Для московских учителей Шолоховская весна началась с Открытой гуманитарной конференции, посвященной творчеству М.А.Шолохова, которая прошла 12 марта на базе школы №1623. В конференции приняли участие более 100 учителей-словесников Москвы, работающих в школах и колледжах, и более 80 их воспитанников. Для многих выступление с научным докладом было первым научным шагом. Конечно, все присутствовавшие понимали, как нелегко учителю, до пределов загруженному повседневной трудной работой, выбрать время для подготовки научного сообщения, требующего знакомства с работой предшественников, собственного осмысления научной проблемы, выбора аспекта преподнесения результатов своего изыскания. Форма конференции и сама тема дали возможность объединить учащихся и учителей вокруг творчества Михаила Шолохова. Опыт совместной конференции для учащихся и учителей довольно редкий, но, без сомнения, интересный и продуктивный. Публичное выступление учителей значительно укрепляет их авторитет как интеллигентных, образованных наставников, а ученикам такие выступления кроме углубления, расширения знаний дают опыт публичного выступления в профессиональной аудитории, но без всяких скидок на первые шаги можно констатировать, что конференция удалась.
Интересными были доклады учащихся школ №1270, 947, 1450, 1251, 947, 2032, колледжа РГГУ. Даже по тем темам, которые хорошо известны в шолоховедении (шолоховская библиография насчитывает много тысяч наименований и издана не в одном томе), авторы докладов - учителя - сумели найти новые аспекты преподнесения материала. Е.Кузнецова, учитель школы №1770, традиционную тему «Писатель и вождь» расширила до темы «Писатель и власть» да еще поделилась личными воспоминаниями о поездке в станицу Вешенскую, где их когда-то принимали жена писателя Мария Петровна Шолохова и старшая дочь писателя Светлана Михайловна. Нестандартность и глубина исследования отличали доклады Е.Сычевой «Роль образа деда Гришаки в романе «Тихий Дон» (школа №1623), О.Никульшиной «История создания и идейный замысел романа «Они сражались за Родину» (школа №629), Л.Ереминой «Шолоховский герой в огне Гражданской войны» (школа №556). Ново и неожиданно прозвучал доклад учителя школы №2116 Л.Терешковой о самом Шолохове, каким его видели близкие люди, коллеги, читатели, односельчане.
Т.Сафонова, учитель школы №1449, рассказала о том, как организовать работу в классе, чтобы выпускники прикоснулись к шолоховскому слову сначала на материале небольшого по объему текста из шолоховской публицистики, а, возможно, потом и на материале объемных романов писателя.
Стоит отметить, что на конференции, посвященной юбилею писателя, выступали не только учителя-словесники, но и учителя истории (А.Крутилина, школа №623), учителя музыки (Л.Бузько, школа №1623) и других специальностей. Для решения проблем интеграции предметов это объединение учителей разных предметов оценивают как очень перспективное. Многогранное творчество М.А.Шолохова дает возможность прикоснуться к науке в разных аспектах.
Наверное, добрые слова можно сказать о большинстве выступлений участников конференции. Наградой пришедшим на встречу было знакомство с известным шолоховедом Виктором Васильевичем Петелиным, доктором филологических наук, кандидатская диссертация которого «Человек и народ в романах М.А.Шолохова» (1961) была посвящена исследованию творчества писателя. С тех пор, чем бы ни занимался писатель и критик (В.Петелин - автор книг, посвященных людям, прославившим Россию: А.Н.Толстому, М.А.Булгакову, Ф.И.Шаляпину, фельдмаршалу Румянцеву, генералу Тотлебену, Д.Милютину), он все время писал о М.А.Шолохове: «Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения», «Михаил Шолохов в воспоминаниях современников» (в 2 т.); «Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Личность. Творчество. Хроника. 1905-1984». В течение долгого времени Виктор Петелин работал над письмами М.А.Шолохова. Письма писателя с комментариями исследователя были изданы в 2003 г. и вошли в качестве отдельного тома в последнее собрание сочинений писателя, изданное издательством «Советский писатель» и Московским государственным гуманитарным университетом имени М.А.Шолохова к 100-летию со дня рождения писателя. Итогом изучения творчества великого русского писателя стала энциклопедия «Михаил Александрович Шолохов», изданная Виктором Петелиным в 2011 году, которой были награждены участники конференции.
Перед участниками конференции выступила и Ольга Андреевна Давыдова, член Шолоховского центра, который в течение долгого времени (с момента присвоения университету имени М.А.Шолохова в 2000 году) плодотворно работал при МГГУ имени М.А.Шолохова, проводя Международные шолоховские конференции, издавая Шолоховские чтения, сборники научных публикаций. Ольга Давыдова - один из авторов Шолоховской энциклопедии, которая во многом стала итогом изучения творчества писателя в ХХ веке (2012), «Словаря языка Михаила Шолохова», созданного коллективом кафедры русского языка МГГУ имени Шолохова под руководством Е.Дибровой. Создание уникального словаря, которым пользуются исследователи творчества писателя во всем мире, было отмечено Международной шолоховской премией (2005).
Очень важно, что конференция дала возможность учащимся и учителям не только говорить о великом писателе, но и по-новому взглянуть и на литературу, и друг на друга. Ученики и учителя почувствовали себя коллегами-исследователями. Так рождаются доверие и уважение, которые теперь в дефиците и в обществе, и в школе, здесь же состоялась и встреча с учеными-исследователями. Шолоховеды высоко оценили доклады участников проведенной гуманитарной конференции и выразили надежду, что такие конференции станут традиционными.

