Комиссия
В состав Комиссии входят:
Константин Криворучко - исполняющий обязанности  начальника Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов,
Ирина Курчаткина - директор  школы №1474,
Мария Лазутова  - исполняющая обязанности  директора Московского института образования,
Марианна Лебедева - директор Городского методического центра,
Ольга Лотвина - заместитель начальника  Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов,
Лев Любимов - заместитель научного руководителя НИУ «Высшая школа экономики»,
Антон Молев - председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы,
Людмила Мясникова - председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности,
Марина Смирницкая - начальник Управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования,
Яна Стретович - начальник Дирекции по строительству и реконструкции,
Ольга Ярославская - директор школы с углубленным изучением иностранных языков школы №1298.
Члены комиссии  с правом совещательного голоса:
- председатели межрайонных советов директоров образовательных организаций Москвы,
- председатели управляющих советов образовательных организаций,
- представители родительской общественности,
- представители СМИ.

Конкурс
Комиссия рассматривает  заявки на включение в свой состав объектов адресной инвестиционной программы Москвы на 2014-2017 годы и адресного перечня объектов, на которых запланировано проведение работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации в рамках реализации государственной программы Москвы на среднесрочный период (2012-2018 годы) «Развитие образования Москвы («Столичное образование»). Сам конкурс проводят на основании изучения результатов  деятельности государственных образовательных учреждений и проектов из дальнейшего развития.
Процедура проста:
- образовательная организация  подает в МИРО  заявку на участие в конкурсе, которая содержит  обоснование использования объекта образования (экономическая, технологическая, педагогическая эффективность, сопоставимая оценка затрат и результаты использования объекта),
- МИРО, отвечающий за проведение конкурса, и рабочая группа по вопросам оптимального использования объектов, консультируют ОО по проблемам формирования заявок,
- экспертное жюри  проводит  экспертизу представленных  проектов развития ОО и рекомендует рабочей группе проекты для рассмотрения на Межведомственной  конкурсной комиссии.  
Члены комиссии рассматривают все документы, заслушивают  директоров ОО, претендующих на объекты, экспертов, представителей дирекций и заинтересованных сторон, которые приезжают на заседание вместе с директорами, голосуют, причем в листе голосования помимо пунктов «передать» есть еще два:  «никому» и «воздержался».
Все  прописано и принято, но, конечно, интересно, как на самом деле на практике происходит вся  процедура  этого конкурса. Поскольку представители СМИ  могут присутствовать на заседании, «УГ-М» этим правом воспользовалась.
Три детских сада на два комплекса
На очередном заседании комиссии было предложено конкурсное рассмотрение  проектов школы №2117 (директор Наталья Позднякова) и школы №2122 (директор Алла Шурухина) с учетом возможного присоединения  трех новостроек (ТиНАО) - ДОУ на 150 мест (местечко Барыши, г. о. Щербинка), 120 мест (улица Индустриальная, дом 15, г. о. Щербинка) и 125  мест (улица Овражная, вблизи владений 7-9, г. о. Щербинка).




Начальник Дирекции по строительству и реконструкции зданий и сооружений Яна Стретович ввела членов комиссии в курс дела и рассказала о том,  что представляют собой эти три новостройки: «Все предполагаемые объекты находятся на территории  городского округа Щербинка. Эта территория довольно непростая и интересная. Эти три здания ДОУ будут последними объектами, которые мы сможем  там возвести в обозримом будущем. Расположение этих объектов относительно комплексов №2117 и  №2122  должно быть одним из факторов при рассмотрении проектов развития этих школ.  Все объекты без бассейна. Первый объект - ДОУ на 120 мест:  возведены стены, благоустройство пока не проведено, этот объект будет сдан в 2015 году, - во всяком случае, мы надеемся, что он будет сдан в предусмотренные сроки. Второй объект - ДОУ на 125 мест: это здание  будет возведено в рамках АИП в 2018 году, сегодня идут проектные изыскания. Третий объект - ДОУ на 150 мест: это чистая «коробка» здания, к отделке  не приступали, планируемый срок сдачи 2015 год».


