Есть тревоги, страхи и угрозы, которые родители наших учеников видят при работе в Интернете и которые, как правило, связаны исключительно с двумя аспектами - физическим и психологическим, а также с теми исследованиями, на которые ссылаются родители, некоторые педагоги и СМИ, наблюдая деятельность ребят в сети Интернет.

Информация к сведению

Факторы угрозы, о которых говорят родители

Физические или, точнее, физиологические:
    зрение (спазмы аккомодации, потеря остроты зрения, синдром сухого глаза);
    влияние изучения на деятельность организма;
    эмоциональное перевозбуждение, нарушение сна.
Психологические:
    свертывание предметной и коммуникативной деятельности;
    формирование устойчивых зависимостей;
    замещение учебной деятельности игровой.


Первое, о чем говорят родители, - это возможное ухудшение зрения детей при работе в Интернете. За последние годы серьезно изменились устройства, и в 2015 году, наверное, не следует опираться на исследования, проведенные в конце XX века относительно возможных угроз здоровью тех устройств, которые существовали пятнадцать и даже пять лет назад. Кстати говоря, даже в исследованиях тех лет нет категорического отрицания или угроз вследствие использования современных технологий для образовательных целей.
Если мы обратимся к исследованиям 40-летней давности, то точно о таких же угрозах нашему зрению, как спазмы аккомодации, потеря остроты зрения, синдром сухого глаза, говорили наши офтальмологи и описывали такие причины этих угроз для зрения, как чтение лежа или чтение с фонариком, нынче те же угрозы они описывают как результат использования (или при использовании) электронных устройств. Сегодня, как и много лет назад, самым надежным средством сохранения зрения остается профилактика, которая может быть связана с самыми разными обстоятельствами, в том числе генетического свойства. Зарядку для глаз как часть общефизического развития ребенка сегодня никто не отменял. Это очень важно, это актуально, это один из способов развития ребенка, которым мы должны следовать в школе.
Еще одна важная проблема - это проблема использования мобильных телефонов. Могу сказать, что очень интересные спекуляции происходят вокруг этих исследований, связанных с мобильными телефонами. Самое удивительное - это цифры, которые приводят наши исследователи, говоря о том, что у пятидесяти процентов учащихся при этом резко снижается работоспособность, а у ста процентов снижается слух. На самом деле врачи, которые проводят регулярные ежегодные медицинские осмотры ребят, не дают таких показателей. Многие знают, что есть Нобелевская премия, а есть Шнобелевская премия, которую вручают за самые бесполезные исследования, проводимые с разными целями - либо чтобы доказать то, что и так очевидно, либо чтобы доказать то, чего нет в природе, часто такие исследования имеют заказной характер и связаны с лоббированием тех или иных интересов разных социальных и промышленных групп. Поэтому не стоит опираться исключительно на подобные исследования, которые, к сожалению, часто бывают распиарены в Интернете и СМИ.
Есть отечественное исследование «Мобильный телефон: вред или польза?», но оно скорее говорит о рациональном использовании телефона, в том числе и мобильного: «Работающий мобильник создает вокруг себя электромагнитное поле. Во время разговора под его влиянием оказывается мозг говорящего. Это влияние может создавать дополнительный риск ухудшения здоровья, связанный с развитием так называемых нейродегенеративных процессов. Современные научные данные позволяют прогнозировать в связи с этим в первую очередь ухудшение памяти, внимания, способности к обучению, снижение качества сна, развитие повышенной утомляемости, понижение скорости реакции. Ощутимые изменения в самочувствии могут наступить уже через год-два, если человек не будет придерживаться правил гигиены использования сотового телефона (минимизируйте время разговора, особенно это касается людей метеозависимых и имеющих заболевания центральной нервной системы: пользуйтесь всевозможными гарнитурами (наушники и микрофон), особенно это важно для детей; общее время разговора в день и для здоровых людей не должно превышать часа (идеально - 15 минут)». Все мы прекрасно понимаем, что человек, который говорит по мобильному телефону значительное количество времени, никакие другие функции в этот момент выполнять не может.
Следующее исследование - об использовании WiFi. Сколько угодно можно читать этот совершенно огромный ресурс, в котором есть исследование, проведенное БиБиСи и посвященное влиянию WiFi на здоровье человека, но интересно, что как бы ни разрабатывали эту проблему, какие бы цифры ни показывали наши ученые, тем не менее мощность сигнала WiFi все равно в 60 раз меньше той мощности, которая может считаться минимально опасной.
Сегодня много говорят о психологических факторах и угрозах. Да, действительно существует фактор зависимости, даже возникли такие виды зависимости, как телефономания, трудоголизм, шопоголизм, лудомания, зависимость от отношений, гемблинг, телемания, которые могут быть связаны в том числе и с устройствами современного типа. В 1995 году американский психиатр Айвен Голдберг шутливо, но очень прозорливо предложил термин «интернет-зависимость», или расстройство поведения с нарушением самоконтроля, не сходное по своей структуре с наркотической зависимостью, но значительно, и в основном отрицательно, влияющее на все сферы человеческой жизни (нарушения в социальной, эмоциональной и познавательной сферах). Другие, широко используемые в наши дни термины «компьютерная зависимость» и «патологическое использование компьютера» подразумевают более расширенное толкование проблем нерационального и безрассудного, максимально напряженного использования компьютера, нарушающих социальную адаптацию и коммуникацию, приносящих заметное разрушение психического и физического благополучия. Виноват ли компьютер в том, что возникает интернет-зависимость, - большой вопрос. На самом деле зависимость всегда формируют и среда, и воспитание, и вообще возможность для разнообразных видов деятельности как для ребенка, так и для взрослого. Даже если лишить человека, склонного к разного рода зависимости, Интернета, он найдет где применить эту свою тягу в любом другом месте. В этом смысле грамотное, эффективное использование учителем современных устройств и выступает как фактор, альтернативный привычному, или игровому, использованию компьютера, - не для игры, не только как центра коммуникаций, но прежде всего как средства обучения, как нового инструмента, который позволяет быстро находить информацию, с которым ты умеешь обращаться и понимаешь, какая   информация верная, полезная и правильная. Безусловно, это способ создания и хранения учителем собственных сценариев, возможность доступа к тому, что было изучено на уроке, из любой точки, где находится ребенок со своим устройством. То есть устройство ребенка играет роль рабочего места вместо школьной парты и портфеля.
  Что касается формальных возможностей, то очень часто задают вопросы по поводу выполнения санитарных норм и правил в учебном процессе. Не бывает так, чтобы на уроке двадцать минут шла непрерывная работа с экраном или мобильного устройства, или компьютера, или интерактивной доски. Между тем куда более 45 минут можно использовать электронные устройства разного типа для разных видов деятельности. Весь урок можно построить целиком на работе с электронными устройствами, и это не будет противоречить СанПиНам.

Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра