П​одавая заявку на участие в проекте «Школа новых технологий», мы ставили перед собой цель дополнить современными технологиями существующие в школе направления учебной и внеучебной деятельности.
Поскольку одним из приоритетов развития школы стало естественно-научное направление, то в первую очередь мы старались удовлетворить возросший спрос ребят и педагогов на высокотехнологичное оборудование, понимая, что оно может стать технической площадкой для творческих проектов, требующих соответствующей реализации, а также будет расширять возможности преподавания.

Медиалаборатория
Одним из проектов первого года участия в проекте «Школа новых технологий» стала «Медиалаборатория» - инфраструктурный проект, набор инструментов, база для реализации междисциплинарных проектов любой направленности. Его цель - создание новой модели проектного офиса школы, объединяющей в себе принципы работы групп технологического дизайна, современные инструменты производства. В пространстве проектного офиса можно легко организовать командное взаимодействие и персонализировать пространство под каждый проект. Это гибкое решение с возможностью трансформации пространства под конкретные задачи, оно оснащено необходимыми программными и аппаратными инструментами для реализации наиболее инновационных проектов учащихся. На базе лаборатории сейчас мы создаем центр прототипирования - «комнатного производства», позволяющего учащимся воплощать свои проекты «в материале»; это первый шаг обучения промышленному дизайну, требующий творческого подхода, подкрепленного инженерными навыками. Лаборатории также используют команды проекта «Школа реальных дел», которые сотрудничают с лидерами технологического рынка России. На базе лаборатории работают медиастудия, школа 3D-моделирования, студия веб-дизайна и программирования, одним словом, любой школьный проект может получить здесь техническую поддержку, оформление и возможность быть представленным на современном уровне.

Проектный Офис
Принципы проектной работы реализуют в нашей школе на протяжении последних восьми лет (с момента начала участия в образовательных программах компании «Интел» «Обучение для будущего» и «Путь к успеху»). Большинство учителей знакомы с основными инструментами проектной работы, и неудивительно, что с увеличением количества одновременно идущих проектов начали появляться общие процессы и задачи, ресурсы, типовые проблемы и решения. Кроме того, возникла необходимость в предоставлении типовой инфраструктуры малым рабочим группам. Для эффективного управления ресурсами и обеспечения возможности реализовывать одновременно большое количество проектов мы создаем Центр управления проектами, задача которого в первую очередь - стандартизация деятельности учащихся и наставников, а также эффективное распределение ресурсов. Благодаря гибкости медиалаборатории проектная группа получает свое пространство, необходимые для работы материалы, информационное обеспечение - рабочие места, дисковое пространство, серверные ресурсы вплоть до выделения отдельного домена, а также готовые к использованию процедуры. В Офисе предусмотрена возможность обращения к базе знаний, которую пополняют после выполнения каждого значимого проекта, обеспечивая сохранение и консолидацию получаемого опыта. Возможность быстрого поиска и классификация такой информации позволяет существенно экономить время на стандартных процессах и повышает эффективность работы проектной группы.

Виртуальный музей
Одним из самых масштабных проектов, к реализации которого приступила школа, стало создание виртуального музея на базе реального школьного народного музея 13-й гвардейской дивизии. Его мы выполняем силами нескольких групп учеников, работающих параллельно над специализированными задачами, на которые был разбит проект. В основе проекта лежит идея представить боевой путь дивизии в виде набора интерактивных карт, на которые учащиеся нанесли специальные маркеры, отсылающие к мультимедийному контенту, посвященному определенным событиям, личностям, экспонатам музея. При этом мы используем возможности поставленного в рамках проекта оборудования, которое позволяет создавать 3D-модели реальных музейных экспонатов. Весь проект был полностью разработан своими силами без привлечения сторонних ресурсов и имеет большие перспективы по развитию и масштабированию следующими группами учащихся. Уже сейчас материалы виртуального музея используют преподаватели для разработки увлекательных квестов, позволяющих совместить виртуальную и реальную формы преподавания, что значительно повышает степень вовлеченности и заинтересованности детей. Например, для начала работы с картой необходимо расшифровать слово-пароль с помощью азбуки Морзе, а чтобы продвинуться на определенном этапе, надо воспользоваться 3D-моделью патрона, хранящегося в музее, разобрав выбитые на нем цифры. Музей стал межпредметным проектом, объединяющим как творческие группы, занимающиеся оформлением, поиском материала и разработкой сценариев, так и группы технических направлений, таких как веб-программирование, 3D-моделирование и робототехника.
Издательский центр
На второй год работы программы мы представили проект школьного издательского центра. Основания для этого были: с 2005 года, расширяясь с каждым годом, в нашей школе действует пресс-центр - творческое объединение детей и взрослых, которые самостоятельно освоили работу издательского оборудования начального уровня. За 10 лет были подготовлены и напечатаны несколько сотен изданий общим тиражом более 100000 экземпляров, выросло целое поколение журналистов и издателей, некоторые из них вернулись в школу, чтобы передавать свой опыт, обучая ребят издавать школьные газеты и журнал. Конечно, на основе этого опыта новому поколению участников пресс-центра хочется выпускать современный качественный продукт, тем более что в рамках занятий по журналистике, графике и дизайну они овладевают соответствующими навыками. Благодаря участию в проекте «Школа новых технологий» школа наконец сможет предоставить им такую возможность: в двух помещениях разместятся редакция, оснащенная современными компьютерными издательскими системами профессионального уровня, и печатный центр полного цикла, включая послепечатную обработку. Это позволит учащимся от 5-го до 11-го класса не только реализовать свой творческий потенциал, но и овладеть весьма востребованными компетенциями, помочь им с выбором дальнейшего пути.