Конечно, сразу возник вопрос: почему комиссия  сейчас решает, кому отдать здания, а они или не построены, или не отделаны должным образом, или  только возведены их стены?
На этот вопрос ответил  первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил Тихонов: «Очень важно, чтобы те образовательные организации, получившие по решению комиссии новые здания в разной степени готовности (объекты строящиеся, предназначенные к сдаче в этом году или находящиеся в стадии проектирования), сразу подключились к  сотрудничеству с проектировщиками, строителями».
Директора школ - Наталья Позднякова и Алла Шурухина  - рассказали о своих проектах:  «Инновационное развитие образовательного пространства дошкольного отделения в условиях образовательного комплекса №2117» и «Создание  условий для развития способностей детей с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья в условиях многопрофильного  образовательного комплекса №2122».


Наталья ПОЗДНЯКОВА, директор школы №2117:

 Проект  «Инновационное развитие образовательного пространства дошкольного отделения в условиях образовательного комплекса»

Наш проект развития предполагает присоединение  двух ДОУ на 150 и 125 мест.
Сегодня наш комплекс находится на завершающей стадии реорганизации в форме присоединения к школе  №2117 с дошкольным отделением школы  №2118 и 5 дошкольных учреждений. Наполняемость учреждений, входящих в комплекс, по дошкольным отделениям - в среднем число близкое к 1, по школьным отделениям - в среднем  1,3 (и в одном, и в другом здании дети учатся в две смены). В образовательный комплекс на следующий учебный год зачислены 126 будущих первоклассников, из них 93 посещают наши детские сады, первоклассников этого года - 130, выпускников  - 32, что говорит о стабильности контингента и потребности в школьных местах. Контингент дошкольных отделений на следующий учебный год на 1 апреля 2015 года составляет уже 889 детей с учетом комплектования  (дети в возрасте -  2,8-3 года), на 2015-2016 учебный год ожидается прирост контингента около 100 человек.
Новые масштабы образовательного комплекса открывают новые горизонты и возможности. Для обучающихся и воспитанников это прежде всего возможность выбирать и   научиться делать правильный осознанный выбор как направления образования в соответствии со своими запросами и пожеланиями, так и уровня образования по выбранному направлению. Для того чтобы появилась возможность организовать образовательный процесс, обеспечивающий эти условия, в комплексе мы проводим серьезную подготовительную работу по выявлению склонностей, интересов и образовательных потребностей детей и формированию новой образовательной программы. Параллельно с этим мы ведем работу с педагогическими работниками. Поскольку современные образовательные задачи, которые перед нами ставит общество, практически невозможно решить старыми педагогическими методами, приемами и технологиями, то каждому педагогу приходится менять и перестраивать  содержательную методическую составляющую рабочей программы своего предмета.
Новые организованные процессы внутри образовательного комплекса дают новые возможности для профессионального развития педагогических работников. Раньше педагоги, особенно детских садов, редко выходили за пределы своего здания, сейчас двери любого из наших учреждений открыты. С начала февраля 2015 года каждую неделю по очереди в каждом здании у нас проходят встречи «Давайте познакомимся!», на которых сотрудники  школ и  детских садов знакомятся с лучшими практиками работы своих коллег, показывают сильные стороны развития своих коллективов, которые могли бы стать точками роста для всей большой школы. Старшие воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи и логопеды начинают работать единой командой на общие задачи.
Педагоги школ формируют новые предметные и межпредметные методические объединения. В этом полугодии вся работа  идет в рамках участия и реализации в своей школе окружного сетевого проекта «Школа выбора». Главное, к чему пришли педагоги: не работать по-новому нельзя, так как  школа не будет востребованной среди населения. Окружной проект стал площадкой для профессионального общения, взаимообогащения и роста как для педагогов школ, объединяющихся в комплекс, так и для всего округа.
Педагоги-дошкольники во время работы в проекте «Школа выбора» ознакомились с новыми возможностями и технологиями, которые не всегда реализуемы в имеющихся условиях, например, у нас в комплексе есть 23 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но организовать отвечающую всем требованиям безбарьерную среду в существующих зданиях практически невозможно. При обсуждении проектов использования зданий-новостроек возможность организовать для различных категорий детей условия, позволяющие им полноценно развиваться каждому в своем режиме, стала одним из основных критериев. Идея равных возможностей для разных детей стала ключевой в нашем видении развития новостроек. В г. о. Щербинка в дошкольном учреждении в местечке Барыши (много зелени, рядом парк и пруд) мы предлагаем развитие адаптационных групп детей, не посещающих дошкольные отделения и материнские школы.
