Повышение внимания к безопасности детей - важнейшая задача всех заинтересованных ведомств и организаций. Ежегодно Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по городу Москве совместно с Департаментом образования проводят городской конкурс «Дорожная азбука». «Дорожная азбука» демонстрирует ответственное отношение образовательных организаций к безопасности и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма начиная с дошкольного возраста. Конкурс в этом году состоялся в двенадцатый раз. Он развивается от представления работы детских садов - к участию в конкурсе школы в целом сегодня - до содружества школ  в будущем. Доступность обогащенной среды образовательной организации, социокультурных ресурсов города для обучающихся и их семей неразрывно связана с обеспечением дорожной безопасности, воспитанием культуры поведения ребенка в городе, осознания им себя как горожанина, умеющего ориентироваться в дорожных ситуациях, дисциплинированного пешехода. Исходя из этого  проектирование условий безопасности в открытой для всех обучающихся и их семей социокультурной среде образовательной организации стало актуальным содержанием Московского городского конкурса «Дорожная азбука» в 2015 году.
«Дорожная азбука» - это конкурс, нацеленный на созидание дружественной детям безопасной и развивающей городской среды. Конкурс показывает, как школы, Госавтоинспекция, родители, местные сообщества объединяются для создания условий комфортной, полной впечатлений и позитивных эмоций жизни детей в нашем городе, все вместе создают территорию без опасности.
Участие в конкурсе приняли педагогические коллективы всех округов столицы. Его организаторы - Московский институт развития образования, колледж связи №54 - городской оператор по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности. Условиями конкурса был предусмотрен широкий спектр мероприятий, связанных с воспитанием у детей младшего возраста безопасного поведения на улицах и дорогах города, использование интересных и современных форм представления школами своего опыта. Большая поддержка руководителей образовательных организаций, участие в работе специалистов МИРО  и колледжа связи №54 обеспечили новизну в содержании конкурса, организации и проведении интерактивных форм экспертизы.
Торжественный финал конкурса «Дорожная азбука» состоялся в колледже связи №54. Победители и лауреаты конкурса - одиннадцать образовательных организаций  Москвы - награждены дипломами Департамента образования, грамотами Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления МВД России по городу Москве и памятными подарками.

Победители и лауреаты Московского городского конкурса «Дорожная азбука-2015»

Абсолютный победитель:
Центр образования «Школа здоровья» №1858 Юго-Восточного округа
Второе место:
Лицей №1598 Восточного округа
Третье место:
    Школа №2075 Троицкого и Новомосковского округов
    Школа №463 имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева  Южного округа

Победители в номинации «Москва - территория без опасности»:
    Школа с углубленным изучением английского языка №1238
    Школа № 2006
Лично награждена в этой номинации:
    Семья пятилетней воспитанницы дошкольного отделения школы №2006
Победители в номинации «Вместе мы по городу идем»:
    Школа №149
    Школа №1692
Лично награждены в этой номинации юные режиссеры:
    Семья воспитанника дошкольного отделения школы №149 Северного округа
    Семья шестилетней воспитанницы дошкольного отделения школы №1692 из Зеленограда
Лауреаты Московского городского конкурса «Дорожная азбука-2015»:
    Школа №960 Северо-Восточного округа
    Школа №1747 Северо-Западного округа
    Школа с углубленным изучением иностранных языков №1240 Пресненский Центрального округа
Первое место в конкурсе занял Центр образования №1858 Юго-Восточного округа, расположенный в районе Капотня. Школа, о которой педагоги и несколько поколений жителей второго, третьего, пятого кварталов Капотни говорят:  «Наш остров детства». Большое впечатление на экспертов произвели также заинтересованность детей, осмысленное изучение ими правил дорожного движения. В разговоре с детьми они узнали, что, например,  воспитанник детского сада Никита Г. хочет стать, когда вырастет, инспектором дорожно-патрульной службы. Он заразил своим интересом и педагогов группы, и товарищей. Дети активно обсуждают правила дорожного движения, спрашивают взрослых о смысле дорожной символики.
Второе место занял лицей №1598 Восточного округа - большой образовательный комплекс, сложно расположенный в районе Гольяново. К проектированию безопасной среды здесь подходят очень серьезно. Визитная карточка лицея в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - это грамотная реализация образовательной программы; создание новых условий для пребывания детей в расширенном социуме, заинтересованность и активность родителей воспитанников. Лицей №1598 уже несколько лет работает городским координатором долгосрочной межведомственной акции «Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения», направленной на воспитание сознательного отношения к правилам дорожного движения среди самых юных жителей столицы - детей дошкольного возраста и их родителей, дедушек и бабушек. Лицей аккумулирует и активно распространяет опыт московских образовательных организаций, интерактивные формы обучения детей нормам и правилам поведения пешеходов и пассажиров.
Третье место заняли две очень разные образовательные организации - школа №2075 Троицкого и Новомосковского округов и школа №463 имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева Южного округа. Школа №2075 на Красной Пахре - это восемь структурных подразделений, расположенных в 4 поселениях новой Большой Москвы, средняя удаленность между которыми составляет 7 км. Образовательная среда школы динамично развивается с учетом сложной инфраструктуры дорожной безопасности нашего растущего города. Сфера влияния школы №463 имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева в области культуры дорожной безопасности распространяется на весь район Нагатинский Затон: на обучающихся и их родителей, на все местное сообщество. Заслугой педагогического коллектива стало появление новых дорожных знаков, пешеходных переходов, создание интерактивных маршрутов, например, в Музей-заповедник «Коломенское». У школы большие планы на будущее. Судя по увлеченности коллектива, они осуществятся в ближайшее время.
Особое место в конкурсе 2015 года занимала номинация «Москва - территория без опасности». Образовательные организации показали направления формирования уникального паспорта безопасности для каждой образовательной организации с учетом структуры ее ресурсов для развития обучающихся, потребностей местного сообщества, особенностей района. Номинантами стали школа №1238 Западного округа (район Ново-Переделкино) и школа №2006 Юго-Западного округа (район Северное Бутово).
Московские образовательные организации смогли заинтересовать родителей - значимых для детей взрослых обучением детей безопасному поведению. Лучшие семейные видеофильмы были отмечены в номинации «Вместе мы по городу идем» (школа №149 Северного округа и школа №1692 Зеленограда). Грамотами Госавтоинспекции и памятными подарками были награждены юные режиссеры и авторы детско-родительских проектов по дорожной безопасности, созданные совместно воспитанниками дошкольных отделений школ, их старшими братьями и сестрами, мамами и папами.
Перспектива развития содержания «Дорожной азбуки» - установление взаимосвязи в развитии образовательной и социокультурной среды школ и инфраструктуры дорожной безопасности.

Татьяна АЛИЕВА,
Галина УРАДОВСКИХ, Московский институт развития образования;
Наталья РОНЖИНА, колледж связи №54