День карьеры, на который пришли около 100 студентов городских педагогических учебных заведений, начался со встречи с людьми, уже занимающими ответственные должности в сфере образования. Например, о своем опыте прихода в профессию и о карьерном движении рассказали заведующие детскими садами, руководители научно-методических центров, ученые, а также директор педагогического колледжа №8 Людмила Иванова.
Поскольку встреча предполагала работу в формате дискуссии, то молодежь не замедлила задать вопросы, которые требовали вдумчивого и искреннего ответа. Ребят интересовало, нужно ли планировать карьеру или «само придет»? Что такое успех в карьере и что важнее - вертикальный рост или горизонтальное развитие? Какими качествами должен обладать педагог, чтобы состояться в профессии? Достаточно ли для этого любви к детям или плюс к ней необходимо быть решительным, целеустремленным и напористым? Что такое успех в карьере? Людмила Иванова заметила, что, считая себя опытным управленцем, ничего не стала бы менять в прошлом, только пересмотрела бы свой график, с тем чтобы больше времени уделять семье.
По задумке организаторов день карьеры педагога был спланирован по принципу «лестницы». После дискуссионной площадки следовали мастер-классы, каждый из которых должен был стать ступенькой в карьере. Или по крайней мере шагом вперед в осмыслении личностного ресурса. Молодежь размышляла о том, что такое имидж педагога, кто должен им заниматься и как сегодня выглядит педагог в глазах окружающих. Признаться, ничего утешительного из уст вчерашних школьников не прозвучало. На их взгляд, в большинстве своем учителя в школах - это «синие чулки», предпочитающие сдержанный, классический стиль одежды, чьей отличительной особенностью является потребность много и долго говорить. Сами будущие педагоги убеждены, что свой имидж учитель формирует сам, и при этом быть супермодным не обязательно, главное - быть с молодежью на одной волне. Кроме того, поскольку имидж - это восприятие тебя окружающими, важно думать о себе с позитивом и не поддаваться унификации, присущей школе.
Не менее интересной и поучительной была мастерская, посвященная целям, смыслам и ценностям педагогического образования. Здесь ребятам посоветовали отправиться в будущее и увидеть себя через 10 лет. И описать себя подробно и точно. Кем работаешь, чем занимаешься? Любопытно, что многие из «путешественников во времени» разглядели в себе иные таланты и сообщили, что выбрали иное профессиональное поприще. Кто-то «работал» переводчиком, кто-то - гувернанткой, кто-то - тренером, кто-то - криминалистом. Впрочем, были и те, кто связал свой профессиональный путь с педагогикой или психологией. Однако ни один из участников мастерской не обмолвился о руководящем посте.
Вообще, как показал приватный опрос, молодежь, видящая себя в педагогической профессии, считает карьеру и педагогику «параллельными прямыми». Ребята больше говорили о служении, о самоотдаче, нежели о выстраивании стратегии, ведущей к должности руководителя. Причем что бы ни звучало о горизонтальных достижениях, для молодежи слово «карьера» прочно ассоциируется со словом «начальник». А где начальник, там ответственность и риск. Как заметила одна студентка, из-за этой ответственности можно упустить возможность устроить личную жизнь.
Такая позиция, с одной стороны, не может не радовать: семейные ценности для молодежи превалируют над профессиональными. Но с другой стороны, по словам координаторов мастерских, то, что никто из «солдат» не хочет быть «генералом», настораживает. Эта тенденция может привести и уже приводит к тому, что высшие должностные обязанности исполняют люди, не знающие педагогической «кухни», зато владеющие законами менеджмента.

Санкт-Петербург