Проектная идея развития здания  ДОУ на ул. Индустриальной, д. 15, обусловлена проживающим вблизи контингентом. Это микрорайон, в котором в основном проживают молодые перспективные семьи, у которых есть  потребность не только в дошкольных местах,  они предъявляют высокие требования к системе образования. Так появилась идея развития билингвальных групп. В связи с тем что многие из  родителей работают в старой части Москвы, возвращаются поздно, у семей есть потребность в вечерних  дошкольных группах. Все это удалось спрогнозировать благодаря тому, что дети, проживающие вблизи улицы Индустриальной и местечка Барыши, сегодня посещают наши дошкольные отделения.
Микрорайон на ул. Овражной находится на отдалении от остальной части города,  здесь сложная транспортная доступность. Поэтому проектной идеей для зданий-новостроек в этом микрорайоне стала организация всевозможных услуг по месту жительства, в том числе создание  группы выходного дня, оказание  других дополнительных видов услуг в соответствии с  потребностями населения.
ФГОС дошкольного образования - это не завтра, это уже сегодня. Выстроить образовательный процесс, соответствующий новым стандартам, не выстраивая развивающей предметно-пространственной среды, очень сложно. В связи с тем что на здание детского сада на ул. Овражной еще нет согласованного проекта, педагогический коллектив нашего комплекса активно обсуждает различные решения организации образовательной и даже архитектурной среды. Это различные трансформируемые пространства и мебель, помещения, позволяющие организовать различные виды деятельности дошкольников. В связи с трансформируемыми пространствами возникла идея по-другому организовать деятельность и режим работы воспитателей и их помощников, в этом случае можно перейти от 6 воспитателей и 3 помощников на 3 группы (всего 9 человек) к 7, что, естественно, позволит повысить уровень заработной платы в дошкольных отделениях. При такой организации педагогического процесса перед административной командой стоит задача подбора или повышения квалификации имеющихся не только воспитателей, но и их помощников.
Экономические расчеты показали, что субсидии на содержание имущества при 100% комплектовании зданий хватает.
Обсуждение ввода в эксплуатацию новых образовательных объектов мы  не раз проводили с родительской общественностью нашего комплекса. Последние опросы показали, что 88% опрошенных родителей дошкольников планируют продолжать обучение в школах нашего комплекса, 12% - в других образовательных организациях. Это связано с тем, что есть родители детского сада, например, перешедшего из частной собственности Щербинского лифтового завода в государственную, проживают не в г. о. Щербинка, приезжая утром на работу,  они привозят детей в сад. Многих родителей пугает вторая смена. Из опрошенных респондентов более 150 человек проживают за линейной частью, из них более 125 собираются продолжать образование в школах нашего комплекса. Из этого можно сделать вывод, что в случае положительного решения комиссии образовательные запросы детей и родителей будут максимально удовлетворены, сохранится преемственность и непрерывность в образовании.
Подавая заявки на конкурс, мы анализировали ситуацию с разных сторон. Не только с точки зрения развития образовательного процесса и эффективности экономических показателей, но и с точки зрения перспективного развития образования в г.о. Щербинка в целом, в том числе с точки зрения прироста контингента. На мой взгляд, не беря во внимание все возможные аспекты,  невозможно выстроить  полную картину. В своей заявке мы проанализировали контингент и мощности учреждений, входящих в образовательный комплекс  №2117, но в центре города есть самая большая школа  №2120, которая в 2015 году после окончания реорганизации планирует подавать заявку на присоединение. Все процессы уже сегодня совместно организуют учреждения комплекса и школа № 2120. При вводе в эксплуатацию зданий на ул. Индустриальной и в местечке Барыши здания дошкольных отделений на ул. Спортивной, д. 3а и д. 5а, будут снесены, а детей мы должны разместить в том числе и в этих зданиях. Выпускники садов растут и переходят в школы, поэтому ожидаемая наполняемость дошкольных учреждений, отмеченных на карте, на 2015-2016 учебный год составит в среднем 1,2, школьных с учетом школы №2120 - тоже 1,2.
В 2016 году будут вводить в эксплуатацию жилые дома, строящиеся на ул. Овражной и ул. Железнодорожной. Если примерно в том же году планируют ввод в эксплуатацию дошкольного здания  на 280 мест на ул. Спортивной, то наполняемость объектов составит 1,1, а школьных - 1,55. Других объектов школьного строительства на эти годы не запланировано,  устройство транспортных развязок для создания возможности перевозки детей также в планах после 2017 года. В этом смысле есть большой риск перехода на обучение во всех школах в две смены, или дети будут уходить в школы Южного Бутова.
Предлагаемыми результатами реализации проекта развития образовательного комплекса с возможным включением объектов-новостроек станут:
    получение образования разных направлений (технического, естественно-научного, социально-экономического);
    увеличение охвата детей дополнительными общеразвивающими образовательными программами;
    расширение спектра платных дополнительных образовательных программ для детей и взрослых;
    создание равных возможностей в получении образования разными категориями детей;
    переход от доступного места в дошкольном отделении к разнообразию образовательных услуг и программ для детей дошкольного возраста.


