Время не стоит на месте, оно постоянно движется, растут и запросы самого неисчерпаемого ресурса мира - человека. Но, несмотря на наш медиакоммуникационный век, главным для каждого остается развитие собственной личности, создание гражданского общества России. Мало кто понимает, что это может произойти, только когда человек владеет информацией, знаниями в той или иной сфере.
Залог успешного и стабильного будущего - создание высокоэффективной школы, ведь именно через нее проходит вся нация. Успешность - жизненный путь, а не пункт назначения, к нему нельзя прийти, ее ты обретаешь на протяжении всей своей жизни. Важное отличие человека от обезьяны - умение трудиться, усваивать определенные навыки и реагировать на те или иные факторы жизни.
Школа - огромный храм науки и знаний, школа - это место, где каждый становится state-holder (участником образовательного процесса), тем, кто обладает куском чего-то важного, частью одного целого. В данном случае это целое - знания, каждый находит правильные ключи для дверей этого храма, и важно то, что только при желании учиться можно овладеть частью этого храма.
 Форсайт и настоящая школа
Каким должен быть этот храм в будущем? Что в нем должно измениться? Какими будут ученик и учитель в 2050 году? Все это философские вопросы, касающиеся будущего наших детей и внуков. На сегодняшний день мы не имеем четкого представления об этом, поэтому мы пришли к выводу, что Форсайт - это необходимость нашего мира, залог не только прогнозирования, но и создания реальных условий, для создания стабильного будущего для следующих поколений. Форсайт - инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. («Форсайт - это предвидение или активный прогноз, который включает элементы активного влияния на будущее. Это организованная как систематический процесс попытка заглянуть в будущее науки, технологии, экономики и общества для оценки научных и технологических достижений и определения важнейших направлений стратегических исследований и сфер, где могут появиться технологии, способные принести наибольшие выгоды обществу. Это согласованное ведущими группами интересов представление о будущем на базе научных прогнозов и признанных приоритетных нужд».) Вторая существенная черта этой технологии - самоактивизация участников зарождающегося будущего в деле его претворения по собственной инициативе.
Кроме того, результат Форсайта - предлагаемая размытая картина будущего, формируемая взглядами на него различных слоев общества, которые порой поступаются частью своих интересов в расчете на долгосрочные выгоды. Это также отличительная черта Форсайта.
Следует обратить внимание, что Форсайт - это процесс постоянно уточняющегося видения будущего с учетом активности заинтересованных участников, вовлеченных в область его формирования. Форсайт может успешно формироваться лишь там, где есть элементы развитого гражданского общества, поскольку предвидение есть продукт не только деятельности ученых, но и результат активного участия различных социальных слоев общества, активных граждан, включая бизнесменов, политиков, потребителей.
При рассмотрении вопроса о месте Форсайта в структуре технологий предвидения особо обращу внимание на то, что Форсайт -  такая технология, которая имеет свое отличительное лицо, она еще займет достойное место в рассматриваемой структуре технологий предвидения, когда каждая из них будет пользоваться вполне определенным набором инструментов и приемов. Суть технологии Форсайт - долгосрочное видение рассматриваемой ситуации или объекта на период смены трех поколений на базе зарождающихся гражданских инициатив, которые будут доминировать в будущем. Эта технология способствует развитию гражданского общества и нацеливает граждан на активизацию как личного участия в формировании будущего, так и на гражданский контроль над процессом движения к будущему.
Сроки реализации Форсайта зависят от структуры проекта, его целей, вовлеченных отраслей и степени участия в нем субъектов. Обычно эти сроки колеблются от 6 месяцев до 3 лет. В гимназии №1595 мы хотим применить технологию Форсайт для прогнозирования и вовлечения в изменение будущего учеников гимназии, команды ученического самоуправления «Гимназическая Республика», а также членов университетско-школьного кластера Высшей школы экономики!
Форсайт в области образования: взгляд команды
Предмет проектного исследования «Форсайт в области образования» - тема новая для отечественного образования и науки, в силу того что участники Форсайта как представители гражданского общества имеют в настоящее время недостаточное влияние в области государственного строительства и развития. Изучение вопроса о возможностях использования Форсайта в образовании - реальные шаги по формированию гражданских инициатив, выработки обоснованных решений и прогнозов, которые могут повлиять на будущее российского образования.
Современный этап исторического развития - время инноваций, новых технологий, новых ресурсов и способов информатизации общества. В наш XXI век главным для каждого остается получение качественного образования, ведь это залог успешного и стабильного будущего, в проектировании которого и может помочь Форсайт. Форсайт выступает инструментом формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. На основе оценки ситуации различных возрастных групп респондентов, анализа полученных оценок нам удалось проследить представления учеников, педагогов и родителей гимназистов о качестве образования, возможностях и рисках его будущего развития, способах обучения и технологий, которые в будущем получат общественное признание и государственную поддержку.
Согласно технологии Форсайт основной метод исследования - опросные листы, систематизация представлений дала нам возможность заглянуть в будущее, так как будущее, на наш взгляд, главным образом и определяется нашими мыслями, планами, идеями и творческим воображением, которые, преодолевая время, неизменно бегут вперед, предопределяя нашу историческую судьбу.

Роман ВАЛИЕВ, президент команды ученического самоуправления «Гимназическая Республика» гимназии №1595