Общероссийские мониторинги

За последние пять лет в сфере образования проведены общепрофсоюзные мониторинги:
- о повышении квалификации педагогических и управленческих кадров, ориентированной на введение федеральных государственных образовательных стандартов (2011 г.);
- о проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (2012 г.);
- об изменении среднемесячной заработной платы педагогических работников по всем учреждениям сферы образования для обеспечения общественного контроля за выполнением мер по реализации указов Президента России, принятых в 2012 году в сфере социальной политики;
- о сроках, размерах и механизмах повышения оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений субъектов РФ (с 2011 по 2013 г.);
- о размерах минимальных должностных окладов (минимальных ставок заработной платы) работников образования по профессиональным квалификационным группам должностей работников сферы образования (2011, 2013 гг.);
- об интенсификации труда учителей, воспитателей, преподавателей в условиях модернизации образования (2013-2014 гг.);  
- о выполнении в субъектах РФ рекомендаций по повышению размеров выплаты денежного вознаграждения за выполнение обязанностей классного руководителя педагогическим работникам государственных (муниципальных) образовательных учреждений в связи с прекращением предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на эти цели (2014 г.);
- о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки работникам образования на региональном и муниципальном уровнях для создания информационного банка социальных льгот и преференций для работников образования в разрезе субъектов РФ (ежегодно).
Исполнительный комитет профсоюза неоднократно отмечал важность подобных исследований, в том числе для совершенствования системы оплаты труда, структуры рабочего времени педагогов, совершенствования условий их труда, и рекомендовал региональным (межрегиональным) организациям профсоюза проводить подобные мониторинги для активного использования их результатов в диалоге с региональными органами государственной власти субъектов РФ, социальными партнерами всех уровней.

Экспертиза проектов федеральных государственных образовательных стандартов

Наиболее сложным в деятельности профсоюза и его организаций было освоение нового направления, связанного с участием в экспертизе проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, основного, среднего общего образования, дошкольного образования, среднего профессионального образования. Профсоюз подготовил замечания и предложения к ним, многие из которых были учтены, акцентировал внимание на необходимости существенной доработки таких разделов, как «Требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ» и «Требования к финансовым условиям реализации основных образовательных программ», в том числе в части определения порядка и методики формирования государственного (муниципального) задания с учетом специфики сферы образования. Позитивным содержательным изменениям в сфере дошкольного образования способствовало в первую очередь утверждение ФГОС дошкольного образования. Заключение профсоюза по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта было направлено в Минобрнауки РФ 26.07.2013 г. Разработчики ФГОС дошкольного образования приняли во внимание мнение профсоюза о том, что:
- реализация поставленных стандартом задач обеспечения индивидуального внимания к каждому ребенку, создания позитивных социальных ситуаций развития, обеспечения дополнительных сопровождающих педагогов для инклюзивного образования требует увеличения фактической численности дошкольных педагогов;
- предложенные в стандарте рекомендуемые (а не устанавливаемые) требования к численности персонала, рекомендуемый порядок обеспечения дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) иными педагогическими работниками (не менее одного работника на каждых 50 воспитанников), а также отсутствие даже примерного перечня необходимых в ДОУ «иных педагогических работников» могут привести к уменьшению даже имеющейся численности педагогического персонала в дошкольных образовательных учреждениях во всех субъектах Российской Федерации и ухудшению условий реализации образовательной программы в ДОУ.
Предложения профсоюза нашли отражение в письме Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», в частности, в качестве комментариев к пункту 3.4.1 ФГОС дошкольного образования были представлены такие требования:
- региональные нормативы затрат должны учитывать необходимость покрытия расходов организации, связанных с привлечением всех категорий работников, предусмотренных пунктом 3.4.1 стандарта;
- организация самостоятельно устанавливает штатное расписание в пределах выделяемого финансирования;
- для сопровождения реализации образовательной программы на протяжении всего времени реализации (в большинстве случаев соответствующего продолжительности работы группы) в каждой группе должны находиться не менее двух работников, в том числе одного воспитателя (или другого педагогического работника) и помощника воспитателя (младшего воспитателя);
- для эффективного развития детей в выделенных образовательных областях с детьми в течение дня помимо воспитателя должны работать и другие педагогические работники (например, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, специалисты по художественному и эстетическому воспитанию, педагоги-психологи); также должна осуществляться методическая поддержка реализации образовательной программы.
Профсоюз предложил включить в состав требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования требования к осуществлению присмотра и ухода за детьми, сопровождающего ее реализацию.

Сохранение права педагогических работников на досрочную трудовую пенсию

В связи с переименованием образовательных учреждений, происходящим в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», острым стал вопрос сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогам, которые не менее 25 лет проработали в учреждениях для детей. Министерство образования и науки РФ совместно с Общероссийским профсоюзом образования продолжают разрабатывать проект нормативного правового акта по установлению тождества новых наименований учреждений и должностей наименованиям, предусмотренным Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. В течение 10 лет (начиная с 2005 года) специалисты аппарата профсоюза формируют информацию для профсоюзных организаций всех уровней для использования в переговорах с социальными партнерами по вопросам пенсионного обеспечения и сохранения социальных гарантий педагогам в соответствии с данными Пенсионного фонда РФ:
- о количестве педагогических работников, которые получают досрочно назначенную трудовую пенсию, на начало каждого календарного года;
- о количестве педагогических работников, продолжающих работу после назначения досрочно трудовой пенсии и одновременно получающих пенсию;
- о количестве педагогических работников, которым на начало календарного года в предшествующем году была назначена досрочно трудовая пенсия;
- о среднем размере досрочно назначенной педагогическим работникам трудовой пенсии.

Разработка нормативных правовых актов, направленных на регулирование рабочего времени и продолжительности отпусков педагогических работников

24 декабря 2010 г. взамен постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» принят приказ Минобрнауки России №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Приказ Минобрнауки России №2075 разрабатывали и издали с учетом мнения Общероссийского профсоюза образования, и в основе своей он направлен на обеспечение принципа стабильности правового регулирования. Профсоюзу удалось предотвратить принятие предложений об изменении порядка регулирования рабочего времени учителей, связанного с предоставлением руководителям образовательных учреждений права по своему усмотрению перераспределять объем учебной нагрузки учителей, устанавливать учителям различный объем учебной нагрузки без изменений в оплате труда. Для реализации статьи 333 Трудового кодекса РФ при непосредственном участии профсоюза взамен приказа от 24 декабря 2010 года №2075 разработан и принят приказ Минобрнауки России №1601 от 22.12.2014 г. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, порядке определения учебной нагрузки, оговариваемой в их трудовом договоре и основаниях ее изменения, случаях установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников» (зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2015 г., регистрационный №36204). Министерство образования и науки РФ совместно с Общероссийским профсоюзом образования продолжают разрабатывать и проводить согласование следующих нормативных правовых актов:
- проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- проект постановления Правительства РФ «О продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических, руководящих и иных работников»;
- проект приказа Минобрнауки России о порядке предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года.