- Сергей Витальевич, вы 20 лет руководите образованием города. В стране за два десятилетия произошло много изменений. Что-то поменялось кардинально за это время в системе образования?
- Да, образовательные учреждения получили больше прав и свобод. Теперь все они либо автономные, либо бюджетные, казенных больше нет. Переход на новый правовой статус - это дополнительная ответственность руководителя каждой школы. За выполнение определенного муниципального задания школы получают конкретные деньги и сами распределяют финансовые потоки. Раньше отдел образования принимал всех учителей на работу, существовала огромная кадровая служба, сейчас эта сфера также в ведении школ. Куда меньше, чем прежде, вмешиваемся в вопросы содержания образования. Вникаем, конечно, но по закону каждое учреждение, имея собственную образовательную программу, автономно в выборе направлений и профилей. В результате у каждой школы свое лицо, которое определяется не абстрактными желаниями чиновников, а интересами детей, характером данного социума.
- Представьте, пожалуйста, образовательную систему Алапаевска.
- У нас 12 школ, но скоро станет 11: по стратегии снижения неэффективных расходов будут соединены два учебных заведения, одна начальная школа вольется в среднюю. Несколько школ являются победителями конкурса на лучшее образовательное учреждение по инновационной деятельности и получили крупные гранты на развитие.
- В Алапаевске нет школ повышенного статуса, почему?
- Просто так сложилось. Но каждое образовательное учреждение имеет свой профиль, чем-то отличается от других. Есть, конечно, и несколько лидеров. Вообще многое определяется социальной средой и ее запросами.
Если учебное заведение набирает в десятый класс менее 15 желающих, он не открывается. Например, школа №5 так называемого рабочего городка в этом году его не набрала. Это не значит, что она работает плохо. Я бы сказал, наоборот, она правильно ориентирует своих ребят на рабочие специальности, на образование в колледже и успешность в этом направлении.
Пять лет назад мы пытались создать специальную школу для десятых-одиннадцатых классов. Выделили здание, бросили клич. Но выпускники предпочли остаться там, где учились, или перейти в уже действующую школу с полным общим образованием. Идея не реализовалась, но постепенно переросла в иное качество. При методическом центре отдела образования создана Школа успеха. Учителя по нескольким предметам приглашают детей из всех городских учебных заведений для углубленных занятий, серьезного изучения предметов (перечень определяется запросами детей и соответствует тем предметам, которые они сдают на экзаменах).
О том, что система работает эффективно, свидетельствует количество выпускников 11-х классов, поступающих в вузы, - 92%. И главное - результаты сдачи ГИА и ЕГЭ. В то время как в последние два года по всем предметам результаты в общей массе снизились, у нас они сохранились на прежнем уровне, и средний балл по единому государственному экзамену выше областного и общероссийского на 7-10 единиц.
- Сергей Витальевич, было время, когда любой разговор с руководителем образовательной сферы сводился к перечню финансово-хозяйственных сложностей и разведению руками: ничего не поделаешь, все в таких условиях. Сейчас ситуация изменилась?
- То, что вы описали, наш бывший министр образования называл «плачем Ярославны», неизбывным и... бесполезным. Сегодня такой подход абсолютно не актуален.
Во-первых, потому что финансовые проблемы из неразрешимых перешли в разряд хоть и непросто, но решаемых. Мы вошли в программу развития образования Свердловской области до 2020 года. Очень много уже сделано. Больше у нас нет школьных зданий в явно аварийном состоянии. Главная же гордость - за четыре года удалось создать 385 мест в сфере дошкольного образования: за счет уплотнения и реорганизации имеющихся детских садов и размещения в трех школах - №3, 6 и 15 - дошкольных групп. В 2015 году будут открыты два новых дошкольных учреждения: в городе и в поселке Шайтанском. Это просто прорыв, ведь годами нового ничего не строилось. В результате у нас практически исчезнет очередь в детские сады, все нуждающиеся от трех до семи лет получат место в дошкольном учреждении.
Во-вторых, это уже скорее психологический момент, сейчас не модно плакаться. 20 лет назад мы, бывало, приходили в министерство или директора школ - в отдел образования: «Дайте, пожалуйста, нам необходимо!» Сегодня управленец сам должен решать любые задачи. Не умеешь - «с вещами на выход». Возможности расширились, но и степень ответственности возросла. Все логично.
- А учит кто? Какова ситуация с педагогическими кадрами?
- На 1 февраля 2015 года закрыты все педагогические вакансии: чтобы какой-то предмет остался без учителя, такого нет, это невозможно. Традиционно большой спрос испытываем на специалистов русского языка, математики и, впервые в новом учебном году, педагогов начальной школы.
За последние пять лет в систему образования Алапаевска пришло около десятка молодых специалистов, недостаточно, чтобы принципиально омолодить школы, к тому же лишь треть из них остаются в профессии. Мы стараемся заинтересовать молодых: кроме единовременного пособия на два года даем первую категорию либо повышающий коэффициент, так что зарплата у них сразу такая же, как у стажистов, это после потребуется «заслужить» категорию. Но молодых, понятно, интересует жилье, а с этим сложно - как везде. Мы заключаем договоры с педвузами о целевом наборе, ребята получают дополнительные баллы, поступают учиться, затем возвращаются к нам. Кстати, уровень наших учителей очень высок: 97,8% из них имеют высшее образование.
- Сергей Витальевич, как вы считаете, отношение общества к образованию в последние годы изменилось?
- Большинство родителей понимают, что ребенку необходимо качественное образование, пусть даже на уровне девяти классов.
Одна из приоритетных задач для руководителя сегодня - это выстраивание отношений на разных уровнях: с родителями, с широкой общественностью, с администрацией, с городской Думой. Доказывать постоянно и всем приоритетность вопросов образования. В бюджете Алапаевска образование составляет 53%. Раз нам многое дано, с нас много и спрашивают, это справедливо.
В городе сложилась особая культурная среда. Это связано с именем Чайковского, 175 лет со дня рождения которого отмечается в нынешнем году. А также с тем, что в 1918 году в Алапаевске содержались в заключении члены семьи Романовых. У нас проходят Царские дни, Царские чтения, сюда приезжают люди из разных городов и даже стран. Вещи, о которых я говорю, сложно измерить, они как будто разлиты в воздухе. На таком фоне сформировалось особое образовательное пространство, которое, с одной стороны, имеет естественный для уральского города технический уклон, с другой - большой интерес к гуманитарной сфере.

Статфакт

    Финансовые проблемы из неразрешимых перешли в разряд решаемых: в бюджете Алапаевска образование составляет 53%.
    За четыре года удалось создать 385 мест в сфере дошкольного образования. В этом году будут открыты два новых дошкольных учреждения.
    На 1 февраля 2015 года закрыты все педагогические вакансии. Большой спрос на специалистов русского языка, математики и впервые - педагогов начальной школы.
    За последние пять лет в систему образования Алапаевска пришло около десятка молодых специалистов. Кроме единовременного пособия на два года им дается первая категория или повышающий коэффициент.

Свердловская область, Алапаевск