Алла ШУРУХИНА, директор школы №2122:

Проект «Создание условий для развития способностей детей с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья в условиях многопрофильного образовательного комплекса»

В июне 2014 г. образовательные организации городского округа Щербинка перешли в ведение ДОгМ. 17 декабря 2014 года мы начали реализовывать приказ №920 о присоединении к школе №2122 школы №2119 и двух дошкольных образовательных организаций - №1235 и №1248. Обе школы основаны в 1952 году, их здания введены в эксплуатацию в 1958, 1961 и 1981 годы, здания ДОУ - в 1967 и 1977 годы. 74 процента наших дошкольников переходят в наши школьные отделения. В одном школьном здании есть места, в другом занятия идут в две смены. Если посмотреть на карту, то видно, что все наши здания находятся с одной стороны железнодорожного переезда, что стало серьезной проблемой для жителей Щербинки. Специфика нашего обособленного расположения - это школа военного гарнизона, многие традиции, которые уже сложились на этой территории (укомплектованность кадрами, которые работают вместе, патриотическое воспитание, инклюзивное образование), и социальное партнерство. Мы разработали проект развития школы №2122 с учетом возможности присоединения к нашему комплексу объектов зданий-новостроек ДОУ на 150 мест, на 120 мест и ДОУ на 125 мест, так как детские сады, входящие в комплекс, мы используем на полную мощность. Новые здания ДОУ - объекты очень долгожданные и очень нам нужны.
Общая стратегия развития комплекса была сформирована на основе анализа социального заказа родителей на создание крупной многопрофильной образовательной организации, позволяющей за счет эффективного использования ресурсов максимально удовлетворить запросы московских семей на получение широкого спектра качественных образовательных услуг.
Для реализации стратегии мы проделали серьезную работу, занявшись развитием вариативности образования, дополнительного образования, которого раньше не было, оказанием платных дополнительных услуг. Серьезная работа проведена с кадрами: наши учителя реализуют свои возможности в разнообразных инновационных профессиональных практиках, участвуют в программах повышения квалификации, профессиональных конкурсах, в проектах Московского городского Дома учителя, во всех образовательных событиях, проходящих в Москве; уже созданы метапредметные объединения педагогов, сделан очень большой для нашего коллектива шаг по фиксации всех результатов деятельности педагогов и учащихся во всевозможных информационных системах. Мы формируем рабочие программы на основе практико-ориентированных технологий и акцентирования прикладного характера учебных дисциплин, ведем индивидуализацию обучения, отработку инновационных форм занятий с разными категориями обучающихся - одаренными детьми, детьми-инвалидами, детьми-мигрантами и другими категориями детей.
Мы предполагаем получить значимые для города результаты своей деятельности:
- обеспечение интеграции дошкольного, школьного, дополнительного образования, комплексных программ преемственности;
- обеспечение доступности;
- создание условий для детей с особыми образовательными потребностями;
- увеличение вариативности образовательных и развивающих программ;
- социальное партнерство семьи, детского сада, школы;
- постепенный переход к модели зданий-ступеней;
- развитие базовых социальных компетенций;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- построение здоровьесберегающей среды.
Проектную идею возможного использования новых зданий в рамках программы развития школы №2122 мы обсуждали с родителями. Она состоит в создании современного образовательного инклюзивного пространства для построения образовательной деятельности в зоне ближайшего развития, для раннего развития детей независимо от состояния здоровья, социального положения; учета особых образовательных потребностей отдельных категорий детей; создания образовательной среды для успешной социализации всех категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями.