Планы
Реализуя текущие проекты, мы планируем такие шаги, направленные на развитие инновационных технологий в образовании, как открытие собственной студии разработки мобильных приложений, первым из которых может стать интерактивное расписание, позволяющее персонализировать учебный процесс. Для реализации данной задачи группа учащихся получит специальный аккаунт разработчика компании Apple. Это полноценное приложение, в процессе разработки которого ученики освоят реальную специальность, особенно востребованную в последнее время. Необходимость в разработке собственных мобильных приложений испытывают и другие творческие группы, занимающиеся в разных направлениях, например пресс-центр, биолого-экологическое сообщество, группы инженерной направленности. Используя мощности лаборатории, мы планируем открыть на ее базе кружок 3D-мультипликации, инициировать проекты уровнем выше школы, например создание 3D-макета района, города и др.

Конкурс «Школа реальных дел»
Второй год совместно с проектным офисом «Школа новых технологий» Департамента информационных технологий проводит конкурс «Школа реальных дел», в котором участвуют проекты и прикладные исследования школьников, выполненные по заданиям, предоставленным работодателями. Конкурс начался с ярмарки заданий, которая состоялась в октябре прошлого года на экономическом факультете МГУ. На ярмарке у ребят была возможность выбрать задачи для своих проектов из того разнообразия задач-кейсов, которые предложили решить более 20 ведущих IT-компаний России и мира. Организаторы не загоняли работодателей в жесткие рамки, поэтому на ярмарке можно было встретить как жестко сформулированные задачи, так и темы для исследований и размышлений. Например, были представлены задания: от AutoDesk - «Разработать 3D-модель экспоната виртуального школьного музея, используя продукты компании Autodesk»; от Embarcadero - «Cоздание актуального мобильного приложения для своей школы»; от Cisco - «Общественный транспорт в городе - как сделать его эффективнее и удобнее?». Темы исследований были предложены от Экзамен-Технолаб - «Как спасти нашу планету от экологической катастрофы и повысить эффективность потребления ресурсов? Альтернативные источники энергии: почему это так важно?»; от SMART Technologies - «Проект комплексного оснащения школы современными технологиями. Сравнение школ XX и XXI веков. Старое и новое: исследовательский проект по отслеживанию и демонстрации пути развития технологий в образовании». В этом учебном году в конкурсе приняли участие более 850 московских школьников из 39 школ. Ребята работали над решением задач в течение четырех месяцев - исследовали, выезжали к «заказчикам» для уточнения задач и консультаций, взаимодействовали со специалистами, проходили предварительные представления своих решений. Условия конкурса таковы, что школьникам приходится работать в режиме реального взрослого проекта: задачи связаны с бизнесами компаний или окружающим миром, нельзя работать поодиночке - в проектных командах должно быть не менее трех человек и, наконец, в результате каждого проекта должен появиться осязаемый и работающий прототип решения. 6 апреля 2015 года на территории Дворца творчества на Воробьевых горах состоятся итоговая защита проектов, подведение итогов конкурса и награждение победителей.

Предварительные итоги
Для нашей школы участие в проекте «Школа новых технологий» стало не только доступом к информационно-технологическим новинкам, но и дало возможность внедрить инновационные образовательные технологии. Особое внимание мы уделяем организационным изменениям, связанным с проектом, - они дают возможность открыть новые направления самостоятельной деятельности учащихся, вдохнуть новую жизнь в традиционные проекты школы, вывести их на качественно иной уровень. После полутора лет работы уже можно отметить, как изменился подход к самообразованию тех ребят, которые заняты в проектах, связанных с «ШНТ», а их становится все больше. Сохраняя высокий уровень базового образования, школа старается максимально расширить возможности для специализации, что помогает ребятам делать осознанный выбор дальнейшего пути, начиная от распределения по профилям в средней школе и заканчивая выбором сферы своей деятельности и соответствующего вуза при окончании школы.

Елена ОРЛОВА, директор школы №2086