Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени педагогических и иных работников

Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности рабочего времени и особенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, других педагогических и иных категорий работников образовательных учреждений, являются:
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273‑ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601; приказ №1601);
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», зарегистрированным Мин­юстом России 26 июля 2006 г., регистрационный №8110 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени; приказ Минобрнауки России №69);
- постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», зарегистрированное Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный №4963 (далее - постановление Минтруда России №41).
Настоящий комментарий связан прежде всего с применением положений приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601, регулирующих в зависимости от занимаемых педагогическими работниками должностей и (или) специальностей с учетом особенностей их труда продолжительность их рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, а также случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.
Как следует из приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601, основанием для его принятия является статья 333 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), а также пункт 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. №466 (с изменениями и дополнениями), в котором закреплено полномочие по регулированию всех перечисленных выше вопросов.
Необходимо отметить, что положения приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601, связанные с вопросами продолжительности рабочего времени (нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, с порядком определения учебной нагрузки учителей и преподавателей, с основаниями ее изменения, а также со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки, обеспечивают стабильность правового регулирования перечисленных трудовых прав работников, поскольку основаны на положениях ранее действовавших нормативных правовых актов (на основе приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075, типового положения об общеобразовательном учреждении, предусматривавшего порядок установления и изменения учебной нагрузки учителей, а также типовых положениях об учреждениях среднего или высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, определявших верхние пределы учебной нагрузки преподавателей).
Принимая во внимание, что от фактического объема учебной нагрузки учителей и преподавателей или объема педагогической работы других педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, зависит размер их заработной платы, то настоящие комментарии наряду с разъяснениями положений приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601, а также других, непосредственно связанных с ним нормативных правовых актов, содержат, кроме того, разъяснения по применению соответствующих механизмов, которые следует использовать при исчислении заработной платы педагогических работников в зависимости от их должности.


Понятие сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников

Часть первая статьи 333 ТК РФ предусматривает, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Одновременно частью третьей этой же статьи (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185‑ФЗ) установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не может являться единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени, как иногда неправомерно трактуется данное положение, предусмотренное ст. 333 ТК РФ, поскольку конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) зависит от занимаемой должности и особенностей труда педагогического работника.
Определять для педагогических работников конкретную продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) в зависимости от занимаемых ими должностей Правительство РФ уполномочило Минобрнауки России, которое реализовало данное полномочие путем издания приказа от 22 декабря 2014 г. №1601.
Важно отметить, что Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678, в сфере образования используется 40 наименований должностей педагогических работников, из которых только 4 наименования применяются в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Остальные 36 наименований должностей педагогических работников применяются в различных организациях, осуществляющих на основании лицензии образовательную деятельность.
Поскольку труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных учреждениях, с различным контингентом обучающихся и воспитанников, законодатель обусловил установление педагогическим работникам продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы) именно в зависимости от занимаемой должности и особенностей их труда.
Характерно также, что согласно части третьей статьи 333 ТК РФ в зависимости от должности и особенностей труда для одних педагогических работников устанавливается продолжительность рабочего времени, а для других - нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Исходя из этого, пунктом 2 приложения 1 к приказу №1601 установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается определенная продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Продолжительность рабочего времени установлена педагогическим работникам, которые замещают должности, поименованные в пунктах 2.1 и 2.2, а нормы часов за ставку заработной платы - замещающим должности, поименованные в пунктах 2.3‑2.8 приложения 1 к приказу №1601.


Педагогические работники, по должностям которых установлена продолжительность рабочего времени 36 или 30 часов в неделю

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю (п. 2.1 приложения 1 к приказу №1601) установлена:
    лицам из числа профессорско-преподавательского состава, к которым в гражданских организациях высшего образования относятся должности ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой;
    старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
    педагогам-психологам;
    социальным педагогам;
    педагогам-организаторам;
    мастерам производственного обучения;
    старшим вожатым;
    инструкторам по труду;
    педагогам-библиотекарям;
    методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
    тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
    руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
    преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
    инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Следует заметить, что по большинству перечисленных должностей продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов в неделю, установлена независимо от того, в каких организациях, осуществляющих образовательную деятельность, выполняется педагогическая работа, тогда как в отношении отдельных должностей педагогических работников предусматриваются существенные уточнения.
Так, в отношении старших воспитателей уточнение связано с тем, что в иных организациях по этой должности устанавливается меньшая продолжительность рабочего времени.
В отношении должности «руководитель физического воспитания» уточняется, что такая должность может предусматриваться только в штатных расписаниях организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, исходя из чего такая должность не может вводиться в дошкольных образовательных организациях, как это неправомерно в ряде случаев практикуется.
Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю (п. 2.2 приложения 1 к приказу №1601) установлена:
    старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых старшим воспитателям установлена 36‑часовая продолжительность рабочего времени).
К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в которых старшим воспитателям устанавливается продолжительность рабочего времени, составляющая 30 часов в неделю, относятся:
- организации, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- общеобразовательные организации, где созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня;
- учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме домов ребенка);
- организации, в том числе санаторные, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией или иными заболеваниями;
- другие организации сферы образования, штатные расписания которых предусматривают такие должности;
- медицинские организации, организации социального обслуживания, осуществляющие образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Педагогические работники, по должностям которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы

В зависимости от должности и особенностей труда педагогическим работникам установлены следующие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы:
√    20 часов в неделю (п. 2.3 приложения №1 к приказу 1601):
    учителям-дефектологам;
    учителям-логопедам;
√    24 часа в неделю (п. 2.4 приложения 1 к приказу №1601):
    музыкальным руководителям;
    концертмейстерам;
√    25 часов в неделю (п. 2.5 приложения 1 к приказу №1601):
    воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья;
√    30 часов в неделю (п. 2.6 приложения 1 к приказу №1601):
    инструкторам по физической культуре;
    воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее - медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 приложения 1 к приказу №1601);
√    36 часов в неделю (п. 2.7 приложения 1 к приказу №1601):
    воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 приложения 1 к приказу №1601);
√    18 часов в неделю (п. 2.8.1 приложения 1 к приказу №1601):
    учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);
    преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
    педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;
    тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
    логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
    учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
    преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы);
√    720 часов в год (п. 2.8.2 приложения 1 к приказу №1601):
    преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 приложения 1 к приказу №1601), и по основным программам профессионального обучения.
Следует учесть, что для всех педагогических работников (за исключением педагогических работников, предусмотренных подпунктами 2.8.1 и 2.8.2 пункта 2.8 приложения 1 к приказу №1601) нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы одновременно являются и их рабочим временем. При увеличении или уменьшении объема педагогической работы против установленных норм часов за ставку заработной платы продолжительность их рабочего времени (как и размер заработной платы) увеличивается или уменьшается.
Особенности регулирования по применению норм часов за ставку заработной платы установлены для педагогических работников, поименованных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 пункта 2.8 приложения 1 к приказу №1601.
Установлено, что нормы часов учебной (преподавательской) работы для учителей, преподавателей, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей являются лишь нормируемой частью их педагогической работы, поскольку согласно квалификационным характеристикам их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением учебной (преподавательской, тренировочной) работы, в связи с чем ставки заработной платы выплачиваются за выполнение всей педагогической работы, входящей в должностные обязанности указанных педагогических работников.
Согласно квалификационным характеристикам перечисленные в указанных выше пунктах педагогические работники выполняют помимо учебной (преподавательской, тренировочной) работы обязанности, предусмотренные как в разделе «Должностные обязанности», так и в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 №69.
Для выполнения перечисленных в п. 2.3 данного положения видов педагогической работы (участие в деятельности педагогических и иных советов, методических объединениях, других формах методической работы, осуществление связи с родителями, проведение родительских собраний и т. п.) четких границ и норм времени не установлено, поскольку большая часть такой работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.
Кроме того, педагогические работники с их согласия могут выполнять дополнительную педагогическую работу на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, проверка письменных работ и др.), которая также не предусматривает конкретные нормы времени для их выполнения.
Оснований для установления норм времени по выполнению перечисленных выше видов работ, искусственно увеличивающих ежедневную продолжительность рабочего времени педагогических работников сверх нормируемой ее части, связанной с учебной (преподавательской, тренировочной) работой, не имеется. Исключением являются нормы времени, определенные Положением об особенностях режима рабочего времени для дежурств педагогических работников в период осуществления образовательного процесса.


Отличия оплаты труда педагогических работников на основе ставок заработной платы от оплаты труда по должностным окладам

