Александр ГАВРИЛОВ, заместитель руководителя Департамента образования:

Профсоюз - наш надежный партнер, с которым мы реализуем очень многие дела в столичной системе образования. Практически ни одно крупное дело в системе образования не обходится без профсоюза, мы часто совместно обсуждаем документы, дискутируем, спорим, в чем-то соглашаемся, в чем-то нет, вместе проводим крупные городские акции и поддерживаем те акции, которые проводит профсоюз. Вообще во всех наших профессиональных объединениях, которые существуют в Москве и в системе образования, активно участвует профсоюз. Все чаще на наших встречах мы говорим о том, что система образования делает для детей, для московских семей, но не так часто говорим о наших педагогах, которые непосредственно работают и со всеми нашими детьми, и на благо московских семей. Естественно, что и Департамент образования много внимания уделяет работе с педагогами, тому, чтобы их зарплата была хорошей, город очень много делает для того, чтобы условия работы педагогов были достойными, чтобы было современное оборудование, чтобы помещения, в которых происходит их деятельность, были безопасными, удобными, полезными. На страже интересов работников образования Москвы, конечно, стоит профсоюз.

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования:

Сегодня у нашей профсоюзной организации много социальных партнеров, тех организаций, которые с нами сотрудничают. Когда мы говорим о профсоюзе, мы имеем в виду, что это очень большая, целостная, структурированная организация, которая объединяет в нашем случае - в Общероссийском профсоюзе образования - более четырех миллионов человек, в Москве - более 312 тысяч человек: это и студенты вузов, и преподаватели школ, вузов, и воспитатели дошкольных отделений многопрофильных образовательных комплексов, и технический персонал образовательных учреждений, то есть очень разные категории работников, которых мы объединяем. У них могут быть совершенно разные интересы, поэтому нам приходится в той или иной степени эти интересы как-то разделять и отстаивать по различным категориям и в разных ситуациях. Очень часто, общаясь в какой-либо организации, которая не относится к системе образования, я слышу вопрос: «Неужели профсоюзы до сих пор сохранились?» Наш профсоюз не просто сохранился, но и действует, развивается. Для этого мы прикладываем очень много усилий, выстраивая защиту членов профсоюза.
Но что такое защита профсоюза? Становится ли это только отстаиванием прав работников в ходе каких-то конфликтных ситуаций? Мы понимаем, что такие конфликты в тех развивающихся образовательных организациях, которые не стоят на месте, часто не антогонистического характера, но тем не менее, когда они возникают, позицию работников представляет профсоюз. Самое главное, что это не основная деятельность профсоюза, хотя нам иногда и приходится сопровождать тех или иных работников при отстаивании их прав и в судебных разбирательствах. Наверное, наша основная работа - это все-таки создание в трудовом коллективе, вообще в системе образования такой обстановки, когда эти конфликты минимизируют, когда их становится меньше, когда для них нет почвы. В этом плане как главный механизм мы на всех уровнях используем социальное партнерство. Первый уровень партнерства - коллективный договор в школе, дошкольном учреждении (более 75 процентов работников отрасли охвачены этими коллективными договорами), причем их особенность заключается в том, что они представляют интересы всех работников, а не только членов профсоюза. Второй уровень партнерства - это городское отраслевое соглашение, которое заключают МГО профсоюза и Департамент образования. Третий уровень партнерства - трехстороннее соглашение, которое заключают Правительство Москвы, представители различных московских профсоюзов (их более сорока по различным отраслям), представители предпринимателей и работодателей. Должна сказать, что 84 процента руководителей образовательных организаций - члены профсоюза, поэтому они разделяют наши идеи, взгляды, и в этом смысле работать с ними для нас достаточно комфортно. В этом году 21 руководитель был удостоен в ходе смотра-конкурса, который проводил профсоюз с Департаментом образования, звания «Лучший социальный партнер».
