Среди гостей праздника, а их собралось около пятисот человек, можно было увидеть как педагогов и родителей, пришедших поддержать своих учеников и детей, так и дошколят, появившихся на фестивале вместе с воспитателями, методистами детских садов, чтобы познакомиться с юными узнайками и умейками и, умерив свое природное любопытство, получить ответы на вопросы, которые стали темами для детских исследований и проектов. Таких тем было великое множество: «О тех, кто летает и плавает», «О технике времен Великой Отечественной войны», «О народных костюмах», «История моей семьи», «Узнайки четвероногих», «Как человек воспринимает окружающий мир», «Как сохранить свое здоровье».
Если первая часть фестиваля была посвящена обсуждению идей и замыслов, ставших темами проектов и исследований на круглых столах, то вторая часть, состоящая из двадцати двух мастерских, оказалась для всех гостей настоящей сокровищницей уже воплощенных детских идей, которые можно было посмотреть и потрогать, а также поучиться у юных умеек. Самое главное - большинство ребят, ставших зрителями, сообщили о своем намерении обязательно попробовать себя в проектной деятельности и появиться на фестивале в следующем году уже в качестве докладчика!


История фестиваля
Фестиваль детских (детско-взрослых) проектных и исследовательских работ «Узнайки и умейки» проводят ежегодно начиная с весны 2010 года. Его организаторами стали сотрудники и дети дошкольного и младшего школьного возраста образовательных учреждений - участников экспериментальных и инновационных площадок, научное руководство которыми осуществляет ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Любовь Кларина. В последние годы все больше желающих, особенно дошколят, привлекает сложившаяся на фестивале атмосфера праздника познания, мастерства и общения. В этом году увеличилось количество участников дошкольного возраста по сравнению с прежними периодами, когда основными докладчиками были четвероклассники, таким образом, можно говорить о том, что аудитория фестиваля помолодела.
Фестиваль был задуман как альтернатива многочисленным конкурсам исследований и проектов учащихся начальных классов и даже дошкольников, проведение которых находит все большее распространение. Причины поиска такой альтернативы связаны с тем, что, с одной стороны, проектная и исследовательская деятельность и ее пропедевтика на начальном этапе образования (в детском саду и в начальной школе) - эффективное педагогическое средство развития универсальных способностей воспитанников, формирования у них предпосылок субъектности по отношению к учебной деятельности и собственному поведению. В последние десятилетия такой вид образовательной деятельности активно используют в педагогической практике, в частности, в форме детских конкурсов, ярмарок, турниров и других соревнований, получающих все большее распространение. С другой стороны, в силу возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста их проектные и исследовательские работы, как правило, несамостоятельны, по сути, они детско-взрослые. В связи с этим даже самым опытным и искушенным экспертам нелегко вычленить в такой совместно выполненной проектной или исследовательской работе составляющую участия ребенка и справедливо оценить ее. Нередко взрослые, добиваясь победы ребенка в конкурсе, стремятся сделать все необходимое для этого, тем самым отстраняя детей от активной деятельности, подавляя их инициативу, а у детей этого возраста любое отсутствие выигрыша вызывает глубокое разочарование, нежелание продолжать заниматься деятельностью такого рода. Конкурентные отношения, неизбежно возникающие при этом, мешают общению детей друг с другом, налаживанию их дружелюбных и деловых отношений, толерантному отношению к сверстникам, среди которых в других обстоятельствах можно было бы найти единомышленников и партнеров. «Для этого возрастного периода конкурс не может быть адекватной основой для пропаганды и приобщения к культуре проектной и исследовательской деятельности, осознания детьми их социальной и личностной значимости, - считает Любовь Матвеевна Кларина. - С нашей точки зрения, реализации этих ценностей и целей по отношению к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста более адекватна атмосфера не конкурса, а фестиваля».
Активными инициаторами идеи заменить конкурсы фестивалями помимо Клариной стали педагоги начальной школы О.Курцева, С. Малевич, М.Маслова, М.Толчинская, И.Филатова, решившие объединить свои усилия, поскольку убеждены в том, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста важны доброжелательное общение, возможность учиться друг у друга, обмениваться идеями, обсуждать и развивать их вместе. Таким образом, были определены основные цели фестиваля проектных и исследовательских работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Узнайки и умейки»:
    способствовать пропаганде проектной и исследовательской деятельности среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, их педагогов и родителей, приобщению к культуре этих видов деятельности, осознанию их социальной и личностной значимости, развивающих возможностей;
    инициировать общение субъектов образовательного процесса (и детей, и взрослых) с целью создания детских и детско-взрослых общностей, сходных по интересам, предпочитаемым ими видам деятельности;
    организовывать единое образовательное пространство, объединяющее детей дошкольного и школьного возраста, с целью создания условий для развития тех и других, соблюдения преемственности при создании этих условий;
    обратить внимание педагогической и родительской общественности на необходимость и ресурсы педагогического и родительско-педагогического проектирования как условия развития культуры детской проектной и исследовательской деятельности, а также универсальных и предметных способностей воспитанников.
Организаторы стремились к тому, чтобы всем авторам работ, участвующим в фестивале, дать возможность пережить радость предъявления полученных ими результатов собственной деятельности, увидеть их востребованность другими людьми, интерес к выполненной ими работе и благодаря этому формировать мотивацию к разработке новых проектов и исследований. Поэтому был выбран путь создания атмосферы праздничного общения участников фестиваля, их взаимопонимания и взаимной поддержки, с тем чтобы зарождались и развивались детские, в том числе разновозрастные, и детско-взрослые общности, сходные по исследовательским и/или проектным интересам .
Задачи фестиваля заключались в том, чтобы:
    способствовать приобщению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к культуре проектной и исследовательской деятельности, средствам и способам ее осуществления в ходе их участия в разработке, реализации и представлении детско-взрослых исследований и проектов, на этой основе создавать условия для развития личностных, метапредметных и предметных способностей воспитанников, учитывая при этом интересы, склонности, способности, возможности каждого;
    формировать у детей умение публично представлять выполненную ими работу и обсуждать ее результаты, ориентируясь на интересы и потребности аудитории как здесь и теперь, так и пытаясь их прогнозировать и выявлять заранее;
    целенаправленно создавать в процессе фестиваля ситуации, способствующие развитию каждого ребенка (учитывая возрастные и индивидуальные способности и особенности детей);
    способствовать освоению педагогами образовательных учреждений технологий пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности для создания условий для развития личностных, метапредметных и предметных способностей учащихся начальной школы и воспитанников детских садов, введения их в культуру проектной и исследовательской деятельности.


