Мы живем в ритме постоянно меняющейся, ускоряющейся жизни, ставящей подростков в сложные ситуации выбора. Ситуации, где нельзя оставаться безразличным к происходящему вокруг, необходимо уметь принять решение, защитить, взять ответственность на себя. Естественно, это волнует не только меня. В принятой в сентябре 2014 года Концепции развития дополнительного образования отрадно видеть, что «дополнительное образование направлено на формирование полноценной, самодостаточной личности - всесторонне развитой, ответственной, способной адаптироваться к известному и неизвестному в развивающемся мире». Для меня эти установки отнюдь не пафосные, они жизненные. Здесь можно думать о способности современных детей к поступкам.
Я уверен, что готовность к поступку как человеческое качество «родом из детства». Ко мне приходят разные ребята: серьезные и легкомысленные, физически сильные и слабые, читающие и не читающие вообще, любящие работать и откровенно не умеющие это делать. И мне важно вместе с ними, в очередной раз сделав усилие, шагнуть вперед на пути их взросления.
На занятиях мы отрабатываем движения, собираем-разбираем лодки, изучаем техники гребка и «эскимосского переворота», тренируем силу, выносливость. Думаю, каждый педагог, конечно, мечтает о том, что именно его воспитанник добьется наивысших результатов, что именно его воспитанники станут победителями крупных стартов или конкурсов. Да и как можно работать с ребятами, если нет такой мечты! Но победителями и даже призерами становятся не все, а наивысших результатов добиваются вообще единицы.
А как научить не испугаться? Как отработать навык помощи другу? Как сформировать умение испытывать чувство сострадания и сопереживания? Согласитесь, эти профессиональные глаголы-термины в данном случае звучат неубедительно и сухо. Мы часто выезжаем на соревнования и сборы. Дороги долгие, есть возможность говорить с ребятами о том, что их волнует, вызывает восхищение или неприятие, о любимых фильмах, музыке, книгах. Вместе мы смотрим фильмы о войне, пытаясь каждый для себя ответить на вопрос: «А я смог бы вынести, не сломаться, не струсить?» В мирное время тоже возникает необходимость проявить силу, выдержку, отвагу. И в этом ребятам помогают занятия спортом.
Бытует мнение: главное в спортсмене тренированные мышцы. Спорно. Сам в свое время окончил Московский государственный университет им. Н.Э.Баумана, затем Московскую академию физической культуры. Знаю наверняка: побеждает думающий, умеющий анализировать, сопоставлять, рассчитывать.
Наш клуб называется «Дети белой воды». Когда вода бурлит, вспенивается, падает с высоты, она ослепительно-БЕЛАЯ. Вода - уникальная стихия. Постоянно меняющаяся, непредсказуемая. Быть на воде - значит быть готовым к трудностям, изменениям. Это значит - взять на себя ответственность, уметь побеждать. «Вот, новый поворот... Что он нам несет: пропасть или взлет, омут или брод?» Этот незаменимый опыт не приходит без чувства горести и разочарования от проигрыша. Моя задача - помочь ребенку открыть свое «я», не дать ему отступить и опустить руки. Показать ему, что, чтобы победить в состязании, надо победить в первую очередь самого себя, ведь проигрыш - это всего лишь один шаг к победе. Главная победа - это преодоление себя. Человек, прошедший в детстве такую школу, способен на поступок. Да, «только тот истинно учен, кто хорошо поступает». Этому можно учиться всю жизнь, но как здорово, что мои воспитанники начинают осваивать эту сложную науку с детства.

Марина ЗОЛОТАРЕВА, педагог дополнительного образования ГБПОУ «Воробьевы горы»:

