Рано кричать АУ!

Принципиально важным в проекте Концепции, как отмечают ректоры, стало предложение о преобразовании государственных образовательных учреждений, в управлении которыми принимает участие Российская Федерация, в иные организационно-правовые формы, в частности в автономные учреждения. Руководители российских вузов предполагают, что такая форма поможет сохранить государственные высшие учебные заведения.

Членам совета Российского союза ректоров был предложен проект закона «Об автономных учреждениях». Что принципиально важно в этом законопроекте?

Решение о создании АУ будет приниматься на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, установленном Правительством РФ, на базе имущества субъекта РФ или муниципалитета соответственно по решению органа госвласти субъекта или органа местного самоуправления в пределах их компетенций. Может ли при этом муниципальное учреждение быть преобразовано в автономное? Может, но при условии, что граждане не лишатся своих прав на бесплатное медобслуживание и бесплатное образование.

Учредитель АУ может быть только один: или Российская Федерация, или субъект РФ, или муниципальное образование - это зависит от того, кто собственник имущества, на базе которого создается АУ. Процесс управления должен выстраиваться в соответствии с уставом, по уставу же создаются попечительский совет, ученый или художественный совет, а также назначается руководитель учреждения. Причем высшим органом АУ является именно попечительский совет, в котором на общественных началах должны работать не менее трех и не более одиннадцати членов - представителей органов исполнительной власти соответствующего уровня, общественности, в том числе граждане, имеющие заслуги и достижения в той или иной сфере деятельности. Назначение членов попечительского совета относится к компетенции учредителя, а выборы председателя совета - право самого совета. Причем председатель должен заключить трудовой договор с руководителем АУ.

У попечительского совета, по мнению авторов законопроекта, очень много обязанностей: рассматривать предложения о внесении изменений и дополнений в устав АУ, о его реорганизации или ликвидации, создании филиалов и представительств, об учреждении других юридических лиц; составлять план финансово-хозяйственной деятельности и отчетов о его исполнении, годовой баланс АУ; обсуждать предложения руководителя АУ о совершении крупных сделок с имуществом учреждения или сделок, в отношении которых имеется конфликт интересов, а также о совершении сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которым АУ не может распоряжаться без согласия собственника. Совет выдает рекомендации, а учредитель принимает решение с учетом этих рекомендаций.

Пожалуй, впервые в образовательном законодательстве появляется в такой формулировке пункт о крупных сделках, связанных с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, принятием иных обязательств, а также с отчуждением или обретением имущества, которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно. Сделка будет признана крупной, если ее цена либо стоимость отчуждаемого или обретаемого имущества превышает 5 процентов балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности. Положение о крупных сделках, как представляется, поможет в борьбе с коррупцией, поскольку руководитель АУ будет нести ответственность за размер убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований закона.

Чрезвычайно интересна статья о сделках с заинтересованностью. В самом деле, мы знаем множество случаев, когда именно частные интересы определяют то, состояться сделке или нет и какой ей быть. Так вот, в АУ может возникнуть конфликт интересов. Заинтересованными лицами могут быть члены попечительского совета, руководитель АУ и его заместители в том случае, когда они сами или их родственники имеют интерес в сделке, если они сами получают выгоду, становятся посредниками в сделке между заинтересованными лицами или представляют их интересы. Закон потребует, во-первых, чтобы сделка была загодя одобрена попечительским советом (заинтересованные члены в голосовании участия не принимают). Во-вторых, если большинство членов попечительского совета - лица заинтересованные, чтобы решение об одобрении принимал учредитель. Тот, кто знал о сделке, был в ней заинтересован, но не заявил об этом и нанес тем самым ущерб АУ, понесет ответственность независимо от занимаемой должности. Такой порядок представляется весьма справедливым, ибо мы знаем множество примеров, когда частный интерес наносит существенный (чаще всего материальный) ущерб вузу. При этом ректор, по сути ставший единоличным руководителем, порой никакой ответственности за содеянное не несет.

Самым важным в законопроекте является пункт, предусматривающий право АУ на распоряжение имуществом, в том числе недвижимым, которое приобретено им на внебюджетные средства. Это важно потому, что вузы на заработанные деньги уже построили новые корпуса, создали лаборатории, центры. «Учительская газета» неоднократно приводила мнение ректоров о несправедливости положения, в которое попадают вузы. Они заработали деньги, не получая стопроцентного финансирования от государства, сумели приумножить собственность, но в соответствии с законом № 122 ею может распорядиться любой чиновник, ибо эта собственность собственностью вуза не считается. Еще одно важное положение: АУ сможет самостоятельно распоряжаться доходами, а собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от деятельности АУ и использования его имущества. Для вузов - это несомненное благо.