Наши направления деятельности - это зарплата, защита прав, социальное партнерство, безопасная среда, социальные программы, профессиональный рост, конкурсное движение. В недавней акции «Мы вместе», состоявшейся на Васильевском спуске, мы принимали активное участие и как организаторы, и как участники, потому что мы действительно вместе, это главный девиз профсоюза. Обычно у нас в акциях профсоюза, традиционном первомайском шествии участвуют до 10 тысяч членов профсоюза, их семей, на Васильевском спуске, по предварительным подсчетам, было около 5000 человек. Очень важно, когда учитель чувствует, что он не один, что у него есть опора, защита, те, кто будет ему помогать в его продвижении вперед. Мы помогаем не только нашим учителям, но и нашим коллегам, например, в Донбассе: помогаем им гуманитарной помощью, тесно сотрудничаем с ними, выражаем солидарность с ними в наших действиях.
Для нас очень важна сегодня работа с молодыми учителями, потому что мы понимаем: идет смена поколений, смена задач, смена векторов и направлений развития системы столичного образования, которая требует появления нового учителя, который будет работать спустя десять - пятнадцать лет, а это наши молодые коллеги. Работа с молодыми педагогами - очень серьезное направление деятельности профсоюза. К сожалению, слой этих учителей становится тоньше, совсем недавно количество учителей в возрасте до 35 лет превышало 6 тысяч человек, сейчас их количество за пять - семь последних лет уменьшилось практически вдвое. Раньше такой статистики не было, но в систему образования приходило больше выпускников вузов. Те молодые люди, которые к нам приходят, для нас особенно ценны, тем более что в силу разных факторов приток молодых педагогов в столичную систему образования уменьшается. Почему раньше уходили молодые учителя? Заработная плата московских учителей в течение 20-25 лет до 2010-2011 годов была основной причиной их неудовлетворенности. Сегодня основная причина падения престижа учительской работы в столице устранена, состав учителей стабилизировался, вакансий практически нет, более того, у нас уже есть представители педагогических профессий, которые стоят на очереди для того, чтобы получить работу. Нам сегодня кажется важным использовать потенциал молодых учителей. При этом возникает проблема конкурсного отбора учителей, я думаю, это та ниша, которая будет занята молодыми учителями. Молодые учителя обращаются в профсоюз главным образом по вопросам, не связанным с условиями их труда или созданием рабочей среды. Это вопросы, связанные в основном с их профессиональным развитием, и они у нас становятся участниками наших программ повышения квалификации, лагеря для молодых педагогов, то есть программ творческого роста, участниками профессиональных конкурсов. Мы выдвигаем молодых учителей на конкурс «Педагог года Москвы», в нынешнем конкурсе из почти тысячи участников первого и второго туров в финале участвуют около 30 человек, среди них 10 прошли профсоюзный отбор, были выдвинуты профсоюзом и Советом молодых педагогов, мы считаем это очень хорошим показателем нашей совместной работы. Обращения молодых учителей еще бывают по организации отдыха, в МГО профсоюза создан и действует чуть больше года специальный фонд - фонд социальной и благотворительной помощи, 90 процентов обращающихся туда за получением материальной поддержки - это молодые представители и педагогической, и других профессий, так как главная выплата из этого фонда - в связи с рождением детей.
Наши социальные программы охватывают оздоровление и отдых, добровольное медицинское страхование, предоставление возможности льготного отдыха для учителей и их детей, например, в прошлом году только на Черноморском побережье и в Подмосковье отдохнули более 5 тысяч детей членов профсоюза, дотация, которую они получили от профсоюза на приобретение путевок, составляла до половины стоимости. Такую же работу мы проводим и в отношении отдыха членов профсоюза - работников системы образования и студентов.
Вместе с Департаментом образования мы решаем важную, но, к сожалению, трудную проблему по предоставлению жилья педагогическим работникам. Жилищный кодекс РФ в данном случае сильно ограничивает такие возможности, но наличие разных форм служебного жилья позволяет решать эту проблему. За пять лет, которые прошли с 2010 года, за педагогическими работниками были закреплены 706 квартир по договору социального найма и купли-продажи с рассрочкой платежа. За последние четыре года очередь, состоящая из семей педагогических работников, уменьшилась на 875 семей.