Почему именно это мы выбрали в качестве главных идей развития комплекса? Дело в том, что у микрорайона Местечко Барыши есть особенности, которые заключаются в том, что тут отсутствуют ДОУ в шаговой доступности, после введения в действие жилых домов нового микрорайона Прима-парк планируется увеличение контингента детей на 500 человек (дошкольного и школьного возраста). В находящейся рядом школе дети из многодетных семей составляют 44%, дети, находящиеся под опекой или в приемных семьях, - 11%, дети-инвалиды - 9,4%. Думаю, что на данном этапе пока невозможно абсолютно все здания сделать суперсовременными и супероборудованными для инклюзивного образования, а в находящемся рядом школьном здании уже созданы предпосылки для этого, есть опыт работы с такими детьми, педагоги прошли обучение, есть специалисты-дефектологи, и мы хотели бы создать в этом здании абсолютно безбарьерную среду. Основные направления использования здания будут востребованы жителями микрорайона, который состоит из большого количества домов малоэтажной застройки и вплотную примыкающих высоток микрорайона Прима-парк. Особенности расположения позволят реализовать программу культурно-экологического воспитания и развития дошкольников (в школе есть крепкие традиции гражданско-патриотического воспитания), предоставлять дополнительные услуги, в том числе для детей с ОВЗ (ЦИПР, Лекотека, Семейный клуб, группы выходного дня, группы кратковременного пребывания детей, ЛФК, массаж), что даст увеличение контингента.
Район улицы Овражной достаточно обособлен, пока тут построены только два дома, это микрорайон, где были проблемы с обманутыми дольщиками, живут практически только молодые семьи, есть большое количество граждан из ближнего зарубежья, мы надеемся, что впоследствии в шаговой доступности с детским садом будет построено здание начальной школы, но пока тут нет ничего. Создание социокультурного центра через систему комплексных образовательных услуг для детей и взрослых позволит обеспечить доступность и вариативность образовательных услуг; открыть новые направления дополнительного образования (совместно для взрослых и детей) - семейные клубы по интересам; литературные гостиные; клубы выходного дня; «Клуб молодой семьи», «Клуб будущих родителей»; оказывать помощь инофонам в освоении русского языка, взрослым и детям.
Здание ДОУ на ул. Индустриальной на 120 мест в микрорайоне новостроек расположено в шаговой доступности от муниципального объекта дополнительного образования, музыкальной, спортивной школ, постоянно действующего крытого ледового катка «Стерх». Все эти учреждения есть, там хорошие специалисты, но всегда возникает проблема зданий, все всегда просят пустить их в образовательное учреждение, в нашем случае мы хотим, чтобы эти специалисты работали на наш образовательный комплекс и на наших детей. У нас есть тесное социальное партнерство со всеми этими организациями, в Барышах даже есть спортивный класс, индивидуальный образовательный маршрут детей выстроен так, чтобы они могли серьезно заниматься спортом. Идея для этого здания - оптимизация использования помещений, что позволит создать условия для развития дополнительного образования в художественно-эстетическом направлении, театрализованной деятельности и физическом развитии, привлечет к работе высококвалифицированных специалистов - педагогов дополнительного образования, тьюторов (дополнительная услуга по организации и перемещению детей до объектов дополнительного образования, по предварительным опросам, востребована), приведет к удовлетворению образовательных запросов семьи в непосредственной близости от места проживания.
Здесь можно создать зоны для детей и родителей:
- центр безопасности;
- русская изба;
- информационный центр патриотического воспитания;
- тематические центры;
- выставки;
- мобильную образовательную среду с различными групповыми зонами.
Сама работа над проектом при содействии МИРО - это уже развитие образовательного комплекса, в ходе этой работы мы активнее стали взаимодействовать с родителями и друг с другом.


