ни были приняты, они будут нами согласованы. Мы понимаем, что очень важно идти на компромисс и, исходя из того положительного опыта работы, что у нас есть, уверен, что мы его найдем.
Несколько слов о профессиональном стандарте педагога, который сейчас активно обсуждается на всех уровнях. Стандарт также разрабатывался нами с коллегами из профсоюза. Сейчас в двадцать одном российском регионе идет его апробация. По результатам этой пилотной работы будут предложены модели дифференцированных уровней профессионального развития педагогов в соответствии с содержанием его трудовых функций, процедуры оценки уровня квалификации педагогических работников и перечень профессиональных компетенций будущего педагога - выпускника вуза. Внедряться стандарт будет поэтапно, по мере готовности. На сегодняшний день выстраивается процедура аттестации работников, обеспечиваются заключение трудовых договоров, разработка должностных инструкций и установление оплаты труда в соответствии с этим стандартом. Начало обязательного применения профессионального стандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года.
Тема профессионального стандарта тесно связана с качеством образования. В сфере высшего образования сегодня идут серьезные процессы проверки вузов, как государственных, так и негосударственных. Мы принимаем решения о реорганизации тех учебных заведений, которые не могут обеспечить высокий уровень подготовки выпускников. На 2012 год в РФ было в пять раз больше высших учебных заведений, чем в Советском Союзе. Многие из них фактически не дают образования, а предлагают за деньги дипломы, с этим мы будем решительно бороться и до конца следующего года наведем порядок. Ведь студент, приходя в любой вуз - государственный или нет, столичный или региональный, - должен быть уверен, что он будет активно учиться, получит актуальные знания и станет востребованным на рынке труда профессионалом после окончания учебы. Важно, чтобы реорганизация вузов, которые не справились со своей задачей, проходила с учетом всех социальных последствий: обеспечивали трудовые права педагогов, предоставляли компенсации, которые предусмотрены законодательством, обеспечивали продолжение обучения студентов на тех же условиях, на которых они поступали.
Мы все понимаем, что экономическая ситуация в России сейчас нестабильна. Прогнозировать, как будет развиваться наша экономика через полгода или год, какие будут доходы и расходы бюджета на всех уровнях, очень сложно. Этот непростой период заставляет Министерство образования и науки РФ плотнее работать с нашими коллегами из Общероссийского профсоюза образования. Мы создаем рабочие группы, чтобы оперативно мониторить выплату зарплат и стипендий. Важно предугадать проблему и постараться ее предотвратить. Для этого нам необходимо взаимодействовать максимально тесно.

Вячеслав НИКОНОВ, председатель Комитета Государственной Думы по образованию:

- Современный мир - это мир знаний. Говорят, что соревнуются не экономики стран, а интеллекты, даже современная политика сегодня определяется термином «умная политика». Роль образования сложно преувеличить, естественно, что современная жизнь требует высокого качества образования. К сожалению, наша страна многое потеряла в 90-е годы прошлого века. Образовательная система на протяжении десятилетия несла колоссальные потери. Тогда ушло в другие сферы труда целое поколение педагогов, а целое поколение молодых в образование не пришло: только один процент выпускников вузов шли в те годы работать в науку и образование, кроме того, от деиндустриализации нашей страны сильно пострадала система профессионального образования - мы до сих пор не можем выйти на уровень развития промышленности советского периода. Но в то же время наша система образования, несмотря ни на что, была и остается конвертируемой по мировым меркам. Вы не найдете ни одного серьезного западного университета, где среди преподавателей не было бы людей, получивших образование в нашей стране. Но есть и потери: сегодня Силиконовая долина, которая определяет прогресс в области информационных технологий, во многом говорит по-русски, в CERN, где работает Большой адронный коллайдер, тоже слышна наша речь, там наши люди создают важные продукты, но, к сожалению, не в интересах нашей страны.
Жизнь дает нам понять, что учитель - центральная фигура в системе образования в воспитании гражданина. Мы увидели, насколько мощным политическим и идеологическим инструментом стала образовательная система. Посмотрите, что произошло в Украине за четверть века: «героическими усилиями» западных стран и местных националистических центров удалось взрастить новую породу людей. Нонсенс: русские по языку, они готовы убивать русских за то, что те хотят говорить по-русски.
Педагоги - вот те люди, которые могут обеспечить будущее и нашей страны, формируя личность учащегося. У нас весьма неплохая система высшего образования: вузов в России сейчас в четыре раза больше, чем было в СССР. Мы самая образованная страна на планете: число людей, имеющих высшее и специальное образование, в нашей стране 60 процентов, США с жалкими 43 процентами лишь на втором месте. Но мы знаем, что качество этого образования далеко не всегда на уровне, идет большая работа, для того чтобы очистить страну от тех учреждений, которые, по сути, не ведут образовательной деятельности, а за деньги выписывают дипломы. Нередко мы слышим жалобы на то, что сокращается сфера бесплатного образования. На самом деле у нас резко сократилось количество выпускников школ - с 2011 по 2015 год их стало меньше в два раза. В ближайшие годы от 70 до 80 процентов выпускников будут обеспечены бюджетными местами в высших учебных заведениях. В советское время в вузы поступали не более 30 процентов выпускников школ.
Недостатки нашей системы образования, если сравнивать с ведущими университетами мира, в том, что наши студенты прекращают учебу, когда в других странах лучшие студенты начинают учиться у лучших преподавателей, происходит это на базе магистратуры и аспирантуры, у нас же до сих пор эти ступени образования не столь востребованы, мы учим студентов не так долго и не так интенсивно. Нам этот уровень еще предстоит освоить.
Главная болевая точка в образовании - это, конечно же, финансирование. Произошел демографический взрыв - и проблема строительства новых дошкольных учреждений, детских садов встала очень остро. В федеральном бюджете на сегодняшний день не хватает порядка 40 миллиардов рублей, чтобы обеспечить места всем детям от трех до семи лет в дошкольных учреждениях, переполнены и начальные школы. В последнем Послании Федеральному Собранию президент поставил задачу разобраться с этим вопросом, и я уверен, что решение будет найдено.
Госдума РФ рассмотрела поправки к бюджету 2015 года - ничего хорошего там нет, нам буквально с боем удалось добиться того, что государственные расходы на образование снизятся лишь на 5 процентов, хотя по другим ведомствам в среднем цифра будет около 10 процентов. Зарплатного фонда это не коснется, а вот стипендии могут пострадать. Нам предстоит еще немало битв, и я хочу, чтобы депутаты и профсоюз были по одну сторону баррикад, в противном случае мы рискуем проиграть это сражение. Важно понимать, что страна не может управляться бухгалтерами.
Я не так давно работаю в Комитете по образованию Государственной Думы, но все это время мы очень плотно взаимодействуем с Общероссийским профсоюзом образования. В последний раз мы с коллегами встречались на заседании рабочей группы, которая обсуждала проблему отчетности в системе образования. Не было у меня ни одной встречи с педагогическими коллективами, где бы не поднимали эту тему. Вопрос острейший. По статистике сейчас одна организация в среднем за год заполняет около 300 форм (а это больше, чем рабочих дней в году!) с количеством позиций в документах, которые исчисляют десятками тысяч. Министерство образования и науки РФ, кстати, не самое любопытное - запросы в учебные учреждения приходят от самых разных ведомств. Мы думали, что достаточно издать какой-нибудь приказ или инструкцию, чтобы упростить эту систему, но выяснилось, что этот вопрос не решить на одном уровне, нужен общегосударственный подход. Почему? Да потому, что Россия, оказывается, одна из немногих стран на планете, где отсутствует общенациональный орган, который бы координировал и регламентировал систему делопроизводства. Отсюда происходят остальные проблемы. Вопрос отчетности - это как раз тот случай, когда могут эффективно работать вместе профсоюз, представляющий всю образовательную систему, и Госдума РФ, в которой есть комитеты, занимающиеся всем спектром проблем государственного устройства, задача по упрощению сложная, но вместе мы ее решим.

Любовь ЕЛЬЦОВА, заместитель министра труда и социальной защиты РФ:

- Численность работников образования в нашей стране превышает пять миллионов человек. Всех, конечно же, волнует вопрос базовых окладов. Указом президента они должны быть установлены в 2015 году. Мы ведем дискуссии с профсоюзными организациями всех бюджетных сфер, в этом свете возникают важные вопросы. Например, мы понимаем высокую региональную дифференциацию по уровню оплаты труда, но понятно, что централизованно из Москвы установить базовые оклады, которые бы всех устроили, в понимании нашего министерства не совсем рационально. Очень важно здесь соблюсти принцип «не навреди». Поэтому в этом году нам надо понять: стоит ли устанавливать эти базовые оклады или же дальше мы будем развиваться в рамках тех нормативов, которые сейчас, в частности, реализует Министерство образования и науки РФ.
Базовые оклады так или иначе будут зависеть от МРОТ. Но до сих пор не принят закон о том, когда же МРОТ должен приблизиться к прожиточному минимуму. В 2014 году МРОТ по отношению к прожиточному минимуму составлял 64 процента, но и тут нужно понимать, что МРОТ не может быть единым для всей страны, он должен формироваться исходя из региональной политики. Это мнение нашего ведомства.
На федеральном уровне сейчас предпринимают усилия для создания прозрачной схемы оплаты труда руководителей в государственном секторе. Это вопрос регламентации оплаты труда руководителей, их заместителей и бухгалтеров унитарных предприятий и учреждений с госучастием. Уже была введена схема «1:8» - зарплата руководителя не должна превышать больше чем в восемь раз среднюю зарплату сотрудников учреждения.
 Тема, касающаяся развития профессиональной квалификации, вызывает много споров. В прошлом году впервые в Российской Федерации создан специализированный национальный совет по профессиональной квалификации при президенте, который возглавил руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. В настоящее время созданы 12 отраслевых советов, куда вошли и представители профсоюзных организаций. Одна из главных задач этих советов - сформулировать систему требований работодателей к уровню квалификации работников, которая станет основой для введения профессиональных стандартов. На сегодняшний день созданы уже 436 госстандартов, к концу 2015 года их количество возрастет до 800. Планируется, что государственные стандарты будут обязательными только для бюджетной сферы. Задача советов - поддерживать стандарты в актуальном состоянии, чтобы не были они мертвым документом, а постоянно обновлялись. По настоятельной просьбе Общероссийского профсоюза образования вступление в силу профессионального стандарта для педагогов перенесено на 1 января 2017 года. Новые стандарты в системе образования потребуют пересмотра подхода к подготовке специалистов, так что мы работаем в тесном сотрудничестве и с профсоюзом, и с ведущими вузами.