Оплата труда педагогических работников на основе ставок заработной платы
Приложение 1 к приказу №1601 по должностям педагогических работников, которым установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, содержит в примечаниях ряд существенных уточнений.
Так, следует учесть, что в соответствии с пунктом 1 примечания перечисленные в нем виды педагогической работы включаются в рабочее время не всех педагогических работников без исключения, а в зависимости от занимаемой должности, что определяется должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом.
Поскольку должностные обязанности педагогических работников определены квалификационными характеристиками, то их конкретизация в отношении каждого педагогического работника осуществляется трудовыми договорами или должностными инструкциями.
В пункте 2 примечаний содержатся уточнения, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы для всех педагогических работников устанавливаются в астрономических часах, включающих по должностям педагогических работников, предусмотренным пунктом 2.8 приложения 1 к приказу №1601, короткие перерывы (перемены), а также динамическую паузу.
В примечаниях содержится также механизм исчисления заработной платы в месяц за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическими работниками с их письменного согласия сверх норм часов, установленных за ставку заработной платы, либо ниже таких норм.
Так, примечанием 3 прежде всего установлено, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и нормы часов учебной (преподавательской) работы являются расчетными величинами, которые применяются для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
В соответствии с примечанием 4 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическими работниками сверх установленной за ставку заработной платы нормы часов либо ниже такой нормы, оплату следует производить из установленных им в месяц размеров ставок заработной платы пропорционально фактически определенным объемам педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.
Примеры.
1. Учителю при тарификации на новый учебный год с его письменного согласия установлен объем учебной (преподавательской) работы 27 часов в неделю. Месячный заработок этого учителя за учебную (преподавательскую) работу должен быть рассчитан путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 27 (фактический недельный объем учебной нагрузки) и деления полученного результата на 18 (норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы).
2. Воспитатель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, согласился на постоянной основе работать один с детьми в группе общеразвивающей направленности, функционирующей при пятидневной рабочей неделе по 10,5 часа в день. В неделю фактический объем педагогической работы составит 52,5 часа. Месячный заработок этого воспитателя за педагогическую работу должен быть рассчитан путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 52,5 (фактический недельный объем педагогической работы) и деления полученного результата на 36 (норма часов педагогической работы в неделю, за которую воспитателям выплачивается ставка заработной платы).
Исключением для воспитателей являются случаи, когда выполнение ими работы за пределами рабочего времени (смены) осуществляется по инициативе работодателя, которая квалифицируется как сверхурочная работа и относится к выполнению работ в условиях, отклоняющихся от нормальных. К такой работе, к примеру, могут быть отнесены случаи привлечения работодателем воспитателей дошкольных групп к работе сверх установленного рабочего времени (смены) при неявке сменяющего работника или родителей, то есть когда работник не может оставить рабочее место и выполняет педагогическую работу без перерыва после окончания смены. Такая работа компенсируется в порядке, предусмотренном статьей 152 ТК РФ, то есть оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
3. Музыкальный руководитель работает с 8 группами детей в организации, реализующей дошкольную образовательную программу. На каждую группу детей организация предусматривает по 0,25 единицы должности музыкального руководителя, поскольку применяет штатный норматив, предусмотренный Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утвержденными постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. №88.
Исходя из того, что 1 должность музыкального руководителя согласно указанным нормативам будет устанавливаться на каждые 4 группы, то общий объем педагогической работы для музыкальных руководителей на 8 групп составит 48 часов в неделю: 24 (норма часов за ставку заработной платы музыкального руководителя в неделю) : 4 x 8 (кол-во групп в организации) = 48.
Если музыкальный руководитель с его согласия работает один со всеми 8 группами, то месячный заработок этого музыкального руководителя за педагогическую работу должен быть рассчитан путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 48 (фактический недельный объем педагогической работы) и деления полученного результата на 24 (норма часов педагогической работы в неделю, за которую музыкальному руководителю выплачивается ставка заработной платы).
4. Преподавателю образовательного учреждения, реализующего образовательную программу среднего профессионального образования, при норме часов педагогической работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлен годовой объем учебной (преподавательской) работы, составляющий 1200 часов. Заработная плата такого преподавателя за учебную (преподавательскую) работу определяется на начало учебного года в виде средней месячной заработной платы путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему фактический объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки, составляющей 72 часа.
Исчисленная таким образом заработная плата преподавателя за учебную (преподавательскую) работу выплачивается ежемесячно независимо от ее объема в каждом учебном месяце.

Оплата труда на основе должностных окладов
Должностные оклады (оклады) - это фиксированные размеры оплаты труда работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
На основе должностных окладов осуществляется оплата труда педагогических работников, для которых установлены не нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, а продолжительность рабочего времени.
Понятие «должностной оклад» не применяется для исчисления заработной платы педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в зависимости от объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.
Если же педагогическим работникам выплачиваются должностные оклады за установленную продолжительность рабочего времени, составляющую 30 или 36 часов в неделю (должности педагогических работников, поименованные в пунктах 2.1.и 2.2 приложения 1 к приказу №1601), то при привлечении их по инициативе работодателей для выполнения работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период), такая работа квалифицируется как сверхурочная и компенсируется:
- либо в виде оплаты в повышенном размере в порядке, установленном за сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ);
- либо путем предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, если работник включен в перечень работников с ненормированным рабочим днем.
По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В соответствии со статьей 99 ТК РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.


Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 в соответствии со статьей 333 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185‑ФЗ) утвержден также порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения и случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников (далее - Порядок).
Порядок регулирования указанных вопросов определен в приложении 2 к приказу №1601, структурирован по семи главам, в которых по должностям педагогических работников или группе должностей в зависимости от особенностей их труда определяются правила определения и изменения учебной нагрузки, особенности ее регулирования, а также случаи установления верхних ее пределов, основанные на нормах, содержавшихся ранее в типовых положениях о соответствующих типах образовательных учреждений.
В главе I содержатся общие принципы, применяемые при определении учебной нагрузки педагогических работников, основания для ее изменения по инициативе работодателя либо по соглашению сторон.
За учебную нагрузку педагогических работников принимается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) (далее - учебный год) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 1.3 приложения 2 к приказу №1601).
Установленный объем учебной (преподавательской) работы, то есть учебной нагрузки, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 1.4 приложения 2 к указанному приказу).
Учебная нагрузка является количественной обязательной составляющей трудовой функции учителя, преподавателя, педагога и старшего педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора с вытекающими отсюда правовыми последствиями (изменение только по соглашению сторон трудового договора, за исключением перечисленных ниже случаев).


Основания для изменения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре педагогического работника

Пунктами 1.5 и 1.6 приложения 2 к приказу №1601 установлены ограничения по изменению установленного педагогическим работникам (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава) объема учебной нагрузки в сторону ее снижения по инициативе работодателя.
Из указанных пунктов следует, что основанием для изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения по инициативе работодателя могут являться только случаи, связанные с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
При этом указанные основания применяются работодателем для снижения педагогическим работникам установленного объема учебной нагрузки, который может повлиять на размер их заработной платы после соблюдения процедуры уведомления не менее чем за два месяца:
    в текущем учебном году - только в отношении педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения 1 к приказу №1601;
    на следующий учебный год - в отношении всех педагогических работников, указанных в пункте 2.8 (т.е. подпунктах 2.8.1 и 2.8.2) приложения №1 к приказу №1601.
Неприменение оснований для снижения установленного объема учебной нагрузки в текущем учебном году по инициативе работодателя в отношении педагогических работников, указанных в пункте 2.8.2, т.е. преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств, и по основным программам профессионального обучения, обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 4.7 приложения 2 к приказу №1601 до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, указанным преподавателям выплачивается средняя месячная заработная плата, которая определяется на начало учебного года.
В остальных случаях в соответствии с пунктом 1.7 приложения 2 к приказу №1601 временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме.
Об изменении объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора (пункт 1.8 приложения 1 к приказу №1601).
Учитывая, что о предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с учебной нагрузкой, а также о вызвавших их причинах работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение объема учебной нагрузки на новый учебный год необходимо осуществлять до ухода педагогических работников в отпуск, чтобы заранее было известно, с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебного году. До ухода в отпуск определение учебной нагрузки необходимо в целях своевременного уведомления педагогических работников о возможном ее изменении в сторону снижения по основаниям, предусмотренным пунктом 1.6 приложения 2 к приказу №1601.
Если учебную нагрузку на новый учебный год устанавливать только после выхода педагогических работников из отпуска, то при невозможности обеспечения по указанным выше причинам ее прежнего объема работодатель обязан будет сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда не менее двух месяцев (т.е. в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении учебной нагрузки).


Участие выборного органа первичной профсоюзной организации при установлении учебной нагрузки учителям и преподавателям

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1.9 приложения 2 к приказу №1601 локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Данное положение предусмотрено с учетом того, что объем учебной нагрузки лиц, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, является основой для определения размера оплаты их труда и в обязательном порядке должен включаться как необходимый элемент в систему оплаты труда педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, также принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, к которому относится первичная профсоюзная организация.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта определен статьей 372 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (при принятии, например, локального нормативного акта об установлении учителям и преподавателям объема учебной нагрузки, от которого зависит размер их заработной платы), перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.


