Рабочее время учителя: что изменил министерский приказ?
10 марта вступил в силу приказ Минобрнауки РФ №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Мы попросили директоров воронежских школ и представителей Воронежского обкома профсоюза ответить на вопрос, каковы принципиальные отличия принятого документа от предыдущего.
Адрес статьи: http://www.ug.ru/article/815

Школьный бюджет перекроили не в пользу детей

Сергей Погодин, директор школы №4, г. Нелидово, Тверская область: «В школах есть важная статья расходов под названием «учебная». Именно из средств этой статьи школа обеспечивает учеников учебниками, компьютерным оборудованием и оргтехникой, канцелярскими принадлежностями, спортивным оборудованием, мебелью, стендами и наглядными пособиями. Именно из этой статьи должны финансироваться главные изменения современной школы - внедрение ФГОС, предусматривающее новые учебники и соответствующее оборудование. В Тверской области решили, что эти расходы в школах не нужны, и мне предложили подписать дополнительное соглашение, согласно которому эти расходы в моей школе урезаются на 982 тысячи из 1,5 млн рублей. Таким образом, необходимые учебные расходы сокращаются на 70%!»
Адрес статьи: http://www.ug.ru/insight/497

ЕГЭ на ощупь: как будут сдавать экзамен дети с ОВЗ?
Если экзамен по английскому языку в стандартных классах длится не более 15 минут, то для слепых и слабовидящих детей его продолжительность увеличена до 1,5 часа, причем к каждому экзаменующемуся ребенку прикреплен ассистент, который выполняет за него всю техническую работу. Задания и инструкции распечатываются в текстовом виде шрифтом Брайля. Если ребенок находится на домашнем обучении, местные органы образования обязаны организовать для него передвижной пункт сдачи ЕГЭ и принять экзамен прямо у него дома.
Адрес статьи: http://www.ug.ru/article/810

iPIPS в России: анализ против интуиции

Тема индивидуального прогресса школьников набирает обороты. Становится все яснее, что нужно начинать исследования именно с начальной школы, где закладывается потенциал к дальнейшему обучению. Первые шаги в направлении подобных исследований сделаны у нас в стране во многом благодаря проекту The International Performance Indicatorsin Primary Schoolsproject (iPIPS). Успешный пилотный этап дал отечественным исследователям возможность подтвердить качество проделанной работы по адаптации инструментария и выйти уже на более масштабный уровень.
Адрес статьи: http://www.ug.ru/article/812

Ребенок посещает порносайты? Значит, пришло время поговорить...
Осуждать за проявление у ребенка интереса к взаимоотношению полов нельзя, как нельзя наказывать за то, что ребенок научился говорить, ходить и прыгать... Интерес детей к сексуальной стороне жизни так же обычен, как интерес к небу, солнцу, природе.
Адрес статьи: http://www.ug.ru/insight/494

По каким критериям оценивать инновации в образовании?
В рейтинге стран по уровню развития инноваций в образовании в 2014 году Россия заняла 49-е место - между Таиландом и Грецией. Но что такое инновации в образовании? Мода или реальный двигатель школьного прогресса? По каким критериям оценить инновацию? И как сделать так, чтобы она не сломала учебный процесс, а обогатила его? Оказывается, тонкостей больше чем достаточно...
Адрес статьи: http://www.ug.ru/article/814

Загул - аврал. По этому принципу мы живем, работаем и учимся
Посмотрим внимательнее на нашу систему школьного образования. Годовая аудиторная нагрузка у детей в возрасте 7-8 лет (520 часов) одна из самых низких в мире, затем - на следующих уровнях - она постепенно приближается к средним европейским значениям, но!.. Резко увеличивается количество обязательных для изучения предметов, поэтому часов на освоение одного предмета (скажем, биологии или экономики) российские школьники тратят меньше, чем их зарубежные сверстники.
Интересно сопоставить и годовые учебные графики: всем известно, что у нас самые длинные летние каникулы, да и дополнительного отдыха в течение года хватает. При этом большинство детей (да и - что греха таить! - часть педагогов) на время каникул просто «выпадает в осадок», да так, что потом с трудом вспоминает изученное в предыдущем году. Первые недели сентября уходят на адаптацию и повторение пройденного. И последняя неделя мая тоже на учебную уже не похожа.
Сейчас за организацию продуктивных каникул взялись серьезно: образовательные поездки, каникулярные школы, языковые курсы, летние познавательные лагеря. Какой процент детей они охватывают? А какой при этом зависает между маем и сентябрем, выключая все школьные привычки?..
Вот и получается, что система сама часто переносит все на домашние задания, родительский надзор, кружки и репетиторство. К двум часам пополудни наши дети уже свободны от уроков (в США, Германии, Великобритании - в лучшем случае к четырем; кстати, в расписание занятий там входит и самоподготовка), школа обычно не предлагает условий (включая методические) для организации самостоятельной работы.
Значит, садимся дома - перед телевизором и/или компьютером, с тарелкой «перекуса» и чатами в мобильнике - и за три часа с тычками и окриками родителей делаем уроки, которые можно легко сделать за полтора.
Так можно ли помочь родному министерству в его нелегкой борьбе за оптимизацию домашних заданий? Конечно, можно. И есть конкретные предложения.
Адрес статьи: http://www.ug.ru/insight/492

Смотрите на сайте «УГ» видеоуроки лучших учителей страны!
Уроки всех участников всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2014» опубликованы по адресу: http://www.ug.ru/toy_video/archive

NB! Тексты материалов сайта «УГ» приведены с сокращениями. Полные версии можно прочесть по указанным ссылкам. Ждем вас на нашем сайте и страницах «УГ» в Фейсбуке, ВКонтакте и Твиттере. Напоминаем, что материалы сетевой «Учительской газеты» не повторяют полосы бумажной «УГ», но продолжают профессиональную дискуссию по важнейшим темам образования на открытой интернет-площадке.