Одно обстоятельство озадачило всех членов комиссии: дело в том, что здание комплекса №2117 расположено по одну сторону от железной дороги, а комплекс  №2122 и все три новых здания - по другую.  Как родители с детьми будут переходить железную дорогу на переезде, если здания ДОУ отдадут комплексу №2117?
 Проект  школы №2117 поддержали заинтересованные участники - председатель управляющего совета школы, проректор по научно-исследовательской работе Московского гуманитарного института, эксперт по  федеральному государственному надзору в сфере образования и федеральному государственному контролю качества образования Ирина Вологдина и начальник  отдела социального развития и образования администрации городского округа Щербинка Алла Сошникова.


Ирина ВОЛОГДИНА, проректор по научно-исследовательской работе Московского гуманитарного института, эксперт по  федеральному государственному надзору в сфере образования и федеральному государственному контролю качества образования:
-  Я  представляю родительскую общественность образовательной организации, наша общественность очень активная,  в последнее время мы участвуем в жизни школы, так как происходило много изменений в системе образования Щербинки. Эти изменения коснулись каждой семьи, поэтому  родители активно участвовали во всех обсуждениях, во всех встречах и беседах, в круглом столе, где шел разговор о  перспективах развития образовательного комплекса.  В апреле мы провели социальный опрос  родителей детских садов о том, где  в дальнейшем они планируют обучение своих детей. 80 процентов  родителей, проживающих в районе Индустриальной улицы,  сказали, что  их дети продолжат обучение в комплексе №2117.   Один из вопросов, который волновал родителей, что два здания детских садов уже ветхие и их будут закрывать. Естественно, родителей волновало, куда переведут их детей. Родители согласны с тем, что  эти детские сады необходимо закрыть, но они спрашивали, предложат ли им  места в альтернативных  зданиях, расположенных в ближайшей доступности. Им предложили детский сад на улице Индустриальной. Это молодежный район, новостройки, все родители, которые проживают там,  в последующем будут обучать своих детей в комплексе №2117, так как это ближайшая школа. Надеемся, что администрация Щербинки будет решать проблему   безопасного перехода через железную дорогу.

Алла СОШНИКОВА,  начальник  отдела социального развития и образования администрации городского округа Щербинка:
- Администрация города считает, что детские  садики по улице Спортивной будут  снесены и все дети и весь педколлектив  перейдут в ДОУ на улице Индустриальной.  Это здание в шаговой доступности. Что касается  перехода через железную дорогу, то там уже сделан современный безопасный  пешеходный переход. Что касается садика в местечке Барыши, то он, конечно, должен перейти   к комплексу №2122, так как рядом с ним стоит школа, входящая в этот комплекс, присоединять его к комплексу №2117  нет никакого смысла. Что касается детского сада на улице Овражной, то там сложная ситуация, детский сад пока в проекте, когда он будет выстроен, непонятно. Я бы тоже отдала его комплексу №2122.


Проект  школы №2122 поддержали  председатель управляющего совета школы, член общественного совета ТиНАО, генеральный директор ООО «Международная правовая группа «ПРАГОС» Юлия Рукавишникова и старший воспитатель дошкольного отделения школы Ирина Квасюк.


Юлия РУКАВИШНИКОВА, председатель управляющего совета школы №2122, член общественного совета ТиНАО, генеральный директор ООО «Международная правовая группа «ПРАГОС»:
- От имени родителей и общественности нашего комплекса  я поддерживаю  идею присоединения к нему новых зданий. Дело в том, что независимо от того, какому комплексу перейдут эти здания, они не поменяют своей территориальности. Если родители хотят водить детей через железнодорожный переезд, они все равно  будут водить независимо от того, какой комплекс получит новые здания. Важно, какую образовательную программу и какое развитие  предложит та или иная образовательная организация.  На мой взгляд, та идея, что была представлена в проекте комплекса №2117, будет более интересна родителям, которые  поведут своих детей сначала в ДОУ, а затем в школу. Отмечу, что школа №2122  заполнена всего лишь на 24 процента, то есть дети из детских садов, которые потом пойдут учиться в школу,  имеют реальную возможность пойти в ту школу, которая свободна, которая предлагает  и еще долго будет предлагать  обучение в одну смену. Рядом строится большой жилой комплекс ПримаПАРК, который имеет шаговую доступность к школе в Барышах и  тому ДОУ,  которое будет построено рядом со школой. Поэтому, на мой взгляд,  учитывая наш проект по развитию, думаю, надо присоединить новые здания к нашему комплексу и дать возможность для развития нашего образования и  продвижения вперед. В нашем  комплексе работает прекрасная команда профессионалов и единомышленников,  педагогов, менеджеров-управленцев, есть активная родительская общественность.