Особенности определения учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, основания ее изменения

Особенности определения учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, определены в главе II приложения 2 к приказу №1601.
Учебная нагрузка учителей (так же, как ранее это предусматривалось типовым положением об общеобразовательном учреждении) определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 2.1 приложения 2 к приказу №1601), и не ограничивается верхним пределом, в связи с чем в главе VII приложения 2 к приказу №1601 положения об этом отсутствуют.
Такой же порядок определения учебной нагрузки применяется для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, избравших для исчисления оплаты их труда за фактический объем учебной (преподавательской) работы норму часов за ставку заработной платы, составляющую 18 часов в неделю.
К этим организациям относятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта. К ним могут относиться и организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности.
В соответствии с пунктом 2.2 приложения 2 и примечанием 4 приложения 1 к приказу №1601 для отдельных учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, предусмотрены гарантии по выплате ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы (т.е. до 18 часов в неделю) другой педагогической работой.
Выплата ставки заработной платы в полном размере на указанных условиях гарантируется следующим учителям:
- 1-4‑х классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
- 1-4‑х классов, не имеющим необходимой подготовки для ведения уроков русского языка, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;
- русского языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;
- физической культуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в сельских населенных пунктах;
- иностранного языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
Если перечень оснований для выплаты учителям ставки заработной платы в полном размере при отсутствии у них учебной нагрузки в объеме 18 часов в неделю непосредственно предусмотрен пунктом 2.2 приложения 2 к приказу №1601, то формы догрузки учителей другой педагогической работой непосредственно этим приказом не определены, в связи с чем работодатель определяет их самостоятельно, но с учетом положений пункта 2.5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69.
В соответствии с пунктом 2.5 указанного Положения для оплаты труда учителей в размере не ниже месячной ставки заработной платы формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, внеклассной работы по физическому воспитанию, другая педагогическая работа в объеме, который в счет догрузки не должен превышать количества часов, не достающего до 18 часов в неделю.
Если формой догрузки, к примеру, учителей начальных классов до установленной недельной нормы часов служит педагогическая работа в группе продленного дня (далее - ГПД), то для сохранения за ними полной ставки заработной платы, установленной по должности учителя, эта работа в счет догрузки не должна превышать количества часов в неделю, которого не достает до 18 часов, независимо от того, за какую норму часов педагогической работы в неделю устанавливается ставка заработной платы воспитателям ГПД.
Если, к примеру, у учителей I-IV классов, не ведущих преподавание отдельных учебных предметов (из числа перечисленных в пункте 2.2 приложения 2 к приказу №1601), оставшийся объем учебной нагрузки в неделю составит 16, 14 или менее часов, то работодатель для обеспечения гарантии выплаты учителям ставки заработной платы в полном размере вправе догрузить их педагогической работой в ГПД лишь в объеме соответственно 2, 4 или иного количества часов в неделю, не достающего до 18, с выплатой полной месячной ставки заработной платы, установленной по должности учителя.
В том случае, когда учителя начальных классов, догруженные до 18 часов в неделю работой в качестве воспитателя группы продленного дня, будут выполнять (с их согласия) работу воспитателя в ГПД в объеме, превышающем необходимое в счет догрузки до 18 количество часов в неделю, отработанное в ГПД время, но уже в должности воспитателя подлежит дополнительной оплате в порядке и на условиях, установленных для воспитателя в ГПД (напомним, что ставка заработной платы воспитателей в ГПД устанавливается за 30 часов в неделю).
Следует при этом иметь в виду, что педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении на должностях с различными наименованиями в соответствии с пунктом 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не является совместительством и должна быть дополнительно оплачена. При этом необходимо учесть, что педагогическая работа в большем объеме в одноименных должностях является педагогической работой сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, которая согласно указанному приказу также не является совместительством, но оплачивается пропорционально объему педагогической работы, учебной (преподавательской) работы, как это предусмотрено примечанием 4 приложения 1 к приказу №1601 (см. примеры в разделе «Оплата труда педагогических работников на основе ставок заработной платы» настоящего комментария).
Оформление выполнения учителями наряду со своими обязанностями педагогической работы в должности с другим наименованием (в данном случае воспитателя в ГПД) осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться педагогическая работа, ее содержание, объем и размер оплаты.
Положениями главы II приложения 2 к приказу №1601 предусматривается также сохранение гарантий по выплате заработной платы в определенном размере для учителей, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка снижается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года.
Применение гарантий по оплате труда учителей в случае снижения у них учебной нагрузки в течение учебного года по независящим от них причинам осуществляется по истечении двухмесячного срока со дня письменного уведомления работодателем учителей о снижении учебной нагрузки, содержащего сведения о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, в пределах оснований, предусмотренных пунктом 1.5 приложения 2 к приказу №1601.
Следует отметить, что в соответствии с главой III приложения 2 к приказу №1601 определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, а также ее изменение осуществляются с учетом особенностей реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки применительно к положениям главы II приложения 2 к приказу №1601, если имеются схожие основания для их применения.