Егор ИВАНОВ, начальник Управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы труда и занятости:

- 29 октября 2014 года произошло знаковое событие: между Рострудом и Общероссийским профсоюзом образования заключено соглашение о взаимодействии, в первую очередь оно направлено на упорядочение нашей совместной надзорной деятельности. Теперь мы совместно планируем все проверки в сфере образования. Это соглашение направлено также и на то, чтобы мы консультировались с профсоюзом по разрешению трудовых споров.
За прошлый год мы провели 11636 проверок, выявили более 62 тыс. нарушений трудового законодательства, по результатам проверок выдали 4112 предписаний, 2931 виновное лицо было привлечено к ответственности. Глядя на эти цифры, можно решить, что виновные уходят от ответственности, на самом деле сейчас в Роструде реализуют программу, связанную с переходом от модели санкций к модели соответствия. Это значит, что мы перестаем наказывать за маленькие, несущественные нарушения, но при этом выдаем обязательные для исполнения предписания, которые жестко отслеживаем. С начала 2015 года вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях, существенно увеличена ответственность за неисполнение предписания трудовых инспекторов.
Мы активно расследуем несчастные случаи. К счастью, в сфере образования таких происшествий в последнее время становится меньше. В 2012 году, например, в сфере образования погибли 45 человек, а в 2014-м - 39 человек. При расследовании смертельных случаев в соответствии со статьей 229 ТК в составе комиссии обязательное участие принимают представители профсоюзов. У нас не было ни одного случая конфликта или разногласий в этой работе с профсоюзом.
Хочу отметить, что мы установили мониторинг массовых сокращений, как только появляется сигнал, мы незамедлительно запрашиваем у предприятий информацию и контролируем, чтобы не нарушали права трудящихся. Мы не можем рекомендовать, кого, например, из пятерых нужно сократить, но наблюдать за процедурой увольнения - наша задача. Важно, чтобы человека заранее уведомили, чтобы ему были произведены все выплаты.

Сергей КРАВЦОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

- Нам всем важно понимать, что потребитель образования в вузе - это студент. И мы с вами работаем только на то, чтобы каждый студент получил качественные знания и был успешен в жизни. На мой взгляд, неправильно исключать возможность студентов оценивать те знания, которые они получают. Студенты обязательно должны принимать участие в обсуждениях, которые касаются развития вуза. Сигналы, которые нам предоставляют студенты о различных нарушениях в их учебных заведениях, мы обязательно проверяем. К сожалению, часто слышим о взятках, которые берут преподаватели, чаще всего с учащихся первого-второго курса. Нечестность сдачи экзаменов ведет к падению знаний и как следствие к некачественному уровню образования. Участие общественного контроля, в том числе и профсоюза, поможет искоренить эту пагубную практику.
У нас в стране сейчас две с половиной тысячи высших учебных заведений: 500 государственных вузов, примерно 400 негосударственных вузов, остальные - филиалы. Филиалы, как правило, реализуют в основном программы по специальностям «экономика» и «менеджмент». Девяносто процентов - это заочная форма обучения, качество этого обучения очень низкое. Поэтому оптимизация образования - приведение всех вузов к единому знаменателю: они должны давать качественное образование по государственным стандартам. Я неоднократно говорил, что ни для Рособрнадзора, ни для Министерства образования и науки нет принципиальной разницы - государственный это вуз или нет. Есть разделение по принципу: соответствует он требованиям лицензии или нет. Благодаря Госдуме РФ мы сейчас будем активно использовать закон, подписанный президентом в конце 2014 года, который дает нам возможность отзывать лицензию у вуза без решения суда, если выявляют факты нарушения образовательного законодательства и требований к качеству обучения. Вуз сможет вести и дальше образовательную деятельность, но выдавать свой диплом. За полтора года из реестра лицензий мы исключили более 600 образовательных организаций, около тысячи проверок намечены на этот год, я очень надеюсь, что по результатам этой работы мы сбалансируем сеть высших учебных заведений.
Не могу не затронуть больную тему единого государственного экзамена. Мы не оцениваем учителей и школы по результатам ЕГЭ. ЕГЭ - это оценка индивидуальных образовательных достижений. На основе этих результатов нужно принимать решение по управлению качеством образования, а не о наказании учителей. И может быть, средние показатели ЕГЭ - это как раз заслуга учителя, а не его вина.