Ирина КВАСЮК,  старший воспитатель дошкольного отделения школы №2122:
- Я представляю педагогическую общественность  нашего комплекса. Мы создали первый совместный проект управленческой команды образовательного комплекса под руководством нашего нового директора. Для нас это новое ощущение, первая возможность представить себя. В настоящее время мы тесно сотрудничаем с Институтом проблем образовательной политики «Эврика» в рамках окружного проекта «Школа выбора», семинары и стажировки в лучших  детских садах города дают новый вектор в нашем развитии. У нас два детских сада, мы работаем в соответствии с ФГОС дошкольного образования, появление в нашем комплексе новых зданий даст нам возможность сделать наше дошкольное образование многопрофильным,  представить в каждом здании приоритетное  профильное   направление. Наш проект широко обсуждали педагоги, мы за то, чтобы  каждое здание консолидировало в себе ресурсы по одному из направлений ФГОС, чтобы все здания  были доступны остальным ОО  и нашего комплекса, и города, что позволит наиболее полно удовлетворить запросы родителей на качественное образование, разработать методические материалы и организовать пространственную образовательную среду - мобильную и безопасную. Хочу отметить, что независимо от того, кому достанутся новые детские сады, они достанутся нашим детям - детям Щербинки.


Оба проекта  школ поддержали исполняющая обязанности начальника Троицкого и Новомосковского  окружного управления образования Елена Бондаренко и председатель межрайонного  Совета директоров Троицкого и Новомосковского округа, директор школы №2065 Наталия Файдюк.


Елена БОНДАРЕНКО, исполняющая обязанности начальника Троицкого и Новомосковского  окружного управления образования:
- Я хочу зафиксировать несколько фактов, которые могут повлиять на решение комиссии. Первый - объективное расположение зданий относительно железнодорожной линии, делящей Щербинку на две части. Второй - наличие  свободных школьных мест в школе №2122. Третий касается улицы Индустриальной - новое здание ДОУ необходимо для переселения детей из ветхих зданий детских садов в комплекс №2117. Что касается качества образования, выбора родителей конкретных школ, то исторически так сложилось, что у этих школ это качество примерно на одном уровне. Поэтому они находятся сейчас в равных стартовых  условиях по повышению качества и приведению его в соответствие с московским стандартом. Управленческие команды в этих комплексах тоже примерно на равных позициях, в  эти команды входят компетентные люди, руководители   комплексов назначены недавно, прошли все аттестационные  процедуры, и  могу сказать, что они просто замечательные управленцы. Думаю, что объективно  здание ДОУ на улице Индустриальной должно отойти к комплексу №2117, а остальные два здания - к комплексу №2122.  
Наталия ФАЙДЮК, председатель межрайонного  Совета директоров Троицкого и Новомосковского округа, директор школы №2065:

- Я высказываю  не лично свою позицию, а позицию членов нашего совета: обе программы  развития, безусловно, заслуживают внимания, так как эти детские сады нужны для обеих школ. Изучая  программы, члены нашего межрайонного совета при прочих равных условиях  и стартовых возможностях отметили риски. Прежде всего это риск при  обеспечении  детской безопасности при  переходе через железную дорогу, хотя там и сделан переход, мамы подвергают угрозе свою жизнь и жизнь своих детей. Этот риск должен быть минимизирован.  Понимая, что комплекс №2117 переполнен больше, чем комплекс №2122 (это тоже минус, потому что  не смогут жители, если все детские сады уйдут в №2117, полностью реализовать свои права на хорошее образование при обучении в две смены), что снесут два детских садика, члены совета считают: если родители согласны водить детей через железную дорогу, здание на Индустриальной линии  надо отдать  школе №2117.