Антон МОЛЕВ, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы, председатель депутатского объединения «Моя Москва»:

Социальное партнерство сегодня очень важно, я рад, что Комиссия Мосгордумы по образованию широко, а не только так, как ей положено по регламенту, взаимодействует с органами исполнительной власти, с различными организациями и ассоциациями. Очевидно, что очень востребованное место в этом ряду занимает Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования. Наши отношения партнерства начались задолго до того, как наша комиссия была создана, в силу того что значительная часть депутатов, ныне входящих в нее, начинали свою предвыборную кампанию с поддержки профсоюза и получения очень большого пакета наказов, которые мы в меру сил и возможностей стараемся реализовать. Сегодня с участием профсоюза проходят все круглые столы, которые проводит наша комиссия, все решения, которые принимают на уровне законодательной власти, мы обсуждаем с профсоюзом. Мы обсуждали проект городского бюджета в части расходов на образование, проблемы электронных журнала и дневника, стандартизации деятельности управляющих советов школ.
1 апреля 2015 года мы запускаем новый проект (и это не шутка) - «Дискуссионный клуб директоров», причем директор школы будет не единственным ее представителем, который сможет присутствовать на заседаниях этого клуба, им сможет быть любой заинтересованный участник диалога. Этот дискуссионный клуб предполагает обсуждение проблем, которые нам кажутся острыми. Помимо того, что мы предлагаем тему дискуссии, нам еще важно предложить участникам диалога занять те или иные позиции, чтобы было всестороннее рассмотрение проблемы, а не монологическая речь, в полном смысле слова дебаты. При этом мы привлечем к участию в дискуссии различных экспертов, которые будут дополнять основные позиции, высказанные модераторами. Мы рассчитываем получить в результате обсуждения какой-то итоговый материал, может быть, даже не итоговые решения, а предложения, которые можно будет потом использовать, механизмы, которые можно будет потом реализовать в школе. Первое заседание получило, может быть, немного провокационное название: «Образование - это услуга?». Понятно, что мы ставим под вопрос букву закона, так как в Законе «Об образовании в РФ» образование - услуга, но сознательно дали такое название заседанию клуба, чтобы заострить ту проблему, которая для директоров и школ в целом стала весьма и весьма болезненной. Конструктивное и системное взаимодействие школы, и прежде всего родительской общественности, - проблема, которую решают по-разному, и, мы должны отдавать себе отчет, не всегда пока еще эффективно. Проблемы, которые возникают, по-разному характеризуют, но их решение - зачастую дело и родительской общественности, и школы, и отдельных учителей. На самом деле это проблема следующего культурного перехода к такому порядку, когда школа должна в системе образовательных услуг занять свое новое место, отнюдь не ниже по статусу значимости и ценности, но гораздо более открытое к диалогу, гораздо более ориентированное на родительский и общественный запрос. Вот эти проблемы мы и будем обсуждать на заседаниях нашего дискуссионного клуба, ища путь, как добиться этой цели, не скатившись в клиенто-ориентированную деятельность, как при этом не профанировать образование, оценивая те риски, которые возникают. Основными спикерами на этих заседаниях будут как представители образовательного сообщества, бюджетной сферы, так и представители частного образования. Я думаю, что этот проект будет долгосрочным. Нам тут важно, что это социальное партнерство, что это предложение, внесенное и профсоюзом, что этот проект стал нашим совместным проектом вне исполнительной власти. Это мы сделали сознательно, чтобы директора школ вели диалог не непосредственно с учредителем, могли высказать свое мнение не на площадке учредителя, а на площадке, априори свободной от даже потенциального административного давления. Нам кажется, что это необходимая форма диалога, которую пока еще осуществляли не в полной мере, а теперь будет значительно более полной.

Ефим РАЧЕВСКИЙ, народный учитель РФ, директор образовательного комплекса №548:

Я очень старый член профсоюза, и у меня в сознании почему-то две цитаты классиков: «Профсоюз - школа коммунизма» (В.Ленин) и «Пиво только членам профсоюза» (И.Ильф и Е.Петров). Относительно школы коммунизма понятно, тогда имели в виду систему управления вне государственного участия. Когда говорят, что директора входят в состав профсоюзной организации, я думаю, что это абсолютно не логично, хорошо, если бы директора организовали свой профсоюз.
Я вспоминаю себя в бытность молодым директором школы, у которого постоянно были два оппонента - секретарь партийной организации школы и председатель профсоюзной организации. Партийной организации в школе уже нет, профсоюз остался, и председатель профсоюзного комитета по логике вещей должен находиться в конструктивной оппозиции по отношению к директору, так как директор - работодатель, а председатель профкома - представитель интересов работников. Коллективный договор - площадка компромиссов между тем и другим, особенно ярко это проявилось, когда стали переходить на новую систему оплаты труда. Директор школы не свободен от административного давления, председатель профсоюзной организации - свободен от него в той или иной степени. Поэтому бывают очень острые коллизии особенно тогда, когда надо во что бы то ни стало выполнить майские указы Президента РФ по учительской зарплате, а директор иногда руководствуется не только пожеланиями свыше, но и целесообразностью конкретной ситуации. Вот здесь как раз профсоюз и становится тем переговорщиком, который способствует не то чтобы сглаживанию конфликта, но принятию компромиссного и конструктивного решения.
Если коллективный договор когда-то был формальным актом, то теперь я всецело поддерживаю мнение о том, что сегодня это очень серьезный и очень важный документ, без выверенности которого школу может постигнуть если не финансовая катастрофа, то точно глубокая яма, может возникнуть гигантская конфликтная зона, дефицит учителей. Возвращаясь к школе, но не коммунизма, а управления, я очень рад тому, что наш союз вылился еще и в организацию под названием «Профзащита», которая осуществляет реальную и конкретную правовую защиту, занимается повышением квалификации. В этом названии заключаются два значения - профессиональная и профсоюзная защита, что важно.
Еще одна очень важная позиция - жилье для учителей. Я вспоминаю Костромскую область, в которой недавно тамошние образовательные профсоюзы выдвинули инициативу о создании жилищного учительского кооператива, а губернатор области выделила для него землю бесплатно, дав возможность построить жилье практически по себестоимости. Думаю, и нам в Москве нужно попробовать это сделать.
Помимо жилья и всего остального есть еще одно очень важное, что я условно называю корпоративные радости. Я как-то посчитал, что среди учителей много пенсионеров (имею в виду не тех, кто вышел на пенсию по выслуге лет, а тех, кто стал ими по возрасту), тех, кто продолжает работать и после достижения пенсионного возраста. Учительский труд в отличие от шоферского гарантирует высокую продолжительность жизни, если педагог до 50 лет не отдал концы от инфаркта (а инфаркты бывают редко, ведь мы работаем с детьми, а это постоянная реабилитация), то дальше может работать. Учителя рано не выходят на пенсию, потому что пенсия маленькая - не 70 процентов, как у немецких учителей, а 30 процентов от зарплаты. Профсоюзная организация в нашей школе играет колоссальную роль в том, чтобы люди не утратили взаимодействия, еще один аспект ее деятельности - связь времен, поколений, интеллектуальная, социальная и моральная поддержка. Сегодня, как никогда, актуальна та среда, в которой работает учитель. Важнейшая функция профсоюзов в школах - не просто охрана труда, а охрана труда на современном технологическом уровне. Если председатель профсоюзной организации школы уберет свою руку с моего горла, я точно знаю, что будет только хуже, а так мы в ходе напряженной работы контактируем, в итоге хорошо получается для этого учителя. Была иллюзия, что по мере развития профсоюзы станут аутсайдерами, но чем дальше, тем более они занимают лидирующую роль.