Особенности определения учебной нагрузки преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, основания ее изменения

В главе IV приложения 2 к приказу №1601 предусмотрены особенности определения учебной нагрузки, обеспечивающие стабильность правового регулирования вопросов установления учебной нагрузки и исчисления в зависимости от ее фактического объема заработной платы преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, для которых норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы составляет 720 часов в год.
Так, сохранено положение об определении объема годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев, которая при этом на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется (пункт 4.1 приложения 2 к приказу №1601).
Таким образом, исходя из положений, предусмотренных главой IV приложения 2 к приказу №1601, работодатели в установленном порядке до начала учебного года определяют преподавателям объем учебной нагрузки, с учетом которого определяется их средняя месячная заработная плата путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный им объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Часовая ставка при этом определяется путем деления месячного размера ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа), образуемую путем деления годовой нормы часов за ставку заработной платы (720) на 10 (количество месяцев учебного года).
В соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 приложения 2 к приказу №1601 преподавателям в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно выплачивается средняя месячная заработная плата, установленная с учетом объема учебной нагрузки в начале учебного года, которая не зависит:
    от объема учебной нагрузки, выполняемого в каждом месяце учебного года;
    от случаев изменения объема учебной нагрузки в течение учебного года по независящим от них причинам в сторону ее снижения;
    от случаев уменьшения учебной нагрузки по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 приложения 2 к приказу №1601.
Сохранен порядок определения учебной нагрузки преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года (пункт 4.3 приложения 2 к приказу №1601), а также урегулирован вопрос об определении годовой учебной нагрузки преподавателям, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года (пункт 4.2 приложения 2 к приказу №1601).
При повышении размера ставки заработной платы средняя месячная заработная плата определяется путем умножения нового размера часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленной в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Сохранен порядок уменьшения учебной нагрузки преподавателей на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц годовой учебной нагрузки для случаев, предусмотренных пунктом 4.4 приложения 2 к приказу №1601 (т.е. когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением его в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной его нетрудоспособностью).
Пример. Преподаватель, имеющий годовую учебную нагрузку в объеме 1200 часов, вследствие болезни отсутствовал на работе в течение 1 месяца и 14 рабочих дней (полностью октябрь и 14 из 20 рабочих дней в ноябре).
Утвержденный этому преподавателю объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 204 часа, а именно:
- на 120 часов - за октябрь (полный месяц отсутствия на работе) независимо от количества часов, выполняемых в октябре по расписанию (1200 : 10 мес. учебного года);
- на 84 часа за 14 пропущенных по болезни рабочих дней в ноябре (120 (кол-во час. за октябрь) x 14 : 20 (общее кол-во рабочих дней в ноябре) = 84 часа (уменьшение учебной нагрузки за ноябрь).
Таким образом, уменьшенная годовая учебная нагрузка этого преподавателя составит 996 часов (1200 - (120 + 84)).
Оплата за часы преподавательской работы, данные сверх установленной на начало учебного года годовой учебной нагрузки при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, а также выполненные сверх уменьшенной учебной нагрузки по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 приложения 2 к приказу №1601, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации или уменьшенной по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 приложения 2 к приказу №1601.
Пример. В марте преподаватель полностью выполнил уменьшенную учебную нагрузку, которая была снижена по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 приложения 2 к приказу №1601, и стала составлять 996 часов. До конца учебного года выполнил дополнительно 100 часов (в апреле - 50, мае - 30 и июне - 20 часов).
За часы преподавательской работы помесячно за апрель, май, и июнь такому преподавателю может быть дополнительно выплачена заработная плата путем умножения размера установленной ему часовой ставки заработной платы соответственно на 50, 30, 20. Оплата за указанное дополнительное количество часов (50, 30, 20) может быть полностью произведена и в конце учебного года.
В случаях замещения отсутствующих преподавателей необходимо учесть, что если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала следует производить перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки применительно к порядку, предусмотренному для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года (пункт 4.3 приложения 2 к приказу №1601).
При применении главы IV приложения 2 к приказу №1601 при установлении учебной нагрузки преподавателей необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 7.1.1 приложения 2 к приказу №1601 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, установлен верхний предел учебной нагрузки в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году.
Особенности определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лиц, замещающих должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющих иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором

Главой V приложения 2 к приказу №1601 впервые федеральным нормативным правовым актом установлен порядок определения учебной нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Установлено, что указанным педагогическим работникам учебная нагрузка определяется на общих основаниях, в том числе с обеспечением учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохранения объема учебной нагрузки и преемственности преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 приложения 1 к приказу №1601.
Такие случаи, как было ранее отмечено, связаны с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов) либо обусловлены соглашением сторон трудового договора.
При этом сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
После установления учебной нагрузки учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, учебная нагрузка распределяется на указанный период между другими педагогическими работниками.
Пунктом 5.2 приложения 2 к приказу №1601 установлено, что определение учебной нагрузки педагогическим работникам на определенный срок осуществляется для выполнения ими учебной нагрузки на период замещения временно отсутствующих педагогических работников, а также на период временного замещения вакантной должности до приема на работу постоянного работника, т.е. в том случае, когда высвободившуюся учебную нагрузку работодатель не считает целесообразным распределять между педагогическими работниками организации для постоянного выполнения, желая, к примеру, предложить вакантную должность выпускнику вуза.
Из этого следует, что педагогические работники, выполнявшие учебную нагрузку временно, прекращают ее выполнение при выходе педагогического работника из отпуска по уходу за ребенком или при приеме постоянного работника на вакантную должность без уведомления об этом.
Определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, определенной трудовым договором (в том числе руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителями, другими работниками наряду со своей основной работой), осуществляется в порядке, предусмотренном главами I - IV и VI настоящего Порядка (пункт 5.3 приложения 2 к приказу №1601).
Особое внимание следует обратить на пункт 5.4 приложения 2 к приказу №1601, в котором урегулирован вопрос по оформлению выполнения учебной нагрузки лицами, выполняющими такую работу наряду с работой, определенной трудовым договором, т.е. наряду с работой в должности руководителя, заместителя руководителя, педагога-психолога и т. д.
Установлено, что оформление выполнения работы в указанных случаях осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.


Особенности определения учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения

Особенность определения и изменения учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (далее - преподаватели из числа ППС; должности ППС), состоит в том, что различия в объеме учебной нагрузки, не превышающем ее верхний предел, устанавливаемый по структурным подразделениям и должностям ППС, не влияют на размер заработной платы преподавателей из числа ППС в отличие от педагогических работников, для которых установлены нормы часов за ставку заработной платы.
На больший размер заработной платы за учебную (преподавательскую) работу, превышающую верхний ее предел, устанавливаемый локальным актом организации дифференцированно по должностям ППС по структурным подразделениям организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам, преподаватели из числа ППС у того же работодателя могут рассчитывать только в том случае, если:
    учебная (преподавательская) работа будет выполняться по совместительству в другой должности (в т. ч. с аналогичным наименованием), в свободное от основной работы время (т.е. за пределами 36‑часовой продолжительности рабочего времени) на условиях другого трудового договора, в объеме, не превышающем половины от верхнего предела учебной нагрузки, определяемого по должностям ППС в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 приложения 2 к приказу №1601;
    преподаватели наряду с работой, определенной трудовым договором, будут замещать должности преподавателей из числа ППС в порядке и на условиях, установленных статьей 60.2 ТК РФ, т.е. в порядке совмещения должностей или увеличения объема работы, что оформляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, где указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.
Особенность определения учебной нагрузки преподавателей из числа ППС заключается также в том, что верхний предел учебной нагрузки, предусмотренный главой 7 приложения 2 к приказу №1601, составляющий 900 часов в учебном году - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и 800 часов в учебном году - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, не может применяться к каждой должности ППС.
Основанием для этого является пункт 6.1 приложения 2 к приказу №1601, в соответствии с которым верхний предел учебной нагрузки устанавливается локальным нормативным актом организации дифференцированно по должностям ППС в пределах среднего объема учебной нагрузки по структурным подразделениям организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам (далее в данной главе - организация), с учетом обеспечиваемых ими направлений подготовки.
Пунктом 6.3 приложения 2 к приказу №1601 определено, что учебная нагрузка преподавателей из числа ППС включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, определенных в соответствующих положениях приказов Минобрнауки России, поименованных в указанном пункте.
В соответствующих пунктах приказов Минобрнауки России, перечисленных в пункте 6.3 приложения 2 к приказу №1601, предусматривается порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам высшего образования или по дополнительным профессиональным программам.
Пунктом 6.4 приложения 2 к приказу №1601 определяется, что за единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации образовательных программ.
Установлено также, что образовательная организация локальным нормативным актом самостоятельно определяет:
    нормы времени по видам учебной деятельности, предусмотренным в соответствующих пунктах приказов Минобрнауки России, поименованных в пункте 6.3 приложения 2 к приказу №1601, включаемых в учебную нагрузку педагогических работников (пункт 6.4 приложения 2 к приказу №1601);
    в зависимости от занимаемой должности ППС соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня) в пределах установленной продолжительности рабочего времени (пункт 6.5 приложения 2 к приказу №1601).
В целях оказания методической помощи организациям по определению норм времени как по видам учебной деятельности, так и по видам иной работы, входящей в должностные обязанности преподавателей из числа ППС в зависимости от занимаемой ими должности, стороны Отраслевого соглашения, заключенного 22 декабря 2014 г. между Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования на 2015-2017 годы, договорились разработать примерные нормы времени по видам той и другой деятельности при реализации образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования.
Что касается определения норм времени, включаемых в учебную нагрузку преподавателей из числа ППС при реализации образовательных программ в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, то они устанавливаются нормативными актами соответствующих федеральных государственных органов.


