В соответствии с возложенными на школу задачами основными  направлениями ее работы стали:
    образовательная деятельность;
    воспитательная работа;
    работа с семьей;
    профилактическая работа;
    социально-психологическое сопровождение;
    проведение  психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей и педагогических работников.
В соответствии с этим работу с обучающимися мы строим так:
- изучение личности  обучающегося (уровень социально-личностного развития ребенка, степень и факторы социальной дезадаптации, социально-педагогические особенности);
- разработка  индивидуального  маршрута реабилитации и освоения   образовательной программы;
- мониторинг эффективности оказываемой психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся.
На каждого обучающегося ведут карту индивидуального сопровождения.
Обучающиеся находятся в школе полный день, обучение идет в рамках единого расписания первой и второй половины дня. В школе работают  опытные педагоги, освобожденные классные руководители, социальные педагоги, психолог, которые в целом успешно  решают задачи по воспитанию и обучению детей.
Благодаря проведенной реабилитационной работе в 2013-2014 учебном году из 80 обучающихся:
    49 процентов (39) воспитанников сняты с профилактических учетов в КДН и ЗП и ОДН ОВД районов Северного округа;
    65 процентов (52) прекратили употреблять психоактивные вещества;
    70 процентов (56) несовершеннолетних успешно прошли реабилитацию и продолжили обучение в других учебных учреждениях;
    14 воспитанников - победители городских и всероссийских конкурсов;
    34 воспитанника перешли в общие образовательные учреждения, 20 - в учреждения  профессионального образования, 2 - в учреждения высшего профессионального образования.
На 1 сентября 2014 года в школе обучали 48 детей, сегодня - 30 детей. 18 ребят перешли в учреждения  общего образования, из них 6 человек - в кадетскую школу-интернат №10 (Московский кадетский корпус полиции).
Сегодня, когда мы осуществляем  новые, более эффективные  подходы в организации образования и воспитания детей, основная миссия школы - вывод ребенка из ситуации неблагополучности и его переход в массовую школу. Это наша цель, и мы к ней стремимся.
Практика работы школы показывает, что  пребывание детей в школе такого типа должно быть кратковременным. После проведенной реабилитации и коррекции они должны продолжать обучение в массовых  общеобразовательных школах. При этом необходимо учитывать, что при переходе в массовую школу должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение этих детей. Для этого в школах должны быть  подготовленные специалисты (социальные педагоги и психологи).
 Я пришел   работать в школу 4 месяца назад, в очень непростое для нее время. К сожалению,  необходимо констатировать,  что причина  - трудные условия труда, сложные родители, то, что бывшие  руководители не сумели подготовиться сами и подготовить педагогов и сотрудников к переходу на новую систему работы с девиантными детьми, соответственно  разъяснить сотрудникам  школы и родителям детей  суть предстоящих изменений. Все это  привело к конфликтной ситуации и в школе, и вокруг нее. В настоящее время благодаря поддержке Департамента образования школа работает  стабильно и выполняет поставленные перед ней задачи.
Вместе с тем, проанализировав потенциал школы и накопленный опыт работы, коллектив  предлагает  сделать школу Центром информационно-методического  обеспечения и психолого-методического сопровождения деятельности учреждений образования Москвы и их работников по социально-педагогической работе с детьми девиантного поведения в условиях образовательного учреждения.
Школа готова:
    оказывать необходимые консультационные услуги для специалистов и педагогов;
    осуществлять психолого-педагогическое сопровождение помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
    проводить мониторинги эффективности оказываемой психолого-педагогической помощи детям;
    быть местом работы с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
По нашей оценке, такая  работа востребована, нам уже поступают обращения от школ с предложениями о совместной деятельности.
Мы приглашаем  к сотрудничеству все образовательные учреждения Москвы.

Борис ГУСЕВ, директор специальной общеобразовательной школы №1