Ильдар ХУСАИНОВ, председатель Московского городского совета молодых педагогов:

Давайте представим такую ситуацию: воспитанник в детском саду имеет постоянно наставника, воспитателя, который его сопровождает. Ученик приходит в школу, и там вокруг него классный руководитель, педагоги. Ученик оканчивает школу, поступает в высшее учебное заведение, и даже там есть некий наставник, куратор, старший руководитель. Когда молодой педагог приходит в школу, после удовлетворения базовых потребностей - в еде, в безопасности, в комфорте - у него (да и любого человека) появляется потребность приобщиться к некоему профессиональному сообществу.
Молодой педагог в начале своей деятельности испытывает различные стрессы. Это стресс, связанный прежде всего с количеством работы, которая наваливается на молодого педагога, когда он еще не знает, что делать со всем этим объемом. Возникают стрессы, вызванные какими-либо действиями или бездействиями по отношению к самому педагогу. Молодым педагогам трудно дается общение с родителями учеников, установление дисциплины в классе, составление отчетности, которую они еще не умеют оформлять.
Раньше был институт наставничества, но молодые педагоги и тогда, и сейчас испытывали и испытывают потребность в защите и поддержке. При этом мы прекрасно знаем, что в каждой образовательной организации есть профсоюзная организация, именно она может стать опорой и поддержкой для педагога. Активные члены профсоюза - члены советов молодых педагогов и, наоборот, члены советов молодых педагогов - активные члены профсоюза.
У молодых педагогов возникает вопрос: «А зачем мне профсоюз?» Мы понимаем, что членство в профсоюзе важно, необходимо, объясняем это коллегам, ведь когда у педагога возникает какая-то проблема, всегда необходимо обратиться к кому-то, кто поможет ее решить, кто даст дельный совет. Профсоюзная организация поддерживает педагогов и передает накопленный опыт, вместе с Советом молодых педагогов ведет совместную деятельность и вместе проводит много мероприятий. Юридическая поддержка - тот важный аспект, который нужен не только для молодого педагога, это широкая база друзей и контактов, в том числе в регионах, это возможность общения и обмена опытом с коллегами, это различные мероприятия, которые становятся серьезным повышением квалификации, причем в кругу друзей и знакомых. Развитие молодых педагогов происходит не только по горизонтали (повышение профессиональной квалификации), но и по вертикали (карьерный рост).
В апреле мы составим и утвердим план совместной работы профсоюза и Совета молодых педагогов, будем участвовать в Международном форуме молодых педагогов, в котором одна из секций будет профсоюзной. Наши коллеги уже практически готовы к выступлениям на этом форуме, на этой и других его секциях. В мае самые активные и спортивные молодые педагоги примут участие в турслете на Кубок профсоюза и в молодежном учительском культурно-образовательном автопробеге «Москва - Минск - Москва», посвященном 70-летию Великой Победы. В июне состоится традиционное мероприятие, которое молодые педагоги ждут и счастливы, что в этом месяце начнутся организованные выезды на Черноморское побережье в лагерь-семинар, где они получают профессиональный рост и общение в кругу друзей.