- «А это наша вторая мама!» - так меня представила мама одного из моих выпускников, поступившего в один из ведущих технических вузов. Это было так неожиданно, но в то же время приятно, что я смутилась.
Работая, мы не замечаем, сколько времени проводим со своими учениками. Порой даже больше, чем со своими детьми. Каждый из нас, педагогов, оставляет в жизни своих учеников частичку себя, дает старт к новым достижениям, помогает понять: «Кто же Я? Что Я хочу? Каким и кем Я хочу стать?»
К сожалению, в наше время погоня за хорошими оценками, сдачей экзаменов, получением дипломной корочки стала приоритетной. Оценку используют как поощрение или наказание (не только оценку качества усвоения знаний, но и поведения). Часто родителям важно лишь то, что написано в дневнике ребенка, а не то, что он узнал нового для себя, что его волнует.
Еще в 4 г. до нашей эры Луций Сенека, римский философ, поэт и государственный деятель, писал: «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», и это высказывание не потеряло своей актуальности.
Очень часто, спрашивая родителей, почему ребенок не пришел на занятия, получаю ответ: «Он был наказан за плохие оценки или поведение в школе». Манипулируя таким образом детьми, взрослые не отдают себе отчета в том, что будет потом, когда ребенок вырастет, какие манипуляции он будет придумывать для них...
Сегодня сплошь и рядом принято «спасать ребенка», делая за него выбор и в семье, и в школе - какие книги читать, по каким учебникам и книгам учиться, какое задание выбирать. И все воспитание вообще сводится к тому, чтобы накормить, одеть, оплатить услуги репетиторов и купить любимую игрушку для своего горячо любимого дитя. Ребенок, в свою очередь, получив отличный аттестат, на самом деле совсем не подготовлен к реальной жизни: он не умеет входить в контакт с другими, не умеет договариваться, лишен самостоятельности, боится допустить ошибки и в результате оказывается в тупике.
На своих занятиях я обучаю ребят основам робототехники, но главное - я их учу дружить, сотрудничать, договариваться, понимать друг друга, находить решения для преодоления трудностей, уметь радоваться за успехи товарищей, обретать собственную позицию и выражать свое мнение, что в конечном итоге пригодится каждому из них в жизни. Для меня важно дать детям как можно больше свободы выбора, научить их самостоятельно устанавливать планку своих достижений, почувствовать радость от занятий, желание «проживать свое обучение», получать удовольствие от самостоятельно принятых решений.
В моем коллективе есть дети, которые трудно переносят неудачи и поражения, стараются «спрятаться», «сбежать» от них. К ним я отношусь с особой осторожностью, постоянно подбадривая, внушая веру в свои силы, делая акцент на их успехи.
Успехи бывают разные: большие, маленькие, средние, могут быть «так себе». Даже самый маленький успех по «весу» может ничем не уступать большому. Такие успехи (помогли товарищу сделать задание, научились чему-то) - благодарность и похвала самому себе, радость за самого себя, а не оценка и признание со стороны. Успех в жизни человека - это ПОБЕДА. Из маленьких побед получаются большие победы и соответственно большие результаты, которые принесут внутреннее согласие с самим собой! Сколько счастья и радости за самих себя я вижу на лицах своих учеников, когда они, объясняя или подсказывая, приходят на помощь товарищу! Успех рождает желание достичь высоких результатов, получить удовлетворение.
Девиз образовательного комплекса «Воробьевы горы», в котором я работаю, - «Будь готов к жизни!». В нашей стремительно изменяющейся и ускоряющейся жизни много нового и неизведанного. Надо быть готовыми преодолевать трудности и неудачи, быть готовыми к ЖИЗНИ.
Будь готов к жизни! Будь уверенным в себе, настойчивым, не впадай в отчаяние, поверь в себя, будь оптимистом - это и мой девиз, который я передаю своим ученикам. Только тогда, когда есть внутреннее согласие с самим собой, гармония, можно осознать свою ценность и найти истинное признание, уважение и любовь.
Главное, что необходимо показать каждому человеку, - высший смысл жизни и возможность быть Человеком.

Александр САВИНИЧ, педагог дополнительного образования школы №439 «Инженерный лицей «Интеллект»:

