Пятидневка. Дети не будут перегружены, лишний день они проведут с родителями дома, может быть, родители уделят время их развитию - сводят в музей, на каток, смастерят скворечник... Старшеклассники получат еще один день на подготовку к поступлению в вуз, ведь те, кто выбрал обучение на старшей ступени, в 10-11-х классах, как правило, своей целью видят получение высшего образования. У учеников средней ступени будет полноценный выходной день, свободный от выполнения домашнего задания. В выходные дни можно будет посетить театр, выехать семьей на дачу, заняться любимыми делами, творческим развитием, спортом. К тому же во многих школах ученики сами себе устраивают выходной в субботу, посещаемость в этот день - от 40 до 80%.
В то же время неизбежно сокращение учебного плана на три часа. Забрать три урока в неделю у каждого ребенка - вроде бы и невелика потеря. Только нужно учитывать, что сокращать можно лишь часы, входящие в так называемый школьный компонент. Из четырех останется один. Как школе сохранить уникальность, свои особенности? Прежде всего это касается статусных учреждений - лицеев и гимназий. В свидетельстве об аккредитации у них написано, что они реализуют программы углубленного, профильного или расширенного характера. За счет чего им это будет удаваться?
А что касается учебной нагрузки - да, теперь будет пять дней по 6-7 уроков, которые будут заканчиваться в 15 часов, а потом еще домашнего задания опять на те же 6-7 уроков. Дополнительные занятия в кружках отменить? Все на субботу перенести?
Как бы не получилось так, что по прошествии лет десяти мы будем подводить горькие итоги: потерянное поколение. В субботу только маленькие дети, лет до 11, будут сидеть дома и собирать пазлы. Да и то сомнительно. Скорее, будут играть в компьютерные игры. Но уж точно не учить падежи... А что касается подростков, то компьютерные игры для них - это даже здорово. У них вообще возникает много интересных занятий и соблазнов, когда появляется свободное время. Исследования причин возникновения зависимостей однозначно показывают в качестве главной безделье. Соответственно, когда принимается решение освободить день, оно должно быть хорошо продуманным. Смогут ли принять столько подростков учреждения дополнительного образования, культуры и спорта?
Мнение родителей по вопросу пятидневки скорее эмоционально, они не владеют полной информацией. Требуются исследования, анализ опыта школ, которые уже перешли на пятидневку. Предлагаю коллегам поделиться своими размышлениями по этому сложному вопросу.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область