Мнения по поводу

Т.САФОНОВА, школа №1449:
- Большое видится на расстоянии: все мы, учителя, до бесконечности заняты проверками, подготовкой, участием собственным и детским на всевозможных (нужных и ненужных) конкурсах. А еще весна. Скоро экзамены. Думаешь, что сил нет. Но участие в конференции заставило меня по-другому посмотреть на себя, на детей, на учителей, вообще на жизнь мою, школы. Я услышала настоящую речь учителя, плавную, захватывающую так, что сердце защемило: везет же ученикам! Я увидела молодых учителей, услышала их речь - уверенную, взволнованную. Я получила идеи для своих уроков, поняла, над чем мне еще надо работать. Общение с автором Шолоховской энциклопедии запомнится на всю жизнь. Я знаю, где буду использовать «дополнительные» произведения Шолохова - на уроках по русскому языку (тексты для изложений, диктантов, аргументации). Я всех авторов изучаю: у меня дети сдают ЕГЭ по литературе, а вот грамотно распределить учебный материал на уроки литературы и русского - большая работа, требующая вариативности от учителя, его обширной базы. Если честно, то я заменила сочинение в классе на работу по публицистике Шолохова - дала мини-сочинение или развернутый ответ (по выбору). Не думаю, что это хуже. Спасибо за то, что открыли лично для меня публицистику Шолохова, я поделилась открытием с детьми.

Н.АЛЕКСЕЕВА, школа №1228:
- Мне посчастливилось принять участие в Открытой гуманитарной конференции, посвященной творчеству М.А.Шолохова. Чем интересны такие мероприятия? Именно они дают нам возможность ознакомиться с творчеством коллег, именно с творчеством, так как иначе это назвать нельзя. Все доклады были познавательными, искренними, иначе и не могло быть, поскольку говорили о творчестве самого правдивого писателя ХХ века. Работа конференции проходила по секциям. Я приняла участие в секции №3. Признательна Департаменту образования, Московскому городскому Дому учителя за возможность участия в этом мероприятии, знакомство с исключительными педагогами, выступавшими на конференции, организатору конференции - школе №1623 - за достойную организацию конференции.
Доклады, как заметил руководитель секции №3 Б.Сайков, можно было разделить на два раздела: что изучать и как. Н.Воробьева выступила с докладом «Дети в произведениях М.А.Шолохова», подробно рассмотрела эту тему, сопоставив рассказы «Нахаленок», «Судьба человека», «Донские рассказы», презентация помогла нам еще и увидеть это воочию. Выступление «Человек в огне Гражданской войны» («Донские рассказы» М.А.Шолохова) Л.Ереминой было не менее интересным: на примере рассказов «Шибалково семя», «Родинка», «Чужая кровь» она показала нам, как можно заинтересовать темой Гражданской войны современного читателя. О.Никульшина ознакомила нас с историей романа М.А.Шолохова «Они сражались за Родину». Рассказывая в романе «Они сражались за Родину» о Сталинградской битве, которая стала переломным моментом войны, Михаил Шолохов показывает жестокость войны и героизм русского народа. Свою задачу и главную тему романа писатель обозначил так: «В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя - это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба». Доклад «Доступны ли духовные вершины героев Шолохова нашим современникам?» Т.Гилазовой вызвал просто восторг, потому что ответ был однозначно положительным, мы услышали работы учащихся колледжа, которые в своих эссе высказали мнения о героях прочитанных произведений и ответили на вопрос, зачем нужно читать произведения М.А.Шолохова. Заключительный доклад «Шолохов и православие» Н.Жиклаевой удивил своей оригинальностью, нестандартностью. Тема была раскрыта на примере романа «Тихий Дон», споры о котором не утихли и в наши дни. Обязательно возьму это для рассмотрения на своих уроках литературы. Могу сказать, что такие конференции дают нам превосходную возможность узнать об опыте коллег других школ, перенять его, поделиться своими наработками, зарядиться особой энергией для дальнейшей непростой, кропотливой работы с подрастающим нечитающим поколением.

Н.ВОРОБЬЕВА, Московский казачий кадетский корпус имени Шолохова №7:
- Шолоховская конференция - событие! Тематика работ по творчеству писателя, предложенная МГДУ, предоставляла неограниченный выбор, была возможность и самим сформулировать тему. Темы докладов, которые я слушала, позволяют сделать вывод о предпочтениях учителей, о том, что им ближе и дороже. На мой взгляд, уровень докладов был высоким, во всяком случае видна серьезная, глубокая исследовательская работа. Для меня большой удачей было увидеть и услышать Виктора Петелина - живого классика шолоховедения.

Т.ГИЛАЗОВА, колледж №21:
- Общения внутри профессионального сообщества всегда не хватает, ведь книга книгой, а живая передача интересных методов преподавания гуманитарных дисциплин дорогого стоит. Ответ на вопрос, что я смогу применить на практике из услышанного, - главная цель моего участия в такого рода конференциях. Всем участникам удалось поделиться теми методами и формами работы с творчеством писателя (в данном случае Шолохова), которые каждый сможет применить в своей работе. Курсы повышения квалификации «отдыхают».