- Иван Васильевич, удалось ли организаторам всего за три дня озвучить две такие важные темы, как Год литературы и Год молодежи в профсоюзе?
- Я думаю, удалось. Достаточно сказать, что на этот раз открытие мероприятия проходило не в зале Департамента образования и науки Тюменской области, традиционно выступившего одним из главных организаторов, а в областной научной библиотеке им. Д.И.Менделеева. За время двухчасовой экскурсии собравшиеся узнали, какими фондами она располагает, и ознакомились с работой ее уникального подъемного оборудования. Также у нас была возможность оценить перспективы, предоставленные электронной Президентской библиотекой им. Б.Н.Ельцина, филиал которой создан в Тюмени. Новейшие технологии дают педагогам потрясающую возможность: не выходя из класса даже самой отдаленной сельской школы, получить доступ к уникальным цифровым ресурсам… А Год литературы действительно «звучал» на протяжении всего нынешнего семинара. Активистам вручались подарочные книги, модераторы ссылались на издания, использованные для подготовки лекций, давали рекомендации. В эти дни много говорилось и о классиках, и о современниках, и, конечно, о современниках, ставших классиками. Что очень важно, все сказанное воспринималось с полным интересом не только потому, что наши педагоги действительно не мыслят профессионального роста без постоянной опоры на книгу, но и потому что большинство модераторов, по изначальной задумке, были почти ровесниками своей аудитории.
- «Молодые - молодым» - под таким девизом состоялся семинар. Это дань основной тематике года или были какие-то накопленные идеи, наработки, которые настало время претворить в дело?
- Акцент, предложенный Общероссийским Профсоюзом образования, не случаен, ведь, несмотря на большие изменения в жизни российских учителей, которые мы наблюдаем с 2010 года, у молодежи в школах еще достаточно проблем. Педагогические специальности вновь завоевывают популярность, школьные коллективы Тюменской области на треть укомплектованы молодыми кадрами. Естественно, в этих условиях все более остро встает ключевая задача возрождения наставничества. Кто поможет молодому педагогу закрепиться в школе, поддержит его, объяснит то сокровенное, что не способен дать даже передовой педагогический вуз? Казалось бы, ответ очевиден. Но нет… Практика показывает, что самый лучший, заслуженный и любимый окружающими педагог не всегда хороший наставник. Пытаемся обсуждать эту тему со старшим поколением, а в ответ очень часто слышим: ну, что вы хотите, мы же не знаем современных технологий... Так не в этом дело: владение компьютером и предметная подготовка у молодых учителей, как правило, на уровне, но кто, как не ветераны, способен научить последовательности, терпению, подвести к пониманию житейской философии? К сожалению, вся наука нередко сводится к простейшему: «делай так»... А почему так? Как можно сделать еще? Что будет, если поступить по-другому? Вот на этих-то вопросах нередко теряется контакт. А между тем авторитарный подход в отношениях с молодежью в наше время полностью себя изжил, и единственное, что вынесет из такого разговора набирающийся опыта учитель, это то, что «так» когда-то научили его наставника, и он применяет это из десятилетия в десятилетие, не обращая внимания на изменения в обществе, идеологии, восприятии мира детьми…
- Значит, проблема вечная - поколения не слышат друг друга…
- Есть разные представители поколений: мы не первый год приглашаем на наши семинары заслуженного учителя России, педагога с 55‑летним стажем Клару Александровну Бакланову. Когда-то она создала в Тюмени педагогический колледж №2 и долгие годы его возглавляла, работая по программе, приближенной к программе Царскосельского лицея. В Тюмени этот колледж называли институтом благородных девиц. Сегодня Клара Александровна друг и советник многих тюменских учителей. Она же пример внешнего достоинства и элегантности, настоящий образец для подражания в глазах девочек, которые только начали искать свой стиль. В ее лекции «Портрет учителя на фоне эпохи» речь шла не только о педагогах-профессионалах, но и о людях, своей внутренней силой способных направлять массы, будить в окружающих лучшие стремления. Недаром рассказ начался с деяний Екатерины Великой, призывавшей «через женское влияние и воспитание создавать лучшую породу людей», и ее сподвижницы Екатерины Дашковой. А потом на протяжении трех часов звучали и звучали имена, причем не в отрыве от современности, а в контексте сегодняшних реформ… Когда выступление закончилось, ребята, которые с каждой новой встречей все больше влюбляются в Клару Александровну, не отпускали ее, аплодировали несколько минут. Все понимали: в силу возраста никто из них не успел прочитать, изучить, даже просто подержать в руках столько литературы, а жизненный, педагогический и руководящий опыт делает выводы их собеседницы еще более значимыми.
- И все-таки основное слово на этот раз было предоставлено молодежи…
- Это, между прочим, идея Валентины Тимофеевны Худяковой, председателя Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, нашего научного руководителя и самого близкого товарища и наставника. Чувствуя, что в общении с учителями-стажистами нередко возникают барьеры, что многие увенчанные лаврами педагоги сознательно не оставляют себе права на ошибку и идут по проторенной дороге, мы поняли, что институт наставничества должен развиваться в том числе через поиск новых форм. Что делать, если рядом нет «классического» наставника, помощника в методической части? Где взять то надежное плечо, на которое можно опереться в первые годы работы? Завоевывать авторитет перед детьми, перед коллегами, при этом действовать в традициях школы всегда трудно. Этому надо учиться. И именно Валентина Тимофеевна подала нам идею: среди молодых педагогов немало тех, кто уже преодолел первые ступени, осознал свой потенциал, нашел свою профессиональную изюминку. Что, если они помогут начинающим, поговорят на одном с ними языке, подскажут свои варианты выхода из сложных ситуаций?
- Сразу возникает вопрос: а как сами эти ребята добились успеха? Будет ли это рассказ только о личных наработках, или они готовы транслировать знания, полученные все-таки благодаря более опытным коллегам?
- На самом деле речь идет о выстраивании долгой и системной работы, цель которой, как уже говорилось выше, помочь молодому учителю адаптироваться, закрепиться в школе. Практика показывает: если он продержался первые три года, то уже с огромной вероятностью останется в коллективе. И здесь могли бы быть полезны наши набирающие силу молодежные советы. Естественно, наставничество в области существует. Мы тесно сотрудничаем с областным Советом ветеранов, учимся у них. Но, как верно говорит Валентина Тимофеевна, дотянуться из центра до каждого молодого педагога невозможно. Зато это могут сделать наши представители на местах, недаром все эти годы мы занимались развитием объединений в районах. Очень, кстати, напоминает практику комсомольских организаций, где существовала своя «школа лидерства», дававшая стране грамотных управленцев… Сегодня в каждой тюменской территории есть советы молодых педагогов, делегирующие в областной центр представителей, которых мы обучаем. По возвращении эти ребята делятся с товарищами полученными знаниями и идеями. Пусть не в полном объеме, пусть все начинается с понятных и простых в организации мероприятий, таких как вечера романса, поэзии, встречи с председателями местных организаций профсоюза. Пройдет время, и отдача будет больше… Ведь и на прошедшем семинаре присутствовали как новички, так и настоящие звезды, активисты, работающие с самых первых дней, - те, на кого мы всегда и во всем можем положиться. Кстати, многие добились успеха на профессиональном поприще: только нынче семь человек, одержав победу в районах, станут участниками областного конкурса «Педагог года-2015».
- Семинар закончился, эмоции улеглись, самое время подвести итоги…
- На этот раз мы действительно хотели посмотреть: а какой получится эффект, если молодежь будет учиться непосредственно у молодежи? Я бы сказал, что все наши ожидания себя оправдали. На семинаре был молодой представитель Общероссийского Профсоюза образования Дмитрий Голубев, легко и открыто общавшийся с аудиторией. Эффективной формой работы стало индивидуальное консультирование по вопросам аттестации, которое проводила Наталья Янцевич, специалист отдела по работе с педагогическими кадрами Департамента образования и науки Тюменской области. Прекрасно показали себя другие модераторы, в том числе члены нашего совета, с которыми мы разработали и приняли стратегию и программу работы. Ну, и как обычно, было много поэзии, красоты, романтики - за это особая благодарность заместителю директора института менеджмента и бизнеса ТюмГНГУ, талантливой Юлии Варламовой и доценту кафедры издательского дела и редактирования ТюмГУ Ирине Гендлер. Я бы мог даже сказать, что один день в «Олимпийской ребячке» был посвящен творчеству, а второй серьезному обучению, но затрудняюсь с определением: что все-таки для педагога серьезнее - творческий процесс или знание нормативных документов… Так или иначе, продолжим и учиться, и развиваться. Тем более что есть вопросы, которые мы задаем себе постоянно. Например, чем органы управления образованием или профсоюз могут сегодня помочь районному совету и как, в свою очередь, совет молодых педагогов способен участвовать в развитии своего района, а главное - огромного профессионального союза работников образования.

