- Тема сегодняшнего урока - «Млекопитающие», - внезапно, проходя по рядам, я вижу, как ребенок жирными буквами выводит фломастером МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ.
- Разве трудно правильно списать с доски? - искренне расстраиваюсь. - К тому же я говорю по буквам. Почему же питающиеся?
- А какая разница? Пресмыкающиеся, млекопитающиеся?.. - недоумевают дети.
- Ну хорошо. Давайте вспомним, почему же русские люди назвали рептилий пресмыкающимися. Что означает этот глагол - «пресмыкаться»?
Молчание, недоуменные взгляды.
- Ладно! Найдите корень этого слова.
- Смык? - робкая реплика из класса.
- Правильно! А что это может означать? - я вижу, что не все потеряно, потому что сразу поднимается несколько рук.
- Это что-то связано с едой: программа «Смак»!
- Нет, что-то с замками: одного вора звали Гоп со смыком!
- А может быть, что-то связано со словом «смысл»? - высказывают свои версии ученики.
Такого оборота я не ожидал! Хочется взорваться. При чем здесь «смысл»? Вернее, где здесь смысл?
- Когда о человеке говорят: «Он пресмыкается перед другими», стоит ли это рассматривать как комплимент или оскорбление? - пытаюсь я направить их в нужное русло.
- Наверное, это оскорбление. Так говорят о мелких фирмах, которые, чтобы не разориться, вынуждены примкнуть к более крупным и сильным, войти в их подчинение.
При всей абсурдности сказанного зерно здравого смысла здесь все-таки есть.
- Ага! Оказывается, слова «пресмыкающиеся», «смыкаться», «примкнуть», «сомкнуться» однокоренные. Примкнуть - значит присоединиться. Ну после такой подсказки кто скажет, почему же...
- Получается, эти животные к чему-то присоединяются, - логично рассуждают ребята. - Уж не к млекопитающимся ли? Ведь они же хищники!
Я смотрю на детей с любовью. Какие милые ребятки! И шрамы от лоботомии их почти не портят. Один ноль в их пользу. Но игра еще не окончена.
- Пресмыкаться - значит ползать, волочить брюхо по земле, смыкаться с нею. Ведь именно так передвигаются рептилии, касаясь животом поверхности почвы. Но вернемся к тому, с чего начали. Что означает частица «ся»?
Снова недоуменное молчание. Я опять начинаю терять терпение.
- Ну какая разница: вернуть или вернуться, кормить или кормиться, смотреть или смотреться? Питать или питаться?
- Питать - это когда мы кормим, а питаться - когда кормимся.
Я поражен такой жесткой логикой. Но, надо признать, что-то здравое есть и здесь.
- Следовательно, млекопитающие что делают? Питают (кормят) млеком. А что такое млеко?
Так вот где собака зарыта! Они и этого не знают!
- Какие же железы называют млечными? Ну какие у зверей могут быть самые заметные железы?
- Может быть, потовые? Ведь у птиц и рептилий кожа сухая...
Важно не упасть на пол раньше звонка с урока. Потому что и в этой реплике есть своя логика, кстати, биологическая. Пора заканчивать, иначе я никогда не выпутаюсь из этой ловушки. Поймать бы сейчас того, кто сказал, что дети и так все знают, важно только помочь им вспомнить...
- Млеко - это устаревшая форма слова «молоко». Млечными называются... (Кто-то шепчет: «Сиси!») Да-да, именно те самые железы. И если звери питают (кормят) кого-то молоком, значит, это их самая главная особенность, если следовать логике тех, кто придумал данное название. А кого они кормят?
- Человека!
- Да в гробу они видели этого человека! Очень-то он им нужен! Детенышей своих они выкармливают молоком!
- А при чем здесь пресмыкающие и млекопитающиеся?
- Если животное само ест молоко, его можно назвать питающимся. Но если оно кого-то кормит им, то это уже млекопитающее. Рептилии никого не пресмыкают, они сами ползают на брюхе, то есть пресмыкаются. Теперь понятно?!
...Вот вам и терминологическая работа на уроке. И коснулись-то не какого-нибудь древнегреческого, а нашего, русского языка. Скажете, дети не обязаны знать устаревшие формы современных слов? Что ж, очи, уста, ланиты, власа, брег - все это можно оставить филологам. Но нам-то что делать?
И как может повернуться язык у человека, утверждающего, что биолог должен учить своему предмету, а филолог - своему? И какой из них главнее? И можно ли сравнивать эти понятия?