​«Современный учебник должен вернуть доверие ученика», - считает Иван ФЕДОРОВ, методист, победитель приоритетного национального проекта  «Образование» 2007 года, призер конкурса «Учитель года Подмосковья-2008», преподаватель истории гимназии №1539 г. Москвы.

- Иван Николаевич, каким тенденциям должен, по вашему мнению, соответствовать новый учебник истории России и почему?
- Современный учебник истории сейчас переживает период возрождения. За последние 20 лет изменилось содержание истории, изменилась информационная среда, соответственно изменилась и функциональная направленность современного учебника.
Поскольку учебник сегодня является организатором учебного процесса как для учителя, так и для ученика, он должен выполнять функцию навигатора в огромном поле информации. Отсюда возникает принципиальная на нынешний момент проблема ее достоверности. Такую проблему во многом решают сегодня ФГОС второго поколения и историко-культурный стандарт, ориентируясь на которые учебник содержательно наполняется проверенной информацией.
Кроме того, в современных учебниках должна быть в полной мере отражена фиксация новых фактов и событий в истории страны за последние 30 лет. Так как этот период достаточно сложный и неравномерный, на помощь тут опять же приходит историко-культурный стандарт, который формулирует основные вопросы и ключевые аспекты периода.
Современный учебник сегодня - это не учебник ответов, а учебник вопросов, ответы на которые и предстоит найти школьнику с помощью учителя и книги. Он больше не предлагает готовые решения проблем, он является помощником для учителя и формирует сознательное и оценочное суждение у ученика.

- Что, на ваш взгляд, ждут от учебника истории сегодня учителя и ученики в школах? Чего им не хватает?
- Учебник должен являться организатором учебного процесса на уроке. Помогать учителю и ученику ориентироваться в том поле информации и исторических фактов, которые они изучают. Также современный комплекс учебных материалов должен давать учителю возможность использовать дополнительные средства для изучения предмета - электронные диски, презентации, новое поколение карт, хрестоматии - и опираться на внушительный спектр исторических источников.
Учебник должен вернуть доверие ученика, а для этого ему необходимо соответствовать тем потребностям, которые сегодня предъявляют школьники, особенно в старших классах.
Современный учебник должен способствовать формированию у ученика желания к самостоятельной работе, именно поэтому его необходимо интегрировать в сферу электронного образования, обеспечить его открытость и доступность на любых электронных носителях. Необходимо, чтобы ученик получал помощника в поиске информации, и современный учебник - хороший инструмент для реализации данной задачи.

- В какой степени современный учебник должен отвечать основным требованиям нового историко-культурного стандарта? Отвечает ли данный стандарт требованиям современного образования и преподавания в области истории?
- На сегодня это определяющий документ, на который следует ориентироваться всем, кто занимается изучением истории, преподаванием предмета в школе и в университете.
Историко-культурный стандарт - это некий консенсус между учителями, учеными и преподавателями университетов по поводу содержательной и методической части преподавания истории. Скорее всего он будет видоизменяться и дополняться, но такая форма, фиксация содержательно важных моментов, необходима. Это возможность выстраивания диалога, что является принципиально важным моментом, отображающим фиксацию определенной зрелости научного и профильного сообщества.

«Живые примеры - вот что необходимо для истории», - убежден Олег ВОЛОБУЕВ, доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного университета.

- Олег Владимирович, каким, по вашему мнению, должен быть современный учебник истории? Какова его роль в процессе преподавания истории в школе?
- Когда мы говорим об учебниках истории, мы должны иметь в виду, что одно дело учебники для 6-го класса, другое дело - для 10-го. Они не должны быть абсолютно одинаковыми ни по стилю изложения, ни по заданиям и их типологии: есть такие задания, которые просто нельзя давать в 6-м классе, например.
В старших классах можно и нужно делать акцент больше на самостоятельной работе, чтобы ученики задействовали дополнительные источники. Хотя сегодня многие младшие школьники прекрасно владеют электронными ресурсами, но сложность таких самостоятельных заданий все равно должна быть разной. Поэтому здесь важно сохранить и старую функцию учебника - носитель знаний.
Когда мы оцениваем учебник, мы должны отдельно рассматривать текст и язык, которым он написан. Текст должен быть доступным для возраста и понимания учеников. Язык учебника должен быть образным.
Должно существовать или несколько типов учебников, или пусть даже одного типа, но написанные разными авторами, с моей точки зрения.