Установление верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников

Главой 7 приложения 2 к приказу №1601 для отдельных педагогических работников предусмотрены случаи установления верхних пределов учебной нагрузки.
Комментарии, связанные с применением в таких случаях верхних пределов учебной нагрузки, даются непосредственно в соответствующих главах приложения 2 к приказу №1601, определяющих особенности определения и изменения учебной нагрузки педагогических работников, к которым применяются верхние пределы учебной нагрузки.
Для педагогических работников, в отношении которых случаи установления верхних пределов учебной нагрузки главой 7 приложения 2 к приказу №1601 не установлены, они не могут вводиться со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления.


Особенности режима рабочего времени педагогических работников

При применении в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда положений, предусмотренных приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 №1601, необходимо одновременно руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69, поскольку регулирование продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников во многом непосредственно связано с особенностями регулирования режима рабочего времени педагогических работников.


Особенности режима рабочего времени педагогических работников в каникулярный период и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса)

Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, а также периодов отмены учебных занятий (образовательного процесса).
Периоды каникул, т.е. перерывы в учебных занятиях, предоставляемые для отдыха обучающихся, для работников образовательных учреждений к перерывам для отдыха не относятся, а являются для них рабочим временем, если каникулярные периоды одновременно не совпадают с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками работников.
Регулирование режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, осуществляется в соответствии с разделом IV Положения об особенностях режима рабочего времени, в соответствии с которым продолжительность рабочего времени педагогических работников изменению не подлежит.
Например, руководители образовательных учреждений, в том числе учреждений, на базе которых создаются оздоровительные лагеря, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период, не совпадающий с их отпуском, продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.
Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).
Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:
- раздел «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированным Мин­юстом России 6 октября 2010 г., регистрационный №18638;
- раздел IV Положения об особенностях режима рабочего времени.
Так, в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, необходимо исходить из того, что в указанные периоды учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.
Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.
Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки, которое педагогический работник имел до начала каникул.
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Несколько иной режим рабочего времени в каникулярный период определен для преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в связи с тем что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.
Указанные преподаватели в соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.
В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
К другим основаниям отмены учебных занятий, к примеру, могут быть отнесены периоды, связанные с проведением на базе образовательного учреждения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) по перечисленным и иным основаниям для работников также являются рабочим временем и не могут рассматриваться как простой, как иногда необоснованно пытаются квалифицировать указанные периоды.
За время работы в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса), как и в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающие с отпуском работников, оплата труда учителей и других педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Привлечение к работе в каникулярные периоды, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т.е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном ст. 104 ТК РФ.


Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней

При решении вопроса о продолжительности работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней необходимо руководствоваться статьей 95 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Следует учесть, что данная норма распространяется на всех работников, в том числе и на педагогических работников, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
В то же время, принимая во внимание, что режим рабочего времени отдельных категорий педагогических работников имеет свои особенности, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2015 г. №1601 рабочее время учителей, преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, состоит из нормируемой части (18 часов в неделю либо 720 часов в год) и части рабочего времени, не имеющей четких границ.
Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, является установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и др.
Другая часть педагогической работы указанных работников, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой и др.).
Учитывая эту особенность рабочего времени учителей, преподавателей организаций, реализующих соответствующие образовательные программы среднего профессионального образования, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, вряд ли возможно накануне нерабочих праздничных дней применять сокращение на один час к части их рабочего времени, связанной с преподавательской работой. По всей видимости, накануне праздничных дней следует ограничить привлечение указанных работников к другой части их педагогической работы, которая может увеличить их рабочее время по сравнению с учебной нагрузкой, предусмотренной расписанием занятий.
В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в нерабочий предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Статьей 95 ТК РФ установлено также, что накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

__________________
    Пункт 2.5 Положения применяется с учетом приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», принятого взамен приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075. Пункт 2.6. применяется с учетом п. 10.10 СанПиН 2.4.2. 2821‑ 10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010 г., зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993 (в ред. изменений, утв. постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ №85 от 29.06.2011 г. и №72 от 25.12.2013 г.). - Прим. авт.

    Применяется в части, не противоречащей законодательству, до принятия Минобрнауки России в соответствии с частью 7 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ нового нормативного правового акта, связанного с особенностями режима рабочего времени педагогических и иных работников сферы образования. - Прим. авт.

Вера ПОНКРАТОВА, эксперт Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования