Задачи:
- настроиться на предстоящие экзамены;
- снизить предэкзаменационную тревожность;
- помочь осознать себя как неповторимую частицу целого классного коллектива.

Предварительная подготовка:
- провести опрос среди ребят. Дети описывают лучшие качества своих одноклассников;
- обработать анкеты, выявить, какую номинацию заслуживает каждый школьник;
- приготовить медали с названием номинаций. Для каждого ученика приготовить листочки с пожеланиями, вложить листочки в шарики, надуть их, на шариках написать имена учеников.

Ход классного часа
Монолог ученика: Ну  вот, даже в конце учебного года не дадут отдохнуть! Конец четверти, а им сочинение подавай! Да еще с элементами (читает по слогам) «дра-ма-тур-ги-и в ска-зоч-но-фан-та-зий-ной фор-ме». Голову сломаешь! А тема-то, тема! Только вдумайтесь - «Философия жизни героизма старенькой бабушки и трагизм комизма 8 мальчиков и 9 девочек». Такой темы и нет нигде! Списать не с чего! Завтра двойка обеспечена. Разборки с «родоками», лишение дискотеки и т. д. и т. п. Доклад по биологии написал, карту Гватемалы нарисовал, десять задачек решил, наблюдение по физике провел, сообщение по русскому подготовил, 53 страницы по истории вызубрил, текст по немецкому перевел, изучил овощеводство. А вот это уже не могу. Надоело, замучили, совсем бедным детям покоя нет. Пойду спать. (Уходит.)
Голос: Заснул наш герой, и снится ему волшебный сон.
Звучит мелодия песни «Куда уходит детство». Выходит Сказительница, бьет челом и начинает повествование.

Сказительница: Добрых снов, гости дорогие, веселья и радости! Поведать хочу вам правдивую историю, случившуюся в сказочном государстве. Устраивайтесь поудобнее. Сказка начинается. Жила-была многодетная семья: бабушка, 8 мальчиков и 9 девочек.

Звучит таинственная мелодия.

Классный руководитель:
Удачи, взлеты и ненастья,
Жизнь полосата, как матрас.
Мой пик учительского счастья -
Вы, мои дети, весь наш класс.
И к вам всем сердцем обращаюсь,
На мысли я себя ловлю.
Поверьте, я не притворяюсь,
Я каждого из вас люблю.
Дорогие ребята, мы отправляемся с вами в сказочное путешествие на свидание с прошлым.

1. Классный руководитель: Первая наша стоянка - Малышовая.

«Угадай, кто это?»
Демонстрируются фотографии, сделанные в детском саду.

Классный руководитель: Давайте мы с вами вспомним это славное время. Помните, как, забравшись на табуретку, вы читали в детском саду стихи на утренниках, а родители со слезами радости и гордости смотрели на своих артистов? Кто желает выступить в такой роли?
Желающие встают на стульчик и читают детские стихи. Прочитавшим вручаются  конфетки.

2. Классный руководитель: Следующая наша стоянка - Начальная школа.
Звенит звонок, в класс под песню «Первоклашка» входит первая учительница со своими новыми учениками.

Первоклассница: Я Кузнецова Валерия Николаевна. Сейчас мы проведем с вами урок письма. Научимся красиво писать заглавную букву «А». (Первоклассница объясняет написание букв, ведя рукой по воздуху, а девятиклассники повторяют за ней движения.)
Начинаем писать букву «А» снизу, чуть выше нижней линии, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх, не доходя до верхней строки, опускаем палочку на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. Затем отводим ручку влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.
А теперь предлагаю отгадать кроссворд «4 рака».
1. РххАхКх
2. РАКххх
3. хРАххххК
4. ххРххАхКх

1. Этот рак из сатина сшит. (Рубашка.)
2. Этот рак на Луну летит. (Ракета.)
3. Этот рак - долгожданный день. (Праздник.)
4. Этот может вспорхнуть на пень. (Куропатка.)
Теперь  задание такое. Придумайте предложение со следующими словами: школа, учитель, директор, одноклассники.
Ответ: Бедному учителю досталось от директора школы за моих одноклассников.
Мне понравились ваши предложения. Но звенит звонок, закончился урок.