- В эпоху цифровых и интернет-технологий очень сложно успеть за новыми знаниями, которые постоянно обновляются: ежегодно объем знаний человечества увеличивается в 10 раз. За стремительным потоком информации не успевают даже специалисты.
Очевидно, что знания, получаемые школьниками из учебников, фундаментальные, но не передовые. Как же заинтересовать детей в получении знаний о новейших разработках в области техники? Как возбудить в подрастающем поколении интерес к науке?
Ведь у наших маленьких тружеников, перегруженных школьной программой, порой нет времени просто поиграть - насладиться беспечной порой детства.
И тут на помощь приходит система дополнительного образования, задача которого расширить и углубить школьные знания. Передвижная учебная лаборатория «Нанотехнологии и материалы» - «НАНОТРАК» Дворца творчества «Интеллект», которую я представляю, считает своей главной задачей просвещение в области таких актуальных сегодня знаний, как нанотехнологии.
Моя педагогическая цель - сделать все возможное, чтобы от полученных в лаборатории знаний у детей загорались глаза, чтобы восторг и восхищение от того, что они собственными руками творят чудеса, остались с ними надолго.
Лабораторные работы, которые я провожу со школьниками, позволяют им почувствовать, что овладение знаниями - это такая же жизненная необходимость, как еда или тепло.
Когда дети работают с приборами - новейшими разработками ученых, в их души закрадывается неизгладимая страсть к познанию, та самая, которая и движет человечеством на пути к прогрессу.
На мой взгляд, задача современной школы не только в том, чтобы дать детям конкретный объем знаний, но и научить их применять эти знания в реальной жизни, научить понимать, где и как работают законы физики, химии, экономического или общественного развития.
Школа должна научить детей самостоятельно получать знания из безбрежного информационного пространства, отсеивая ненужное, отбирая действительно важное и полезное, нужно научить детей воспринимать фундаментальную базу школьной программы не только как необходимую для социального роста, а и как толчок к действию, к постоянному познанию и самосовершенствованию.
Научить учиться не для оценок, а для будущей плодотворной, интересной жизни - основная задача современного учителя, какой бы предмет он ни преподавал.
Уйти от шаблонов и устарелых догм, по-новому преподнести знания. Сделать процесс обучения не обязанностью, а необходимостью. Сложная, но решаемая для педагогов задача.
Наши дети, каждый выпускник образовательного учреждения - это наше будущее. Современные школьники должны осознавать, что знания, которые им дает школа, - лишь фундамент, опираясь на который они пойдут дальше к новым знаниям и новым научным открытиям, к новым техническим и технологическим достижениям, улучшающим нашу жизнь, высвобождающим время людей для творчества на благо всего человечества, во славу России.

Кирилл СУСЛОВ, педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ имени А.В.Косарева:

- Недавно со мной произошел очень интересный случай, о котором я хочу рассказать. Случилось это после учебного занятия. Я уже отпустил всех ребят и собирался уходить домой, когда в дверь заглянула мама моей ученицы Алисы. Извиняясь, что отнимает у меня время, она попросила совета: «Кирилл Александрович, мне нужна ваша помощь. Моя Алиса хочет заниматься всем и сразу, я этим очень сильно обеспокоена, не будет ли ее рвение к творчеству мешать успеваемости в школе, посоветуйте, что мне делать?» Я был, мягко говоря, обескуражен: человек, который старше меня почти на десять лет, просит совета. Вот что я ей ответил:
«Все мы когда-то были детьми. Кто-то из нас мечтал о покорении новых вершин и звездах, а кто-то был более любознательным и рассудительным, мог доказать, что «земля круглая». А ваша Алиса мне напоминает ту самую «Алису в стране чудес». Обе они, как в сказке Льюиса Кэрролла, познают мир методом проб и ошибок, основываясь на своих личных ощущениях. Пусть этот мир сказочный, не настоящий, со своими необыкновенными героями, но это их мир. Мне кажется, что у вас нет повода для беспокойства. Ваша Алиса с удовольствием пробует себя в различных видах творческой деятельности. Она увлекающаяся девочка, а ведь только увлеченные творчеством ребята точно знают, что если в голове пусто, а руки не заняты делом, никакие школьные науки, поучительные рассказы старших не помогут им реализоваться в жизни.
Когда я был маленьким, мне, как и Алисе, тоже было любопытно пробовать себя в разных областях. С огромным желанием я посещал не только занятия по акробатическому рок-н-роллу, но и уроки по актерскому мастерству, плаванию, большому теннису, техническому моделированию. Мне было безумно интересно абсолютно все, я пытался объять необъятное, и знаете, чем больше я был занят, тем больше успевал. Я не выбирал себе профессию, я хотел получить удовольствие от познания чего-то нового. В то время я даже не мог подумать, что мои детские увлечения откроют передо мной те самые «новые вершины». И сейчас, добившись определенных успехов в жизни, я могу совершенно точно сказать, что стремление больше уметь и знать - это маленький удивительный мир, в котором можно складывать свою маленькую жизнь, как пазл, брать отовсюду понемножку и переносить этот бесценный опыт познания во взрослую жизнь.
Познание жизни через творчество не игрушка, здесь все по-взрослому: свои амбиции, взлеты и падения, переживания, поиски и проекты и совсем не школьные предметы. Здесь можно повстречаться с удивительными людьми и выдуманными персонажами, разобрать часы и накормить кукушку, натренировать свое тело, чтобы легко складываться, как веер или подзорная труба, а главное - научиться давать себе превосходные советы, жить со смыслом и удовольствием. И не огорчайтесь, если у Алисы не все получится сразу. Пусть узнает мир увлеченно, учится с улыбкой. Такой улыбкой, какая была у чеширского кота. Такая улыбка никогда не растает, она навсегда останется в сердце, как и опыт, приобретенный в детстве. Ведь не для учителей и родителей, а для жизни учится ваша Алиса! Согласны?»