«Сегодня число детей, посещающих школу, на несколько миллионов выше того показателя, которого можно было бы ожидать в случае сохранения тенденций 90‑х годов, - заявила генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. - Однако очень многое еще предстоит сделать».
В докладе, опубликованном за месяц до Всемирного форума по образованию, который состоится в Республике Корея, изложены достижения за последние 15 лет по всем шести целям: расширение системы дошкольного воспитания; обеспечение всеобщего начального образования; обеспечение равного доступа к обучению для молодежи и взрослых; снижение уровня неграмотности взрослых на 50 процентов к 2015 году; достижение гендерного равенства и повышение качества образования.
Что касается первой цели, связанной с расширением системы дошкольных учреждений, то ее удалось достичь в 47 процентах стран. В 2012 году в дошкольные учреждения было зачислено на две трети больше детей, чем в 1999 году.
Обеспечить всеобщее начальное образование удалось в 52% стран, 10% близки к реализации этой задачи, а остальным 38% еще очень далеко до достижения цели. В 2015 году начальное образование не смогут получить почти 100 миллионов детей в мире. При этом более трети детей, не посещающих школу, проживают в зонах, затронутых конфликтами.
Наполовину снизить уровень неграмотности среди взрослых к 2015 году смогли лишь 25 процентов стран. Во всем мире доля неграмотного взрослого населения сократилась с 18% в 2000 году до 14% в 2015 году, но это связано с взрослением образованной молодежи.
К 2015 году гендерный паритет в сфере образования будет обеспечен в 69 процентах стран. На уровне среднего образования этой цели достигнут лишь 48 процентов стран. Для девочек препятствием на пути к завершению обучения являются ранние браки и ранняя беременность.
Что касается повышения качества образования, то в докладе говорится, что с 1990 по 2012 год число учащихся в расчете на одного преподавателя в начальной школе сократилось в 121 из 146 стран. Однако, для того чтобы все дети могли обучаться в школе, необходимо дополнительно четыре миллиона учителей.
С 2000 года правительства многих стран значительно увеличили расходы на образование. Тем не менее нехватка средств остается главным препятствием на пути достижения целей в сфере образования на всех уровнях.