Выходит следующая первоклассница, представляется по имени, отчеству, фамилии. Она учитель математики.
Учитель математики: Решите задачи.
1. В автобусе ехали 50 человек. На остановке 7 человек вошли, 3 вышли. На следующей  вышел один, а вошли 4, на следующей вышли 15, вошли 2.
Ну, сосчитали? А теперь кто мне ответит, сколько остановок сделал автобус?
(Автобус сделал 4 остановки.)

Следующий первоклассник называет свое имя и представляется учителем физкультуры.

Учитель физической культуры: Я проведу с вами любимую игру для начальной школы. Вспомнили? Начинаем.
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
(Пауза.)
Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный  до ушей?
(Пауза.)
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто из вас своим трудом
Украшает класс и дом?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто, хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?
(Это я, это я, это все мои друзья!)

3. Классный руководитель: А теперь отправляемся с вами дальше в дорогу.
Следующая наша стоянка - Кабинетно-учебная.
1) Урок русского языка.
Учитель: А теперь, ребята, давайте придумаем предложение с прямой речью, в котором было бы обращение. Пожалуйста, Максим!
- Людмила Владимировна, отпустите меня домой!
- Хорошо.
Максим встает, берет портфель и идет к двери.
- Ты куда?
- Но вы же сами меня отпустили!
2) Урок истории.
- Толик, сколько войн вела Испания в ХV веке?
- Шесть.
- Перечисли их.
- Первая, вторая, третья, четвертая, пятая и шестая.
3) Урок географии.
- Сонгуль, иди к карте и покажи Черное море.
- Я не могу показать Черное море, ведь моря тут все синие.
4) Урок биологии.
- Андрей, скажи, пожалуйста, все ли грибы съедобны?
- Все. Но некоторые один раз.
5) Урок математики.
- Умар, ты снова списал пример!
- Ирина Александровна, вы же говорили, что с отличника Вити нужно брать пример, вот я и взял у него…
6) Урок английского языка.
Алла: Не понимаю, зачем мне нужно учить английский?
Лилия Михайловна: Но ведь полмира говорит на английском языке!
Алла: Так неужели этого мало?
7) Урок рисования.
Наталья Васильевна: Ильяс, я же просила нарисовать человека и палатку. Где же человек?
Ильяс: Он в палатке.

4. Следующая стоянка - Номинация.
Классный руководитель:
Время протекает быстротечно,
Год за годом пролетело 9 лет.
Детство, к сожалению, не вечно,
В сердце оставляет добрый след.
А сейчас я объявляю начало торжественной церемонии вручения медалей.
Ученикам вручаются медали: «Честь класса», «Совесть класса», «Юмор класса», «Сила класса», «Надежность класса», «Доброта класса», «Скромность класса», «Ум класса», «Спорт класса»,  «Артист класса», «Неразгаданная тайна» и др.

Учащиеся поют песню-переделку (композитор Александра Пахмутова):
В коридорах становится тише,
Тает детское время чудес,
До свиданья, родимая школа.
Шлем тебе наш последний
привет!

До свиданья, наш класс,
до свиданья,
Парта школьная, тоже прощай.
Пожелай исполненья желаний,
Новой встречи нам всем
обещай…

Расстаются друзья,
Остается в сердце нежность.
Будем дружбу беречь,
До свиданья, до новых встреч.

Пожелаем друг другу успеха,
И добра, и любви без конца.
И прощальное школьное эхо
Остается в душе и в сердцах.

Классный руководитель:
Я выпускаю вас… Я, кажется,
успела
О многом рассказать и многое
спросить.
Еще один звонок, и будете
на деле
Доказывать, чему смогла вас
научить.
Любите, думайте, дерзайте.
Но в глубине своей души
Частичку детства оставляйте.
А я всегда там буду жить.
Удачи! Не забывайте детство, школу, своих учителей и одноклассников. Вы навсегда в моем сердце!  

Классный руководитель вручает ученикам шарики с пожеланиями.

​Валентина РЕШЕТОВА, учитель химии и биологии средней школы №3 Курского района Ставропольского края