Исполняющий обязанности начальника Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов  Константин Криворучко  проинформировал членов комиссии о том, что  и школа №2117, и школа №2122 содержат имеющиеся у них здания в порядке и заботятся об их сохранности в состоянии, необходимом для ведения качественного учебного процесса, и представил  на этот счет соответствующую информационную справку.
Руководители экспертных групп - директор Городского методического центра Марианна Лебедева  и  заместитель начальника Дирекции по строительству и реконструкции зданий и сооружений Ольга Лотвина  - доложили о результатах технолого-педагогической и экономической экспертизы проектов  развития двух школ.


Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра:

Технолого-педагогическая экспертиза проектов развития школ №2117 и №2122
Основными принципами технолого-педагогической экспертизы проектов были оценка концепции развития образовательной среды в плане создания новых возможностей для обучающихся и родителей и оценка разработанных механизмов повышения образовательных результатов обучающихся.
В работе экспертной группы приняли участие 26 экспертов: 7 руководителей образовательных организаций, 8 представителей научных организаций (РАНХиГС, МГПУ, МПГУ, ИСМО РАО, ИПИ РАО, МАРХИ, МИОО), 7 методистов Городского методического центра и 4 сотрудника Московского института развития образования. Экспертизу мы проводили по предложенному оргкомитетом регламенту. Каждый проект рассматривали три эксперта из различных организаций. В процессе экспертизы эксперты проводили сопоставление двух частей проекта развития: педагогического обоснования (7 пунктов проекта) и планируемые новые результаты обучающихся, образовательные и социокультурные аспекты.
Общая картина двух комплексов такова:
 

Скажу сразу, что все цифры взяты из реестров Департамента образования на текущий момент, то есть на вчерашний день.
Кроме того, мы соотнесли результаты проектов двух представленных программ развития по конкретным адресам новых ДОУ. Вначале - заявленные возможности, после 8-го пункта таблицы - возможные результаты, на которые ориентируются образовательные организации.




Каждая образовательная организация, включая комплексы № 117 и №2122, могла максимально получить 110 баллов.

Ольга ЛОТВИНА, заместитель начальника  Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов:

Результаты экономической экспертизы проектов развития школы №2117 и школы №2122
При проведении экспертизы мы руководствовались такими информационными источниками, как Проект развития государственной образовательной организации, АИС «Сводная отчетность системы образования Москвы», ИАС МКР, АСУ ГФ, ИАС УГД, АИС «Зачисление в образовательные учреждения», Росреестр.
В рамках  экономической экспертизы мы оценивали такие показатели проектов комплексов, как:

    Средняя заработная плата педагогических работников образовательных комплексов.
В связи с тем что только с  1 июля  2015 года  образовательные организации Щербинки стали московскими,  соответственно их экономические показатели  несравнимы с  показателями городских учреждений, тем не менее зарплата педагогов в 2014 году в школах была такой, в таблице есть еще и та перспектива, которую ожидают директора комплексов №2117 и №2122.


    Эффективность использования зданий.
В связи с тем что  в этих образовательных организациях по-разному заполнены школьные здания, в №2117 переполнены, а в №2122 есть свободные места,  у них получаются такие экономические показатели. Мы объективно должны понимать, что  №2122 по всем экономическим расчетам не заполнена, так как ее микрорайон еще не достроен и не заселен.


    Эффективность использования средств на содержание имущества.
Комплекс №2117, который переполнен и получает средства на коммунальные  услуги на каждого ребенка, имеет экономию на содержание  зданий, к тому же у них  в годовой отчетности не учтено одно  образовательное учреждение - детский сад (он не отражен в кредиторской задолженности).   Поэтому комплекс №2117 выглядит более привлекательно по сравнению с комплексом №2122. Один комплекс в перерасходе, а другой экономит средства.




    Материально-техническое оснащение образовательного комплекса за счет внебюджетных источников.
  После того как образовались два комплекса, внебюджетная деятельность была отражена в обеих организациях, примерно в равных условиях они тратят деньги от внебюджетной деятельности на развитие и материальное оснащение своих  учреждений.
    Доля внебюджетных средств на развитие материально-технической базы образовательного комплекса.


Завершилось заседание комиссии голосованием и объявлением результатов. Но  опубликовать это решение, принятое большинством голосов, пока нельзя, так как оно рекомендательное, а окончательное решение будет принято, как и положено, в виде приказа, подписанного руководителем Департамента образования Исааком Калиной.