Без «свадебных генералов»
На время проведения педагогического состязания в Димитровград съехались не только участники, но и их группы поддержки, а на закрытие приехали еще и главы муниципальных образований. И губернатор Сергей Морозов тоже приехал, несмотря на присутствие министра образования и науки Екатерины Убы. Известно ведь, что иногда почетную обязанность подвести итоги «Учителя года» и вручить награды главы регионов с удовольствием слагают на замов и профильных министров... Но не в Ульяновской области.
Конкурс поддержала и областная организация Общероссийского профсоюза образования в лице ее руководителя Татьяны Твердохлеб.
«Черная работа» по организации всех конкурсных этапов, обеспечению работы огромного механизма «Учителя года Ульяновской области» легла на хозяев - Димитровградское управление образования и школы города, а также на клуб «Учитель года Ульяновской области» и его председателя, и. о. ректора, проректора по послевузовской подготовке и внешним связям Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Раиса Загидуллина.
И, конечно, невозможно представить себе ульяновский областной конкурс без министра образования и науки, абсолютной победительницы регионального и победительницы федерального конкурса 2006 года Екатерины Убы. Меня приятно удивил факт - чтобы быть на состязании не только «свадебным генералом», но сидеть на уроках, участвовать в Большом жюри и не волноваться за региональное образование, Екатерина Владимировна взяла отпуск.

Хочется всеми восхищаться
С каким настроением сидела Екатерина Уба на конкурсе? Абсолютно с тем же, с каким выступала на открытии «Учителя года Ульяновской области», когда сказала: «Хочется всеми восхищаться!»
А еще тогда Екатерина Владимировна сказала участникам: «Хочу всем-всем пожелать получить удовольствие от каждой минуты. Победить всем самого себя. Сделать по максимуму и еще больше, для того чтобы удивиться и сказать: «Вот это я смог, вот это у меня получилось».
Подняться над собой, стать лучше - и в профессиональном, и в личностном плане - вот для чего нужен конкурс «Учитель года» (не впервые говорим на страницах газеты), и для этого все сделано на региональном «Учителе года Ульяновской области». Конкурс здесь - это целая система испытаний.
Начинается состязание с презентации педагогического кредо, где участники за 7 минут должны заявить свою жизненную и профессиональную позицию. Это испытание судит все жюри первого тура. А затем и участники, и эксперты делятся по предметам. Заранее конкурсанты готовят собственный интернет-ресурс, и его тоже оценивает предметное жюри. «Учебное занятие по конкурсной теме» и самоанализ - ключевое испытание. Презентация педагогического опыта проходит здесь в оригинальном формате «печи-кучи», где, как известно, необходимо показать 20 слайдов за 20 секунд, ну и прокомментировать их, конечно, причем желательно не скороговоркой. А затем еще внеурочное занятие. Во втором туре «десятке», а в этом году «дюжине» - повезло конкурсантам! - необходимо показать мастер-класс. «Пятерке» - в этом году, опять-таки по счастливому совпадению баллов, «шестерке» - в прямом эфире, на сцене поручается провести педагогическую консультацию с родителями, причем настоящими. И тройка призеров участвует в педагогическом ринге, а также читает педагогическую лекцию.
Можно возразить - зачем столько испытаний, если известно, что урок - главное мерило, ну и публичные действа на втором туре, чтобы понять, может ли учитель выполнить миссию представителя образования в обществе... И все же такой механизм оправдан, если рассматривать конкурс в самом правильном, практическом плане как школу роста, как курсы повышения квалификации, но не традиционные теоретические, порой вызывающие зевоту, а практические, позволяющие попробовать свои идеи на практике и получить квалифицированную оценку.
Примечательна фраза, которую я случайно услышала в кулуарах конкурса. Одна из сопровождающих говорила кому-то по телефону: «Меня нет в поселке. Я на курсах, на «Учителе года»...».

Вдохновенные и умные
Согласна с Еленой Пахомовой, доцентом кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, которая сказала, обращаясь к участникам: «Присутствовать на таком конкурсе - всегда большое счастье. Но какая зависть, вы не представляете! Когда вышли на сцену потрясающие учителя, умные, красивые, одухотворенные, захотелось быть среди них, а не среди членов жюри».
Но мы с Еленой Михайловной попали именно в жюри. И плюс был только один - возможность увидеть все, не пропуская ни одной мелочи. А вернее, увидеть всех! Главу города Димитровграда Николая Горшенина, который отлично знает о главной образовательной проблеме: «Мужики из образования сбежали. Если зарплату добавить, 70-80 процентов мужчин вернутся...» Увидеть руководителей школ, которые принимали конкурс. В первую очередь директора средней школы №23 Марину Хуртину, завуча Наталию Старухину и всю школьную команду, которые сбились с ног, стараясь превратить первый тур конкурса с его открытыми уроками в настоящий праздник! Увидеть руководителя городской гимназии Димитровграда Ирину Бегинину, весь замечательный коллектив, которые принимали второй тур конкурса и провели хоть и короткую, но очень интересную экскурсию по своему учебному заведению.
А самое главное - увидеть конкурсантов, взволнованных, вдохновенных, творящих зачастую в режиме импровизации. 25 учителей из 21 муниципального образования. Молодые - средний возраст 40 лет, опытные - средний стаж работы 16 лет.
Троих из них «Учительская газета» отметила специальными призами - бесплатной подпиской. Это юная, зажигающая детей, на уроке порой похожая на исполнительницу страстного танца «фламенко» историк 19-й средней школы Димитровграда Екатерина Ерофееева, обаятельная; готовая быть со своими учениками круглосуточно филолог средней школы №27 Ульяновска Наталья Фалалеева; влюбленный в свой предмет и свою малую родину географ Радищевской средней школы Алексей Родионов.
Наградить бы всех! Но это, увы, невозможно. Хотя иногда происходят чудеса. И в этом году чудо случилось - на конкурсе «Учитель года Ульяновской области» абсолютными победителями стали два педагога. Учитель русского языка и литературы гимназии №33 Ульяновска, опытный педагог Ирина Малышева заворожила всех, в том числе пятиклассников, своим уроком. А молодой историк Новомалыклинской средней школы им. Героя Советского Союза М.С.Чернова Ришат Калимуллин запомнился своим ярким выступлением на педагогическом ринге.
Второе место по праву заслужила учитель английского языка Инзенской средней школы Татьяна Махт. Многие отметили ее мастер-класс, в котором участвовал афроамериканец и после которого его участники практически заговорили на иностранном...
А сколько еще замечательных личностей открыл конкурс! Об этом нужно писать тома... Радостно, что такая свежая струя обновила состав регионального клуба «Учитель года», который становится все более значимым для образования Ульяновской области.
Неудивительно, что в своей программной речи на закрытии, отмечая успехи в образовании региона и ставя задачи на завтра, губернатор Сергей Морозов обратился к участникам клуба с просьбой высказывать свои предложения. Губернатор знает, на кого можно опереться.

Димитровград, Ульяновская область

Мнение

Сергей МОРОЗОВ, губернатор, председатель правительства Ульяновской области:

- Учителями-профессионалами гордится наша малая родина, вы соавторы всех успехов и достижений нашего региона. Именно благодаря вам, я считаю, удалось многое изменить к лучшему. И в том числе благодаря нашему замечательному конкурсу «Учитель года». Наша область первой начала проводить сначала межрегиональные, а затем и всероссийские фестивали учительских клубов, которые становились школами мастерства в учительской профессии и одновременно серьезными дискуссионными площадками для обсуждения проблемных вопросов. И именно наша область вошла с предложением провести на нашей территории всероссийский чемпионат учительских клубов. Но надо двигаться вперед.
Я готов обсудить с представителями клуба «Учитель года», с Министерством образования и науки Ульяновской области новые идеи, например, проект «Школа учителя года», который может стать своеобразной педагогической лабораторией, где совершаются большие открытия и  аккумулируется уникальный опыт.
Считаю, что надо шире использовать систему моральных стимулов, развивать саму систему конкурсов профессионального мастерства на территории нашего региона. Следует подумать о том, как охватить конкурсным движением как можно больше учителей региона. Я жду предложений от всего профессионального сообщества.