О специфике фестиваля
Фестиваль «Узнайки и умейки» проводят в два этапа. На первом этапе дети вместе со взрослыми (родителями и/или педагогами) составляют аннотации работ, которые они подготовили к фестивалю. Единая форма аннотации предполагает ответы на вопросы, совместное обсуждение взрослого с детьми ответов способствует дальнейшему развитию детского замысла проекта (исследования), развитию общения как детей, так и детей и взрослых, помогает развитию аналитического мышления. Ответы на вопросы аннотации дают ребенку возможность вспомнить и осознать проделанную работу, выделить первоначальные цели и ход деятельности (для чего, что и как делали), проанализировать и обобщить полученные результаты (что из задуманного удалось, что - нет, насколько самостоятельно действовал, что узнал, чему научился, что изменилось в его жизни, в жизни окружающих благодаря сделанному), а также наметить свои дальнейшие действия. Взрослый, работающий с аннотацией, может проанализировать, сделал ли он все возможное для развития у ребенка инициативы, самостоятельности, творчества, для освоения средств и способов познания, общения, организации разных видов деятельности, необходимых для осуществления задуманного.
Такая работа помогает выступающим детям чувствовать себя авторами (а не исполнителями) тех детско-взрослых работ, которые они представляют. Их авторские позиции могут быть, например, такими:
    «Я исследователь»: захотел узнать то новое, что меня заинтересовало, и поделиться этим новым знанием с другими.
    «Я автор проекта»: решил изменить то, что мне не нравилось, хотелось улучшить в окружающем мире.
    «Я исследователь и проектировщик»: сначала выяснил то новое, что меня заинтересовало, а потом на этой основе разработал проект, изменяющий к лучшему окружающий мир.
    «Я мастер»: научился что-то делать и теперь могу этому научить других (а); освоил некую деятельность, усовершенствовал (придумал другие, более совершенные) способы ее выполнения, изменил результаты, теперь могу научить других усовершенствованным способам (б).
Работа участников фестиваля проходит в форме круглых столов и мастерских (мастер-классов). В ходе работы каждого круглого стола обсуждают не более 5 детских проектных и/или исследовательских работ, близких по тематике. Представление работы на мастерской включает краткий рассказ о содержании, процессе и результатах сделанного, а также выполнение участниками практического фрагмента, связанного, например, с их знакомством со способами исследования (наблюдения, экспериментирования, анализа информации, моделирования), с творческими способами продуктивной деятельности, с освоением новых представлений о действительности и способах ее преобразования (в процессе продуктивной деятельности).


Журналисты
на фестивале
В прошлом году впервые участниками фестиваля стали юные корреспонденты - учащиеся 4-8-х классов, входящие в состав пресс-службы школы и редколлегию школьного периодического журнала «News School», основанного в октябре 2013 года на базе кружка дополнительного образования «Основы журналистики» в школе №2009. Задача юнкоров на фестивале состояла в проведении интервью, а также сборе информации для подготовки новостных материалов. В этом году к участию в фестивале была привлечена также школьная телестудия «Перемена» мультимедийной ученической редакции «Территория Успеха», самые юные юнкоры которой учатся во втором классе, а самые старшие - в девятом.
Важно отметить, что с 2010 года работает информационный портал школы (www.sch2009.ru), ленту новостей которого ежедневно пополняют материалами юнкоры. На фестивале они обязательно присутствовали на каждом из двадцати одновременно проходящих круглых столов, а затем на каждом из двадцати двух мастер-классов. Старшие юнкоры (6-9-е классы) работали одновременно на двух-трех круглых столах, второклассники отвечали за работу одного круглого стола и одного мастер-класса. Ребята были одновременно и операторами, и фотографами, и тележурналистами, и репортерами, и интервьюерами. Они ставили перед собой задачу максимально расширить круг интервьюируемых и включить в их состав не только участников фестиваля, но и группу поддержки (родителей и педагогов-тьюторов), а также гостей фестиваля, пришедших в качестве зрителей, поэтому список подготовленных вопросов для проведения интервью имел возрастную (ребенок, взрослый) и статусную (дошкольник, школьник, учитель, родитель) градацию. Все опрошенные сожалели о том, что максимальный возрастной порог участников фестиваля составляет 10-11 лет, а это значит, что следующего шанса принять участие в фестивале у ребят не предвидится, так как для старшеклассников подобных фестивалей не проводят; родители говорили о том, что в фестивале должны участвовать все столичные детские сады и школы без исключения (!), предложили создать интернет-форум, а затем и родительский клуб умеек и узнаек, чтобы знакомство ребят, объединенных одной идеей или темой проекта, переросло в дружбу, а сам проект - в настоящую исследовательскую работу.

Наталья РОМАНИВА, главный редактор мультимедийной ученической редакции «Территория Успеха» школы №2009