- То есть инициативу о едином учебнике и едином подходе к преподаванию истории в школах вы не поддерживаете?
- Абсолютно не поддерживаю. Учебник должен быть единым в своей некой установке, трактовке, что сегодня в целом мы можем наблюдать во всех представленных вариантах линеек. Сегодня вы уже не встретите учебников с монархической или либеральной трактовкой, как, например, это было в 90-е годы. Сейчас уже давно другие учебники.

- А как вы в целом относитесь к инициативе историко-культурного стандарта?
- Я считаю, что полностью его реализовать трудно. Трудно, потому что даже перечень персоналий Великой Отечественной войны нельзя полностью раскрыть в формате одного учебника. Как вы в пяти уроках, а то и меньше, можете дать характеристики даже пяти-шести полководцам? Для этого нужен учебно-методический комплекс: что-то должно быть отражено в учебниках, а что-то - в хрестоматиях и других пособиях.

- Но есть же какие-то основные факты и имена, которые каждый ученик обязан знать? Как быть с теми, кто не знает даже их?
- Только при тщательной индивидуальной работе с учениками возможно добиться одинаково положительного результата от всех учащихся. Но при тех нагрузках, которые сегодня существуют у учителей в школах, невозможно так работать. Учителя перегружены административной «писаниной». Где здесь найти достаточное время на каждого ученика, тем более когда их в классе по 40 человек? Поэтому многое зависит от системы.

- Может быть, для тех учеников, кто в меньшей степени интересуется предметом, следует привлекать дополнительные материалы, которые смогут его заинтересовать?
- Конечно, следует. У нас вообще многое нуждается в кардинальной перестройке, в своего рода модернизации, как любят сейчас говорить. Например, учебник учебником, учитель учителем, но должны быть фильмы, специальные интересные короткие фильмы, которые учитель сможет привлечь в качестве иллюстративного материала на своих занятиях и заинтересовать ученика.
Наглядность, безусловно, нужна, и схемы подвижные нужны, тем более когда есть компьютеры и другие средства для визуальной коммуникации с учеником.

- Вы ранее говорили о проблеме того, что одним ученикам история нужна в большей степени, другим - в меньшей. Эта проблема во многом решается с введением профильных классов, когда ученик может выбирать уровень изучения предмета: углубленный или базовый. Должны ли в этом случае быть разные учебники?
- Бесспорно, должны быть специальные учебники для тех,  кто выбирает углубленное изучение истории, например. Такие учебники должны быть больше по объему и представлены усложненным материалом. Или мы отказываемся от профиля, или мы его сохраняем. Во втором случае нам просто необходимы специальные профильные учебники. Даже по одной этой причине мы не можем говорить о каком-то едином (одинаковом) учебнике. И для школ это тоже очень важно.

- А чего, на ваш взгляд, сегодня принципиально не хватает школьным учебникам? Должны ли быть какие-то изменения в их структуре, в том, как подается материал?
- Конечно, новации должны быть. Современные учебники должны иметь более разветвленный методический аппарат, быть нацелены на самостоятельный поиск, должны включать в себя большое количество заданий, связанных с Интернетом.

- То есть осуществлять функцию учебника как навигатора?
- В какой-то мере да. Но нельзя все сводить только к этой функции. Иначе эта тотальная навигация все подавит.

- А воспитательная функция должна присутствовать в учебниках?

- Когда те факты, которые даны в учебнике, например о ВОВ, будут переданы живым языком, когда они будут затрагивать эмоциональную сторону ученика, будут подробно и наглядно проиллюстрированы с помощью тех же фильмов или рассказов учителя, вот тогда будет настоящее патриотическое воспитание.
Живые примеры - вот что необходимо для истории. И здесь уже не учебник играет главную роль, а учитель. В этом случае учебник выступает лишь помощником, тем самым навигатором, а подачу обеспечивает именно учитель. Важно живое слово учителя.

- Главным должен быть именно учитель?

- Конечно, учебник лишь помощник, путеводитель. Поэтому не нужно переоценивать его роль. Учебник никогда не научит, если ученик не хочет научиться.
Воспитание - это разговор по душам. И преподавание истории - это тоже в первую очередь именно разговор по душам. Людям нужно вернуть историю, а историю можно вернуть только через историю людей.