Мнение


Марина ОРЛОВА, председатель клуба молодых педагогов Исетского района:
- Всегда отмечаю продуманную и добрую среду, которая не повторяет избитой практики соревнований, делений на команды и прочих детско-юношеских форм работы. Ничто так не объединяет, как дискуссия после просмотренного проблемного фильма, совместное обсуждение и планирование работы и роскошные вечера, органично сочетающие в себе конструктивный анализ дня и редкие романсы в исполнении любимой Ирины Гендлер. Здесь чувствуешь себя на своем месте.

Ирина ГЕНДЛЕР, кандидат филологических наук, модератор семинара:
- Мне комфортно и приятно работать с коллегами в Совете молодых педагогов. В отличие от многочисленных молодежных объединений меня, да и всех коллег, притягивает сюда именно эта «коллегиальность». Совет объединяет учителей ради духовного взаимообогащения, обмена мнениями, формирования коллективной стратегии действий, разве не в этом современная миссия профессионального союза? Я разделяю политику совета в части формирования деловой профессиональной элиты через современные и серьезные формы совместной работы. А главное, ценю внимание и заботу о человеке, которым всегда учат эти семинары, исключая тем самым проблемы мотивации в профессиональном союзе. Ведь именно этого не хватает хорошему учителю.

Валентина ГЕРАСИМОВА, педагог-организатор, ХМАО:
- Тема семинара замечательная! Близкие по духу, настроению и отношению к жизни люди, ощущение всепоглощающего комфорта и радости. Восторг! Спасибо профсоюзу за постоянное объединение ярких, талантливых и незаурядных людей, завораживающих своей неповторимостью и идеями.